Кризис поспособствовал развитию биржевой торговли нефтепродуктами – Сергей Леонтьев

Биржевые торги нефтепродуктами на Бирже «Санкт-Петербург» стартовали 17 сентября 2008 года. Сегодня 65 компаний подали установленные требованиями правил торгов документы на аккредитацию, были одобрены Экспертным советом по торговле нефтепродуктами и допущены к торгам. За истекший период заключены контракты на поставку более 30,5 тыс. тонн топлива, включающего бензины и мазуты. Общая сумма контрактов составила порядка 180 млн. рублей. О принципах биржевой торговли нефтепродуктами и планах работы биржи в интервью информационному агентству Au92 рассказал заместитель генерального директора ЗАО Биржа «Санкт-Петербург» Сергей Леонтьев.

Кризис поспособствовал развитию биржевой торговли нефтепродуктами – Сергей Леонтьев  - Сергей Николаевич, с сентября и по сегодняшний день наблюдаете ли вы динамику активности участников в биржевых торгах нефтепродуктами?

- Практика показывает, что за последние несколько месяцев и количество участников, и количество выставленных объемов намного увеличилось. Торги проводятся еженедельно, обычно две сессии в неделю. За последние две недели спрос на продажу и покупку нефтепродуктов со стороны участников возрос до 70-80 тысяч тонн. Но в связи с тем, что  с 1 апреля произошел новый скачок цен, покупатели еще не готовы приобретать нефтепродукты по новым ценам, а продавцы не готовы продавать дешевле. Поэтому в настоящий момент получился некий «разрыв» в предложении и спросе. Но, я думаю, к середине месяца он сократиться и сделки будут заключаться.

В целом активность компаний по выходу на биржевые торги, связана, скорее всего, с кризисом. У нефтяных компаний появились объемы на продажу, сформированные по остаточному принципу. То есть, сначала нефтяные компании обеспечивают топливом свои сбытовые структуры, потом свои экспортные поставки, а все остатки, они могут продать на внутреннем рынке, в том числе, через биржу. В связи с тем, что наступил финансовый кризис, на экспорт стало уходить достаточно мало топлива поэтому и появились свободные объемы.

- Какая компания может стать участником биржевых торгов нефтепродуктами?

- К участию в торгах допускаются только компании из нефтяной отрасли. Во-первых, компания должна быть профессионалом на рынке нефтепродуктов. Во-вторых, она не должна иметь неоплаченных долгов по банкам и по бюджету любого уровня. Должны быть своевременно оплачены все налоги. И прежде чем допустить как продавца, так и покупателя к участию в торгах, мы это все проверяем.

Сегодня у нас аккредитованы покупатели с Башкортостана, и практически со всей России: из Москвы, Санкт-Петербурга, Мурманска, Архангельска, Карелии, Самары, Ижевска, Казани, с Дальнего Востока. Отгрузки на сегодняшний день осуществляются с пяти базисов: ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», Киришский НПЗ, Ярославский НПЗ, Московский НПЗ, и Уфимская группа НПЗ.

- Каковы затраты для компаний по выходу на участие в торгах?

- Затраты очень низкие. На нашей бирже одни из самых льготных условий. Компания платит 5000 рублей в год за техническую поддержку. Покупатель платит 0,1% комиссионного сбора с НДС от оборота. Продавец не платит ничего. Например, компания продает 2000 тонн мазута по цене 4000 рублей за тонну, цена топлива для покупателя вырастает всего на 4 рубля.

- Какому товару, виду топлива, продаваемому через торги, отдается предпочтение? С чем вы связываете эту тенденцию?

- У нас представлена вся номенклатура нефтепродуктов: бензины, дизельное топливо, мазут, газовый конденсат. Но, например, бензин Аи-98 - продукт специфичный, в больших объемах невостребованный, поэтому им мы не торгуем. Что касается остальной линейки светлых и темных топлив, мы все продаем. Другое дело, что в связи с выходом технического регламента по бензинам постепенно будет уходить бензин Аи-80. В Москве, Санкт-Петербурге уже стараются покупать бензины и дизельное топливо не ниже классов Евро 3 и 4. Что касается темных нефтепродуктов, ничего не поменялось, спрос по всей России на них как был, так и остался. Со временем, по мере модернизации НПЗ в соответствии с требованием технического регламента, спрос на светлые нефтепродукты стабилизируется.

- Кто несет ответственность за качество товара, реализуемого через биржевые торги, и его поставку?

- На сегодняшний день на бирже отработано два механизма. В первом случае, если продавцом является нефтяная компания, биржа просто регистрирует сделку и отслеживает выполнение контрагентами своих обязательств. Поставщиком в данном случае является ВИНК или его 100% дочерняя структура. Качество гарантируется НПЗ, и каких-либо проблем не было ни разу.

В случает если в торгах участвует трейдер, деньги покупателя за поставку нефтепродуктов блокируются на бирже на специальном торговом счете. До поступления надлежащего качества товара покупателю, деньги продавцу не переводятся. Покупатель купил нефтепродукты, оплатил их на биржу, биржа деньги заблокировала, покупатель получил продукцию, качество и количество которой его устраивают, только после этого деньги отправляются продавцу. Если в качестве, количестве что-то не устраивает, продавец получает либо штрафные санкции, либо вообще не получает денег, а получает свой товар обратно. Все прозрачно и понятно.

Сейчас мы разрабатываем вопрос по предоставлению банковской гарантии. В этом случае, уполномоченные биржей банки смогут давать банковские гарантии и кредиты по заключенным сделкам участникам торгов. Могу сказать, что интерес к этому проекту есть и со стороны банков, и со стороны биржи, и со стороны участников, поскольку им не придется отвлекать оборотные средства  на обеспечение гарантийных обязательств по участию в торгах, а можно будет оплачивать товар по мере поступления выручки.

- Насколько отработан механизм по документообороту, проведению торгов электронным способом, системе по оплате налогов?

- Могу сказать, что все механизмы отработаны на 100%. Система электронных торгов - это как электронный магазин-аукцион: один предложил цену на продажу, другой предложил цену на покупку. Когда цена совпала, сделка совершается по общепринятому у нефтяников документообороту, мы ничего нового не привносили. Для налоговой, фискальных органов мы делаем выписку из реестра биржевых сделок. По этой выписке налоговая не может предъявить претензии к продавцу и покупателю, что они или завысили или занизили цену, так как сделка заключена в процессе открытых торгов и цена по данной сделке в соответствии с налоговым кодексом РФ признается рыночной.

- Можно ли говорить о том, что биржа становится ценовым индикатором на топливо внутри страны?

- На сегодняшний день на биржевых торгах определяется рыночная цена свободного объема. Однако, чтобы биржа реально заработала, все нефтяные компании должны, по нашей оценке около 5% от производства нефтепродуктов выставлять в свободную продажу по свободным рыночным ценам. Этого будет достаточно, чтобы наполнить внутренний рынок и создать нормальный индикатор цен. Пока этот объем находится на уровне 1-2%.

- Каковы планы биржи по топливному направлению на ближайшую перспективу?

- Во-первых, мы хотим поработать с нефтью. У нас заключен договор с ОАО «Татнефть», которая поставит в продажу через биржу нефть своей добычи. Также, у нас есть наработки по газовому конденсату, который преимущественно является сырьем на экспорт. Сейчас    российское законодательство не позволяет иностранным компаниям участвовать на бирже. Поэтому мы совместно с финскими коллегами разрабатываем схемы возможной поставки нефтепродуктов на экспорт с соблюдением норм Российского законодательства. Возможно, со временем будем продавать и газ.

Комментарии
Конфереция