Мурманское УФАС: конкуренцию на рынке нефтепродуктов ограничивали согласованные действия компаний

Мурманское УФАС установило, что конкуренцию на рынке нефтепродуктов ограничивали согласованные действия. Управлением были исследованы изменения цен во втором полугодии 2008 года на рынке розничной реализации бензинов автомобильных в отношении автобензинов А-76(80), АИ-92, АИ-95. По результатам анализа полученных данных были выявлены признаки согласованного поддержания цен на перечисленные марки бензинов на территории города Мурманска в отсутствие на то объективных экономических причин хозяйствующими субъектами: ОАО «НК «Роснефть»-Мурманскнефтепродукт», ЗАО «Экспонефть» и ООО «Статойл Ритэйл Оперэйшнс».
Как сообщает Нина Ивановна Назаркина, руководитель регионального УФАС, на заседании комиссии Мурманского УФАС, состоявшемся 5 мая 2009 года, в действиях этих продавцов нефтепродуктов установлены следующие закономерности. Инициатором конкуренции по цене товара в рассматриваемый период времени являлось ООО «Лукойл – Северо-Западнефтепродукт». После его действий по снижению стоимости бензинов А-76(80), АИ-92 либо АИ-95 на изменение рыночной конъюктуры последовательно реагировали остальные компании. Затем рыночная ситуация оставалась неизменной до очередного снижения цен на топливо Мурманским филиалом «Лукойла».
Таким образом, комиссия Управления ФАС по Мурманской области установила, что участвовал в ценовой конкуренции только ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт», проводя собственную независимую ценовую политику. ОАО «НК «Роснефть»-Мурманскнефтепродукт», ЗАО «Экспонефть» и ООО «Статойл Ритэйл Оперэйшнс» реагировали на уже свершившееся реальное изменение рыночной ситуации, последовательно повторяя действия друг друга по снижению розничных цен. Попыток самостоятельно участвовать в ценовой конкуренции указанными хозяйствующими субъектами не предпринималось.
Тем не менее, у хозяйствующих субъектов в период с июля по декабрь 2008 года, когда цены оставались неизменными, они устанавливались в различных условиях (издержки, цена приобретения топлива, различия в учётной политике компаний-продавцов). Следовательно, поддержание розничных цен на бензины автомобильные не являлось следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все компании, действующие на рынке реализации нефтепродуктов. При этом объективные причины, которые могли бы вызвать отсутствие конкуренции между ОАО «НК «Роснефть»-Мурманскнефтепродукт», ЗАО «Экспонефть» и ООО «Статойл Ритэйл Оперэйшнс», антимонопольным органом не обнаружены.
Таким образом, комиссия Мурманского УФАС пришла к выводу о том, что три вышеназванные компании согласованно поддерживали розничные цены на автобензины марок А-76(80), АИ-92, АИ-95 во втором полугодии 2008 года, воздерживаясь от ценовой конкуренции между собой. Это соответствовало интересам каждого из них, об их поведении было известно друг другу, и оно не было вызвано обстоятельствами, в равной мере влияющими на всех хозяйствующих субъектов.
Такие действия на товарном рынке подпадают под запрет, установленный частью 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен.
В соответствии с антимонопольным законодательством на основании решения комиссии Мурманского УФАС компаниям ОАО «НК «Роснефть»-Мурманскнефтепродукт», ЗАО «Экспонефть» и ООО «Статойл Ритэйл Оперэйшнс» выдано предписание о недопущении согласованных действий, направленных на поддержание розничных цен на нефтепродукты.
Комментарии
Конфереция