Василий Смеречук: «Паленого» топлива на петербургском рынке практически нет»

Введение Технического регламента непременно изменит топливный рынок страны; в первую очередь нововведения затронут операторов рынка. Но и автомобилисты спустя короткое время должны почувствовать перемены. О том, что ждать с внедрением новых стандартов, рассказывает руководитель Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Василий Смеречук.
- Василий Романович, на ваш взгляд, как введение в России технического регламента повлияет на топливный рынок?
- Технический регламент определяет общие правила в сфере нефтепродуктообеспечения внутри страны. В какой-то степени он приближен к практике, которая существует сегодня на западе, и, поэтому, отношение к нему может быть только положительное. Документ преследует цель улучшить экологическую ситуацию в России за счет применения моторных топлив, соответствующих самым современным экологическим требованиям. Кроме того, это поможет стимулировать модернизацию нашей нефтеперерабатывающей промышленности к выпуску конкурентно способных нефтепродуктов и изменения баланса в экспорте между нефтью и нефтепродуктами в пользу последних. Что касается Санкт-Петербурга, ситуация здесь способствует тому, чтобы мы оперативно перешли на новые условия и обеспечили автомобилистов топливом по новым стандартам.
- Согласно проверкам, которые осуществляет ваше ведомство, сколько сегодня в городе несоответствующего нормам топлива?
- Общее состояние с топливом в городе хорошее. Сброса на рынок так называемого «паленого» топлива, как это было в конце 90-х годов, практически нет. Если и есть какие-то проблемы, связанные с качеством, то они касаются не более 10% всего реализуемого на рынке топлива. И связано это преимущественно не с поставками некачественных нефтепродуктов, а скорее с человеческим фактором. Например, нарушаются сроки зачистки резервуаров, может происходить смешение нефтепродуктов разного уровня качества, что тоже недопустимо. Учитывая, что на рынке сегодня работают серьезные топливные компании, в Санкт-Петербурге таких ситуаций практически нет. Операторы работают в рамках закона. Совсем недавно мы провели проверку с Роспотребнадзором - по заданию генеральной прокуратуры. Она показала, что наша оценка не расходится с реальным состоянием дел. Говорить, что в городе есть какая-то очень негативная ситуация, нельзя. Наши водители могут серьезно не беспокоиться. Эта система стала возможной благодаря планомерной настойчивой совместной работе правительства Санкт-Петербурга в лице комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, ведущих топливных компаний, объединенных в Нефтяной клуб и федеральных надзорных структур.
- Тем не менее, может ли автомобилист инициировать отбор проб на АЗС и как это сделать?
- Конечно, может, и схема достаточно простая. Главное требование, которое необходимо соблюдать – при подозрении на некачественное топливо необходимо оперативно инициировать его проверку, и, конечно же, при заправке автомобиля нужно сохранять все чеки. Мы можем эффективно помочь только в том случае, если топливо в резервуаре на АЗС, из которого оно было налито, еще не израсходовано и не завезена новая партия. Партия топлива из резервуара в городе расходуется примерно в течение суток, на второстепенных дорогах – за двое-трое суток. В этом случае, если водитель, отъехав от АЗС, заметил какие-то проблемы с автомобилем, необходимо обратиться к нам. Мы оперативно выезжаем на АЗС, отбираем пробу топлива из резервуара. Если показатели отобранных проб не соответствуют стандарту, в результате чего возникли проблемы с двигателем, водитель имеет право в судебном порядке потребовать от топливной компании компенсации. Однако, в условиях конкуренции такие ситуации очень редки, но если они и случаются, то компания, как правило, дело до суда не доводит, и все убытки автомобилиста компенсирует.
- Техрегламент действует уже месяц. Какие мероприятия сегодня осуществляются в рамках исполнения требований техрегламента?
- В настоящее время мы ведем совместную работу с компаниями, работающими на городском рынке нефтепродуктообеспечения. В конце 2008 года мы совместно с Нефтяным клубом Санкт-Петербурга провели программу повышения квалификации для специалистов российских топливных компаний «Качество автомобильного топлива». В рамках двухдневного семинара представители предприятий нефтепродуктообеспечения не только из Санкт-Петербурга, но и из других российских городов познакомились с современными системами контроля качества топлива. Один день они полностью провели на нефтебазе «Ручьи», где выполнен колоссальный объем работ, связанных с переходом на новые стандарты. У компаний разработаны планы перехода к реализации топлив в рамках техрегламента. Они ищут поставщиков, которые будут гарантированно поставлять им топливо соответствующего качества. Они активно работают с органами по сертификации для того, чтобы обеспечить соответствующими документами топливо, выпущенное в оборот после 1 января 2009 года. В настоящее время ведется контроль топлив на соответствие обязательных требований и стандартов, на которые имеются еще действующие сертификаты.
- Как ваше ведомство проверяет автозаправочные станции? На что в первую очередь обращается внимание?
- При проверке розничной сети мы, как правило, проверяем наличие документов, паспортов качества, наличие сертификатов и подтверждение того, что на АЗС проводится комплекс мероприятий, обеспечивающих качество нефтепродуктов, т.е. соблюдается соответствующая процедура по приемке топлива, проводится обязательный ежемесячный контроль остатков топлива в резервуаре. На АЗС обязательно должны присутствовать протоколы испытаний и контрольных анализов топлив в стационарной лаборатории. Один раз в два года должна проводиться зачистка резервуаров, что тоже должно быть отражено в соответствующей документации. Вот те мероприятия, которые обязан проводить любой оператор автозаправочной станции; они обеспечивают сохранение качества топлива, реализуемого через эту сеть.
- С введением технического регламента что изменится для автомобилистов?
- Тот бензин, который сегодня реализуется основными топливными операторами в Санкт-Петербурге и поставляется с нефтеперерабатывающих заводов, в целом удовлетворяет требованиям регламента, касающихся не столько влияния топлив на техническое состояние двигателя автомобиля, сколько на экологические параметры. Поэтому для автомобилистов ситуация в городе сегодня обстоит неплохо.
Комментарии
Конфереция