Правительство РФ обсуждает вопрос выделения средств на строительство независимых НПЗ

Война ФАС против нефтяников за цены на бензин принимает неожиданный оборот. Устав от вертикально интегрированных нефтяных холдингов, которые всегда могут доказать, что их цены на топливо самые справедливые и экономически обоснованные, правительство задумалось над строительством независимых нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Как заявил замглавы ФАС Анатолий Голомолзин, в кабинете министров обсуждается возможность выделения бюджетных средств на строительство независимых от крупных нефтяных компаний НПЗ. "Правительство в рамках программы мер обсуждает необходимость создания независимых от вертикально интегрированных компаний НПЗ, и даже обсуждаются вопросы о выделении на эти нужды средств бюджета и соответствующих других фондов", - заявил А.Голомолзин. Ранее в ходе очередных "бензиновых" разбирательств антимонопольщики предложили разделить розничную торговлю бензином и переработку и добычу нефти, ограничив таким образом деятельность крупных нефтекомпаний. Проще говоря, ФАС предложила отнять у них АЗС. Причина этого проста: почти во всех регионах России, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, конкуренции рынке топлива почти нет. В каждом регионе есть доминирующая компания, которая фактически может регулировать цены по своему усмотрению. Монополисты злоупотребляют своим положением, устанавливая высокие цены на нефтепродукты как в оптовом, так и в розничном звене, что, естественно, не нравиться ФАС. ФАС в прошлом году уже штрафовала "Газпром нефть", "ТНК-BP", "ЛУКОЙЛ" и "Роснефть", но даже эти сравнительно небольшие штрафы компании оспаривают в суде. Тогда антимонопольщики предложили способ окончательно решить проблему: необходимо принципиально изменить структуру бизнеса ВИНК, выделив из их состава компании-владельцы АЗС и обособив этот бизнес от остальных видов деятельности нефтяных компаний. Но видимо теперь у антимонопольщиков есть другая идея - подправить ситуацию не в конечном звене цепи, а в среднем, в переработке черного золота. Ведь сейчас те немногие независимые АЗС страдают как раз от того, что ФАС требует снизить цены на бензин, угрожая санкциями, но НПЗ и не думают продавать свой оптовый товар дешевле, чем раньше. Если с НПЗ, принадлежащим крупным нефтекомпаниям, будут конкурировать независимые заводы, жизнь розничных торговцев бензином может стать проще. А уж если эти НПЗ будут государственными и идея воплотится в жизнь как задумывалось, ФАС сможет праздновать победу.
Комментарии
Конфереция