11.03.2009 08:43
Комментарии: 0
Просмотры: 845
17 февраля 2009 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) приняла решение о возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении нефтяных компаний ОАО «Лукойл», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпром нефть» и ОАО «ТНК-BP Холдинг». Об этом заявил руководитель ФАС России И. Артемьев на заседании Президиума коллегии ФАС России.
«В конце 2008 года произошло снижение розничных цен на топливо в среднем на 20%, тем не менее, динамика снижения не соответствовала темпам падения мировых цен на нефть во многом по причине поддержания нефтяными компаниями монопольно высоких цен на нефтепродукты», - заявил И. Артемьев. - «В начале 2009 года компаниями был допущен необоснованный рост оптовых цен, что в ряде регионов уже привело к некоторому повышению цен в рознице. В прошлом году ФАС России возбудила более 150 дел о нарушениях антимонопольного законодательства на рынках нефтепродуктов. С начала этого года 22 дела в отношении участников топливного рынка».
Материалы для возбуждения дел были получены на основании данных собственного мониторинга ФАС России по ситуации на оптовых и розничных рынках нефтепродуктов, данных независимых исследовательских организаций, а также многочисленных жалоб от физических и юридических лиц, поступивших по различным каналам в антимонопольную службу.
В большинстве обращений организаций, государственных учреждений и граждан, направленных в адрес ФАС России, говорится, что ситуация на топливном рынке ведет к тяжелым последствиям в различных сферах.
Цитата из обращения Администрации Молоковского района Тверской области: «[…цены на топочный мазут выросли с 12 января 2009 года по 7 февраля 2009 года в два раза: с 3,5 тыс. рублей за тонну до 7 тыс. рублей за тонну».
Одной из главных тем в поступающих жалобах являются проблемы в сельском хозяйстве. Резкое и необоснованное увеличение цен на горюче-смазочные материалы может привести к срыву посевной кампании 2009 года. По данным Минсельхоза РФ, основанным на исследованиях Росстата, цена реализации зерна изменялась непропорционально стоимости топлива.
Цитаты из обращений:
Союз сахаропроизводителей России: «[…по данным оперативного мониторинга Союзсахара в центральном Черноземье стоимость дизельного топлива в январе с.г. составляла 10500 руб/т, а в феврале - уже 16000 руб/т…] […Подобные факты в условиях финансового кризиса и удорожания кредитных ресурсов могут привести к срыву посевной кампании 2009 года…]» Администрация Тамбовской области: «[…резкий скачок цен на дизельное топливо произошел в период массовой подготовки сельскохозяйственных предприятий к посевной кампании, что ставит под угрозу обеспечение их стабильного функционирования в условиях кризисных явлений…]» Заместитель руководителя ФАС России А.Голомолзин отметил, что «нефтяные компании, которые были признаны нарушившими антимонопольное законодательство и оштрафованы осенью 2008 года, не выполняют предписанного антимонопольным органом комплекса мер, направленного на создание здоровых конкурентных условий на рынке топлив». По мнению А. Голомолзина, «данные меры являются крайне актуальными в текущей экономической ситуации и направлены на недопущение экономически и технологически необоснованного сокращения поставок нефтепродуктов на внутренний рынок с целью обеспечения устойчивого предложения нефтепродуктов на внутреннем рынке в соответствии со складывающимся уровнем спроса».
Цитата из обращения угольных компаний Кемеровской области: «Резкое повышение цен на энергоносители ставит на грань выживания угледобывающие предприятия Кемеровской области, ведущих открытую разработку, так как составляющая ГСМ в себестоимости добытой продукции имеет значительную долю, от 12 до 18%. Несмотря на значительное повышение цен, отсуствует необходимый объем ГСМ на складах в Кемеровской области. Кроме того, не подтверждаются отгрузки с нефтеперерабатывающих заводов (традиционные поставщики: Омский НПЗ, Ачинский НПЗ, Уфимский НПЗ, Ангарский НПЗ)».
«Помимо этого, компаниям было предписано не допускать компенсации снижения доходности от поставок нефти и нефтепродуктов на внешний рынок повышением цен на нефтепродукты на внутреннем рынке», - напомнил замруководителя ФАС России. С начала 2009 года из-за снижения рыночных цен на топливо на зарубежных рынках, которые формируются на товарных биржах, экспортная альтернатива для нефтяных компаний стала менее выгодна.
Публичная позиция нефтяных компаний состоит в том, что их действия полностью отвечают условиям конкуренции и интересам общества. Однако фактическая позиция изложена в судебных исках указанных юридических лиц, в которых оспариваются предписания ФАС России, направленные на развитие конкуренции. В частности, оспаривается необходимость обеспечения на постоянной основе реализации на внутреннем рынке нефтепродуктов на товарной бирже или электронной торговой площадке. Это позволило бы обеспечить увеличение количества участников, обеспечить процедуры равного доступа к торгам, необходимые для установления рыночного порядка ценообразования на топливо. Помимо этого, нефтяные компании не согласны с требованием ФАС ведения организациями, входящих в структуру данных ВИНКов, раздельного учета затрат и доходов. Эта мера необходима для обеспечения прозрачности ценообразования. Компании также оспаривают предписание об обеспечении возможности заключения прямых контрактов на период 2009 года и последующие годы на оптовую реализацию нефтепродуктов на недискриминационных условиях, прежде всего, в отношении компаний, не входящих в одну группу лиц с данными нефтяными компаниями. Это проявляется и в действиях компаний.
Продолжение цитаты из обращения угольных компаний Кемеровской области: «Заводы отказываются от прямых поставок на угледобывающие предприятия и принуждают работать через посредников, одновременно повышая для них цены».
ФАС России считает поведение указанных юридических лиц неконкурентным и полагает, что игнорирование федеральных законов, ведущее к прямому нарушению интересов граждан Российской Федерации, может стать основанием для применения всего спектра санкций, предусмотренных законодательством о защите конкуренции.
«В конце 2008 года произошло снижение розничных цен на топливо в среднем на 20%, тем не менее, динамика снижения не соответствовала темпам падения мировых цен на нефть во многом по причине поддержания нефтяными компаниями монопольно высоких цен на нефтепродукты», - заявил И. Артемьев. - «В начале 2009 года компаниями был допущен необоснованный рост оптовых цен, что в ряде регионов уже привело к некоторому повышению цен в рознице. В прошлом году ФАС России возбудила более 150 дел о нарушениях антимонопольного законодательства на рынках нефтепродуктов. С начала этого года 22 дела в отношении участников топливного рынка».
Материалы для возбуждения дел были получены на основании данных собственного мониторинга ФАС России по ситуации на оптовых и розничных рынках нефтепродуктов, данных независимых исследовательских организаций, а также многочисленных жалоб от физических и юридических лиц, поступивших по различным каналам в антимонопольную службу.
В большинстве обращений организаций, государственных учреждений и граждан, направленных в адрес ФАС России, говорится, что ситуация на топливном рынке ведет к тяжелым последствиям в различных сферах.
Цитата из обращения Администрации Молоковского района Тверской области: «[…цены на топочный мазут выросли с 12 января 2009 года по 7 февраля 2009 года в два раза: с 3,5 тыс. рублей за тонну до 7 тыс. рублей за тонну».
Одной из главных тем в поступающих жалобах являются проблемы в сельском хозяйстве. Резкое и необоснованное увеличение цен на горюче-смазочные материалы может привести к срыву посевной кампании 2009 года. По данным Минсельхоза РФ, основанным на исследованиях Росстата, цена реализации зерна изменялась непропорционально стоимости топлива.
Цитаты из обращений:
Союз сахаропроизводителей России: «[…по данным оперативного мониторинга Союзсахара в центральном Черноземье стоимость дизельного топлива в январе с.г. составляла 10500 руб/т, а в феврале - уже 16000 руб/т…] […Подобные факты в условиях финансового кризиса и удорожания кредитных ресурсов могут привести к срыву посевной кампании 2009 года…]» Администрация Тамбовской области: «[…резкий скачок цен на дизельное топливо произошел в период массовой подготовки сельскохозяйственных предприятий к посевной кампании, что ставит под угрозу обеспечение их стабильного функционирования в условиях кризисных явлений…]» Заместитель руководителя ФАС России А.Голомолзин отметил, что «нефтяные компании, которые были признаны нарушившими антимонопольное законодательство и оштрафованы осенью 2008 года, не выполняют предписанного антимонопольным органом комплекса мер, направленного на создание здоровых конкурентных условий на рынке топлив». По мнению А. Голомолзина, «данные меры являются крайне актуальными в текущей экономической ситуации и направлены на недопущение экономически и технологически необоснованного сокращения поставок нефтепродуктов на внутренний рынок с целью обеспечения устойчивого предложения нефтепродуктов на внутреннем рынке в соответствии со складывающимся уровнем спроса».
Цитата из обращения угольных компаний Кемеровской области: «Резкое повышение цен на энергоносители ставит на грань выживания угледобывающие предприятия Кемеровской области, ведущих открытую разработку, так как составляющая ГСМ в себестоимости добытой продукции имеет значительную долю, от 12 до 18%. Несмотря на значительное повышение цен, отсуствует необходимый объем ГСМ на складах в Кемеровской области. Кроме того, не подтверждаются отгрузки с нефтеперерабатывающих заводов (традиционные поставщики: Омский НПЗ, Ачинский НПЗ, Уфимский НПЗ, Ангарский НПЗ)».
«Помимо этого, компаниям было предписано не допускать компенсации снижения доходности от поставок нефти и нефтепродуктов на внешний рынок повышением цен на нефтепродукты на внутреннем рынке», - напомнил замруководителя ФАС России. С начала 2009 года из-за снижения рыночных цен на топливо на зарубежных рынках, которые формируются на товарных биржах, экспортная альтернатива для нефтяных компаний стала менее выгодна.
Сравнительная доходность при поставках дизельного топлива на внутренний рынок и на экспорт по данным Argus
Публичная позиция нефтяных компаний состоит в том, что их действия полностью отвечают условиям конкуренции и интересам общества. Однако фактическая позиция изложена в судебных исках указанных юридических лиц, в которых оспариваются предписания ФАС России, направленные на развитие конкуренции. В частности, оспаривается необходимость обеспечения на постоянной основе реализации на внутреннем рынке нефтепродуктов на товарной бирже или электронной торговой площадке. Это позволило бы обеспечить увеличение количества участников, обеспечить процедуры равного доступа к торгам, необходимые для установления рыночного порядка ценообразования на топливо. Помимо этого, нефтяные компании не согласны с требованием ФАС ведения организациями, входящих в структуру данных ВИНКов, раздельного учета затрат и доходов. Эта мера необходима для обеспечения прозрачности ценообразования. Компании также оспаривают предписание об обеспечении возможности заключения прямых контрактов на период 2009 года и последующие годы на оптовую реализацию нефтепродуктов на недискриминационных условиях, прежде всего, в отношении компаний, не входящих в одну группу лиц с данными нефтяными компаниями. Это проявляется и в действиях компаний.
Продолжение цитаты из обращения угольных компаний Кемеровской области: «Заводы отказываются от прямых поставок на угледобывающие предприятия и принуждают работать через посредников, одновременно повышая для них цены».
ФАС России считает поведение указанных юридических лиц неконкурентным и полагает, что игнорирование федеральных законов, ведущее к прямому нарушению интересов граждан Российской Федерации, может стать основанием для применения всего спектра санкций, предусмотренных законодательством о защите конкуренции.
Реализация ДТ по даннм ИА "Кортес" 2009 год |
|||||||||
2009 | |||||||||
ДТ (рубль/тонна) |
|||||||||
Наименование | Продавец | Январь | Февраль | Прирост цен с начала 2009 года | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 нед | 2 нед | 3 нед | 4 нед | 5 нед | 1 нед | 2 нед | |||
Средние по России | 15124.38 | 15136.52 | 15670.09 | 16618.42 | 17626.3 | 18571.13 | 18732.29 | 23.45% | |
ОАО "Лукойл" | Ухтанефтепереработка | 16425 | 16425 | 16425 | 16425 | 18225 | 18225 | 18225 | 10.96% |
НижегородНОС | 16925 | 16925 | 16925 | 16925 | 17925 | 17925 | 17925 | 5.91% | |
ПермНОС | 14425 | 14425 | 14853.57 | 15925 | 17825 | 17825 | 17825 | 23.57% | |
Средние по ОАО "Лукойл" | 15925 | 15925 | 16067.86 | 16425 | 17991.67 | 17991.67 | 17991.67 | 13.48% | |
ОАО "ТНК - ВР" | Рязанская НПК | 13900 | 14142.86 | 15000 | НД | НД | НД | НД | НД |
Саратовский НПЗ | 13750 | 13750 | 14500 | НД | НД | НД | НД | НД | |
Средние по ОАО "ТНК-ВР" | 13825 | 13946.43 | 14750 | НД | НД | НД | НД | НД | |
ОАО "НК "Роснефть" | Самарская группа НПЗ | 13650 | 13650 | НД | 16850 | 17150 | НД | НД | НД |
Ангарская НХК | 16550 | 16550 | 17335.71 | 19421.43 | 21325 | 21528.57 | 21800 | 31.72% | |
Ачинский НПЗ | 15850 | 15850 | 16278.57 | 18421.43 | 20200 | 20900 | 20900 | 31.86% | |
Комсомольский НПЗ | 19050 | 19050 | 19335.71 | 21235.71 | 22150 | 23750 | 24350 | 27.82% | |
Средние по ОАО "НК "Роснефть" | 16275 | 16275 | 17650 | 18982.14 | 20206.25 | 22059.52 | 22350 | 30.47% | |
ОАО "Газпром-нефть" | Московский НПЗ (50%) | 13150 | 13150 | 13757.14 | 15250 | 17150 | 17328.57 | 17400 | 32.32% |
Омский НПЗ | 14600 | 14600 | 14885.71 | 16350 | 17850 | 20135.71 | 21050 | 44.18% | |
СалаватНОС (ОАО "Газпром") | 14200 | 14200 | 15950 | 15950 | 15950 | 17150 | Н/Д | Н/Д | |
Сургутский ЗСК (ОАО "Газпром") | 13575 | 13575 | 13575 | 13725 | 14100 | 16200 | 16200 | 19.34% | |
Средние по ОАО "Газпромнефть" | 13875 | 13875 | 14321.43 | 15800 | 17500 | 18732.14 | 19225 | 38.25% | |
Средние по ОАО "Газпром" | 13881.25 | 13881.25 | 14541.96 | 15318.75 | 16262.5 | 17703.57 | 18216.67 | 31.94% | |
ОАО "ТНК-ВР"/ОАО "Газпромнефть" | ЯрославНОС | 15150 | 15150 | 15735.71 | 16792.86 | 18400 | 19614.29 | 20100 | 32.67% |
Средние по ВИНК | 15011.25 | 15035.54 | 15749.11 | 16879.69 | 18215.1 | 19342.26 | 19664.58 | 27.14% | |
OAO"ТАИФ-НК" | ТАИФ-НК (Нижнекамск) | 14900 | 14900 | 15621.43 | 16650 | 17050 | 17850 | 17850 | 19.80% |
ОАО "НК Русснефть" | ОрскНОС | 16550 | 16550 | 16550 | 17550 | 18800 | 18800 | 18800 | 13.60% |
независимые | Уфимская группа НПЗ | 14350 | 14350 | 14792.86 | 15578.57 | 16650 | 17650 | 17650 | 23.00% |
ОАО "Сургутнефтегаз" | Кинеф (Кириши) | 15150 | 15150 | 15400 | 15650 | 15650 | 16900 | 16900 | 11.55% |
Средние по Другим Хозяйствующим субъектам | 15237.5 | 15237.5 | 15591.07 | 16357.14 | 17037.5 | 17800 | 17800 | 16.99% | |
Комментарии