Продажи топлива на московских АЗС упали на 12-14%

Продажи топлива на московских бензоколонках упали примерно на 12-14%. Крупные строительные компании сокращают закупки, поясняют участники рынка. Падение продаж бензина наблюдается и в регионах. Эксперты указывают на наличие сезонных факторов, но признают, что кризис уже ударил по топливной рознице. Если деловая активность к весне не вырастет, оптовым продавцам бензина останется рассчитывать только на крупных сельхозпроизводителей.
«Продажи в России с начала 2009 года упали на 12-14% по сравнению с тем же периодом года прошлого», - сообщил источник в Российском топливном союзе (РТС). «Продажи на бензоколонках упали главным образом из-за сокращения объемов закупок корпоративными клиентами, например строительными компаниями», - уточнил он. «Эти цифры отражают ситуацию только по Москве, а не по России в целом, это оценочные данные», - уточнил исполнительный директор РТС Григорий Сергиенко. Компании действительно стали покупать меньше, подтверждает аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин. «У каждой крупной компании обычно есть запасы ГСМ на 20-30 дней, - поясняет он. - С началом кризиса и удорожанием наличности оборотные средства на закупку топлива сократились, и компании перешли на собственные запасы».
Сергиенко прогнозирует дальнейшее падение продаж топлива с последующей стабилизацией. Но на каком уровне она произойдет, он сказать затрудняется - все будет зависеть от общей деловой активности. Настроения московских заправщиков далеки от апокалиптических: в конце концов есть фактор сезонности продаж, которые обычно растут весной и осенью, а летом и зимой проседают. Лютягин не исключает, что рост продаж будет зафиксирован с появлением статистики за вторую половину февраля. «Компании уже потратили свои запасы и будут вынуждены вернуться на заправки, - говорит он. - По крайней мере в США спрос на автомобильное топливо постепенно восстанавливается. Если будет спрос на продукцию отечественных предприятий, будет спрос и на бензин».
Тем не менее промышленное производство в России упало в январе на 16% к январю прошлого года; строительная, химическая отрасли и металлургия серьезно пострадали от кризиса. «В прошлом году мы обычно продавали около 6 т бензина в день, но теперь это только 4,5-4,8 т, - цитирует сотрудника бензоколонки в Саратове. - Похоже, кредитный кризис - это не выдумка». Источники на терминалах (главных поставщиках топлива для независимых бензозаправок) сообщают о заказах только на малые объемы: продажи ограничивают нехватка наличности и трудности с кредитами. «Покупатели берут скудные объемы, поскольку текущие кредиты недостаточны для серьезных отраслей», - сетуют работники терминалов.
«Если весной спрос на конечный продукт российских предприятий не восстановится, пойдет вторая волна сокращения закупок бензина, связанная с банкротствами и уходом игроков с рынка», - не исключил Лютягин. Но ближе к маю, считает он, в любом случае можно ждать спроса на топливо со стороны крупных сельскохозяйственных компаний, которые вошли в список стратегических предприятий и которым государство, во избежание социального взрыва, будет давать кредиты. Они могут поддержать рынок в конце весны и придать ему импульс. Но в ближайшее время, считает аналитик, на рынке можно будет наблюдать некоторое оживление, связанное с исчерпанием топливных запасов крупных компаний.
Комментарии
Конфереция