В России хотят заменить транспортный налог на взимаемый с продавцов топлива акциз

В России рассматривается возможность замены транспортного налога на акциз, который будет взиматься с компаний-продавцов топлива в регионах,- по такой схеме финансируется дорожное строительство в США. Законопроект пока не рассмотрен Госдумой, однако известно, что правительство не поддержало инициативу. Вчера свой отрицательный отзыв подготовили и депутаты Мосгордумы. По их мнению, законопроект, в частности, ухудшит положение льготников.
Законопроект, который вчера обсуждали московские парламентарии,- это поправки в Налоговый кодекс РФ, инициированные депутатами Волгоградской областной думы (документ находится в Госдуме, а Мосгордума решала подготовить на него отзыв). Суть новаций сводится к тому, чтобы отменить действующий в России транспортный налог и ввести вместо него "налог на реализацию горюче-смазочных материалов".
Собираемый сегодня с автовладельцев транспортный налог зависит от мощности двигателя транспортного средства и определяется региональными властями самостоятельно: к примеру, в Москве владелец 100-сильной машины ежегодно платит 700 руб., 110-сильной - 2,2 тыс. руб. "У многих автовладельцев машины стоят месяцами в гаражах, а некоторые наезжают сотни километров в день,- пояснил глава комитета по бюджетам, налогам и финансовой поддержке волгоградской думы Владимир Попов.- И те и другие платят одинаковый налог. Наше решение - привязать налог к цене горючего, которое тратится во время поездок". По задумке депутатов, компании, которые продают топливо, будут платить новый налог в местный бюджет. "Мы понимаем, что это приведет к увеличению цены на топливо, но ведь взамен водители не будут платить транспортный налог", - заметил Попов. Размер предлагаемого акциза он не назвал, отметив, что "цифры находятся в разработке".
На сегодняшний день нефтяные компании уже платят акциз с реализации топлива (например, 3,62 тыс. руб. за тонну бензина с октановым числом выше 80; 1,08 тыс. руб. - за тонну солярки). При этом, как пояснил Попов, если компания зарегистрирована в Москве, а принадлежащий ей нефтеперерабатывающий завод находится в Волгограде, то налог делится в неравных долях между двумя региональными бюджетами. По предложенной же волгоградскими депутатами схеме налог поступает в бюджет региона, где реализуется топливо.
"Предложение здравое - по такой схеме содержится дорожная сеть в США,- рассказал исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.- В России такая система уже работала в 2002-2003 годах". По его словам, тогда компании фактически сами решали, в каком регионе платить налог (благодаря большому количеству региональных "дочек"). "Доходило до того, что это использовалось как финансовый рычаг давления на местную власть, поэтому от такой схемы отказались",- пояснил Сергиенко.
"Нам как налогоплательщикам все равно, в какой бюджет платить налог,- прокомментировали инициативу в пресс-службе компании ЛУКОЙЛ.- Нас, скорее, беспокоят размеры акциза, ведь сейчас в цене бензина 60% налоговых обременений".
Между тем правительство РФ уже отказалось поддержать инициативу по формальным признакам: в частности, из-за того, что значение термина "горюче-смазочные материалы" в законопроекте никак не раскрывается, а принятие закона вызовет "усложнение налогового администрирования". Депутаты Мосгордумы вчера приняли постановление, в котором также отказались поддерживать инициативу волгоградских коллег. "Существующий транспортный налог не платят льготники - Герои СССР, владельцы автомобилей до 70 л. с., общественный транспорт,- пояснил депутат Мосгордумы единоросс Александр Крутов.- В предложенном законопроекте никаких льгот не предусмотрено вообще, а если бы и были, то как проверить каждого покупателя на заправке?" Крутов считает, что через Волгоградскую область проходит большой поток транзитного транспорта, и "депутатам просто обидно, что область с этого ничего не получает".
Комментарии
Конфереция