Оборот нелегального рынка в Петербурге составляет около 20 тысяч тонн нефтепродуктов в месяц – Олег Ашихмин

В Москве состоялся Всероссийский Форум малого и среднего предпринимательства. В его работе приняли участие председатель Правительства РФ Владимир Путин, руководители ведущих министерств, предприниматели России. Для участия в Форуме из Петербурга в Москву отправилась целая делегация. В ее числе – и Олег Ашихмин, президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга. Сегодня он делится своим мнением о том, с какими проблемами приходится сталкиваться бизнесу и что нужно сделать в нашем государстве, чтобы их было меньше.

- Олег Борисович, нефтяной рынок всегда на слуху. О нем говорят, пожалуй, больше, чем о каком-либо другом. И СМИ без внимания не оставляют, и государственные органы держат под постоянным контролем…

- Да, это так. Но это совершенно понятно. От цен на топливо зависит очень многое – как в целом в экономике страны, так и в жизни отдельных автомобилистов. Без внимания широкой общественности топливный рынок не будет никогда. Другое дело, что основная масса россиян видит лишь поверхность этого большого айсберга. Для них цена – некий индикатор. Поднялась – плохо, давай ругать нефтяников и розничных операторов. Опускается – никто и не замечает. Реально оценить процессы, которые идут в этой отрасли экономики могут только специалисты.

- Не так давно правительство провозгласило новый лозунг: снять все административные барьеры! В Министерстве экономического развития даже приступила к активной деятельности рабочая группа по снижению административных барьеров. По вашему опыту, что больше всего мешает развиваться топливному рынку?

- Мы даже получили запрос от этой рабочей группы – указать, какие именно барьеры мешают деятельности предприятий. Свое видение ситуации мы уже отправили в Москву. Лично мне видится, что государственное давление на топливном рынке может быть одно из самых сильных. К примеру, Антимонопольная служба держит компании, работающие здесь, под таким пристальным наблюдением, что в некоторых из них есть сотрудники и даже отелы, задача которых работать только с этим ведомством. Ведь нужно готовить еженедельные (!) отчеты – об уровне оптовых и розничных цен, множество документов, где отражены самые дательные и мельчайшие сведения. Просто тотальный контроль! В случае задержки – штрафы…
При этом Антимонопольная служба далеко не единственный государственный орган, перед которым постоянно приходится отчитываться. Деятельность АЗС строго регламентирована, при ее открытии и даже реконструкции должно быть получено огромное количество согласований и разрешений. При этом на рынке есть масса нелегальных продавцов, которые действуют в нарушение всякого законодательства. Так называемый, серый рынок – нелегальные бензовозы, модульные АЗС, работающие на закрытых территориях. И если легальный бизнес работает под пристальным вниманием и контролем госорганов, то нелегальный существует сам по себе. Вот это, на мой взгляд, одна из самых серьезных проблем нашей экономики.

- Проблема в самом существовании нелегального бизнеса?

- Я бы сказал немного иначе – в разделении рынков. Это, во-первых, А во-вторых, в их неравноправности. Это системная проблема российской экономики. Ведь серые рынки есть не только в топливной сфере, по сути дела, они есть в любой отрасли. Взять ту же фармацевтику, любой другой бизнес. Получается, что есть две параллельные экономики. Легальная подвергается всяческому давлению и контролю, нелегальная – живет, что называется, в свое удовольствие, получая доходы и не платя налоги. Неравноправие колоссальное!
И это еще не все: нелегальная экономика отбирает у легальной значительную часть рынка. У легальной объемы падают, а у нелегальной, наоборот, растут и растут. При этом все проверки, одна за другой, идут в легальную компанию. Она платит значительные налоги, пополняя и федеральный, и городской бюджеты. Серый рынок обходится без давления чиновников, подчиняясь, совершенно другим правилам.

- У вас есть какие-то конкретные примеры?

- Конечно… За ними и ходить, точнее – ездить, далеко не надо. Достаточно проехать по кольцевой дороге или трассе на Москву. Присмотритесь повнимательнее – там часто встречаются стоящие бензовозы. Это и есть нелегальные продавцы топлива.
В городе много так называемых модульных АЗС. Как правило, у них есть сертификаты от производителей, но сам по себе сертификаты не дают разрешение на розлив топлива именно в этом месте. Необходимы согласования с МЧС, экологами, все согласования должны быть зафиксированы в проекте. Для открытия АЗС это необходимые и обязательные условия. Только те модульные станции, которые работают с выполнением всех этих требований, могут считаться легальными. Все остальные работают вне закона.

- Во сколько вы оцениваете оборот нелегального рынка?

- Эксперты считают, что он может составлять около 20 тысяч тонн в месяц. Крупнотоннажная фура заправляет за один раз приблизительно 250 литров дизельного топлива. Получается, в месяц нелегалы делают порядка 100 тысяч заправок! Колоссальные объемы! Если пересчитать по другим параметрам, то цифра получится еще более шокирующая: приблизительно столько прокачивают в месяц 90 АЗС. Иными словами, в регионе есть еще один крупный топливный оператор. Нелегальный!
При этом легальных продавцов жестко контролируют, бесконечное число проверок происходит постоянно. Нелегалы же оказываются вне внимания государственных органов. На мой взгляд, должен контролироваться весь рынок.

- У вас есть какие-то предложения?

- В самих проверках нет ничего плохо. Государство обязано выступать регулятором. Оно устанавливает правила игры, оно контролирует их выполнение. Мое мнение, что все должно быть разумно. Хотелось бы, чтобы был устранен двойной контроль. Очень часто различные требования запрашивают практически одинаковые сведения. Запросы приходят от всевозможных организаций, отвечать нужно в строго ограниченные сроки. Часто наверху придумывают новые требования, выполнение которых требует отвлечения серьезных финансовых средств. При этом ни практической, ни экономической целесообразности в них нет никакой.

- Как вы оцениваете введение Технического регламента?

- Все понимают, какие цели преследует этот документ. Правительство думает о будущем, это верно. Но в самом регламенте есть много положений, требующих разъяснений. Там далеко не все понятно топливным операторам. Из-за этого может возникнуть множество проблем в реализации нужного и правильного документа.
Нужно учитывать и то, что введение Технического регламента потребует значительных инвестиций – не только в область переработки, но и в хранение топлив, их исследований, в розничную торговлю. При этом все перемены должны произойти в 2009 году. И все это на фоне экономического кризиса, который существенно уменьшил возможности инвестирования.
А вообще, на мой взгляд, сектор розничной торговли на топливном рынке в России является наиболее передовым. Сравните наши АЗС с западными, они ведь ничем не уступают им ни по используемым технологиям, ни по сервису, который получают автомобилисты.
Комментарии
Конфереция