Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, уточняющий уголовную ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Правительство РФ в пятницу внесло в Госдуму проект закона "О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса РФ". Законопроект направлен на совершенствование уголовного законодательства в целях реализации принципа неотвратимости ответственности за общественно опасные нарушения антимонопольного законодательства, а также обеспечения реальной возможности применения данной статьи правоохранительными органами. Диспозиция предлагаемой законопроектом части первой статьи 178 Уголовного кодекса /УК/ приведена в соответствие с новой редакцией закона "О защите конкуренции", использует терминологию этого закона, устраняет недопустимые пробелы и противоречия, терминологические несоответствия действующей редакции, ограничивает сферу применения данной статьи наиболее опасными нарушениями антимонопольного законодательства, которые повлекли недопущение, ограничение или устранение конкуренции и причинили крупный ущерб на сумму свыше 1 млн руб либо повлекли извлечение дохода в крупном размере на сумму свыше 5 млн руб. К числу таких нарушений антимонопольного законодательства относятся нарушения, выразившиеся в ограничении доступа на рынок, устранении с него других хозяйствующих субъектов, злоупотребление доминирующим положением, а также нарушение установленных статьей 11 закона "О защите конкуренции" запретов на ограничивающие конкуренцию соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов. Соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов запрещаются, если они имеют своим результатом недопущение, ограничение или устранение конкуренции. В части злоупотребления хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением часть первая статьи 178 УК ограничивается наиболее опасными видами таких запрещенных действий как: установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара; ограничение доступа на рынок, устранения с него других хозяйствующих субъектов; необоснованные отказ или уклонение от заключения договора. Законопроектом предлагается установить ответственность за такие нарушения антимонопольного законодательства, которые повлекли альтернативно или одновременно материальные последствия в виде причинения крупного ущерба или получения дохода в крупном размере. Учитывая, что в результате действий, приведших к нарушению антимонопольного законодательства, лицо, не получив дохода, может нанести ущерб гражданам, организациям или государству, законопроектом предлагается сохранить в качестве альтернативного признака преступления причинение крупного ущерба. Законопроект сохраняет размер крупного ущерба, установленный в действующей редакции статьи 178 УК. Вместе с тем законопроект определяет размер особо крупного ущерба, под которым признается ущерб, сумма которого превышает 3 млн руб, что в соотношении с крупным ущербом составляет 1 к 3. Такое соотношение соответствует уже установленным УК соотношениям крупного ущерба к особо крупному ущербу. Указанные в законопроекте суммы дохода в крупном размере определены на основе анализа правоприменительной практики и обусловлены необходимостью исключения из практики применения уголовной ответственности за малозначительные правонарушения. Так, установленным законопроектом доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает 5 млн руб, а доходом в особо крупном размере - 25 млн руб. При этом соотношение установленного законопроектом размера дохода в крупном размере к доходу в особо крупном размере составляет 1 к 5. В части второй статьи 178 УК, предлагаемой законопроектом, устанавливается ответственность за деяния, перечисленные в части 1 данной статьи, при наличии типичных признаков повышенной общественной опасности данного преступления. К признакам повышенной опасности уголовно-наказуемого нарушения антимонопольного законодательства /деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, и деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору/ добавляется признак причинения особо крупного ущерба и извлечения дохода в особо крупном размере, а также перенесенный из части третьей действующей редакции признак совершения деяния с уничтожением или повреждением чужого имущества /при отсутствии признаков вымогательства/. При этом такие признаки, как совершенные группой лиц по предварительному сговору и совершенные организованной группой, из новой редакции статьи 178 УК исключены. Главная идея части третьей статьи 178 УК состоит в том, что в случаях применения насилия или угрозы его применения уголовная ответственность наступает за деяния, которые предусмотрены частями первой или второй данной статьи. Предлагаемая правительством редакция части третьей статьи 178 УК в части, относящейся к совершению деяния с применением насилия или с угрозой его применения, воспроизводит конструкцию действующей редакции части третьей этой статьи. Законопроектом предусмотрено специальное правило освобождения от уголовной ответственности лиц, которые своими действиями способствовали пресечению или расследованию, в том числе раскрытию преступления, при условии, что в таких действиях не содержится иного состава преступления.
Комментарии
Конфереция