НП «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга» о ситуации с ценами на нефтепродукты по состоянию на январь 2009 года

По данным ИЦ «Кортес», спотовые цены на нефтепродукты в первую рабочую неделю года продемонстрировали уверенный рост: по светлым нефтепродуктам наибольший рост показали дизельное топливо летнее – (+9.3%) до 12 089 руб./т и дизельное топливо зимнее – (+7.1%) до 15 587 руб./т, но самый резкий скачок цен отмечен по топочному мазуту – (+31.1%) до 3 146 руб./т в среднем по РФ. Мониторинг российского рынка показал, что к середине января на свободном рынке значительно сократилось предложение по дизельным сортам и топочному мазуту. В среднем по России бензин Аи-80 подорожал на 1,8% до 10 767 руб./т, Аи-92 — на 3,3% до 10 832 руб./т., Аи-95 снизился в цене на 1,1% до 16 141 руб./т.

Текущая ситуация с ценами на нефтепродукты

Среди факторов роста, поддержавших российский рынок в первую половину января 2009 г., аналитики отмечают повышение мировых цен на нефть на фоне снижения с 1 января таможенных пошлин. Так, если в декабре средняя цена на нефть марки Brent dtd. составляла $41.26/барр., то за 15 дней января её стоимость возросла до $44.91/барр, что в целом улучшило экспортную альтернативу, а поскольку на внутреннем рынке в этот период преобладает слабый спрос, продавцы отдали предпочтение внешним рынкам. Поддержку повышенному спросу на топочный мазут и дизельное топливо оказали также холода в европейских странах и проблемы с транспортировкой российского газа через территорию Украины. Кроме того, увеличение цен на внутреннем рынке нефтепродуктов дополнительно стимулируют сообщения о возможном повышении цен на нефть в феврале и новом снижении с 1 февраля экспортных пошлин: на нефть до $100.9/т, на светлые нефтепродукты – $80.3/т, на темные – $43.2/т. Размер пошлины рассчитан исходя из средней цены мониторинга российской нефти с 15 декабря по 14 января, когда цена сложилась на уровне $40,16 за баррель. С 1 января размер пошлины составляет $119,1 за тонну. Рост рентабельности экспорта за счет снижения пошлин и роста курса доллара приведет и к повышению внутренних рублевых цен, отмечают эксперты.
Вместе с тем, федеральная антимонопольная служба (ФАС) выступила с предложением повысить ставку экспортных пошлин на темные нефтепродукты до уровня светлых, чтобы сделать невыгодным экспорт мазута для переработки и стимулировать нефтепереработку внутри страны. Заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин заявил, что пошлина на нефтепродукты должна составлять не менее 80-90% от пошлины на нефть. Голомолзин подчеркнул, что если не повысить пошлины на темные нефтепродукты, то "может произойти необоснованный рост цен на рынке светлых нефтепродуктов".
Аналитики ОМТ-Консалт констатируют дефицит по низкооктановому бензину марки А-80 и летнему дизельному топливу на рынках Москвы и Санкт-Петербурга в связи с тем, что основные объемы ушли на экспорт и внутренний рынок оказался незаполненным. Оставшиеся объемы повышаются в цене. Так, в середине января низкооктановый бензин марки А-76/80 подорожал на 220 руб./т, и его средняя стоимость остановилась на уровне 14300 руб./т.
Однако на розничном рынке продолжает сохраняться существенное понижение практически по всем округам. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) за неделю с 5 по 11 января зафиксировано снижение цен на автомобильный бензин и дизельное топливо в РФ на 1,3%. Средняя цена на бензин в России на 12 января составила 19,25 рубля, приблизившись таким образом к рекомендации главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игоря Артемьева, который в конце декабря 2008 года заявил, что средняя стоимость бензина марки Аи-95 в России на текущий момент должна составлять 19 рублей за литр.
Удешевление бензина было зафиксировано в 52 центрах субъектов РФ. По данным Росстата, в Москве и Санкт-Петербурге автомобильный бензин в среднем за неделю подешевел на 1,3% и 4,3% соответственно.
По данным мониторинга информационного агентства Au92 розничные цены на топливо в Санкт-Петербурге с сентября 2008 года снизились:
по бензину А-76/80 – на 4,2 рубля – средняя стоимость на сегодняшний день составляет 16,55 руб. за литр;
по бензину Аи-92 – на 5,5 рублей – до 18,91 руб. за литр;
по бензину Аи-95/96 – на 4,6 рублей – до 21,65 руб. за литр;
по бензину Аи-98 – на 4,3 рубля – до 26,10 руб. за литр;
по дизельному топливу – на 5,2 рубля – до 20,59 руб. за литр.
Цены по всем видам топлива понизились в среднем на 5 рублей за литр.

Факторы, влияющие на ценообразование нефтепродуктов

В ситуации снижения цен на нефтепродукты в розничном сегменте, цены на остальные товары и услуги демонстрируют существенный рост. В итоге, по данным Росстата, в 2008 году Россия достигла шестилетнего максимума по инфляции и с трудом уложилась в 13,3%. Наблюдается парадоксальная ситуация: рост цен на продукты и услуги практически все предприятия связывают с ростом цен на топливо, уточняя, что топливные затраты предприятия составляют около 30%. Почему же при понижении цен на бензин за последние 4 месяца 2008 года в среднем на 15% (по данным Росстата) так существенно повысились цены на продовольствие, коммунальные услуги и прочие товары и услуги? При этом вопрос - почему цены на бензин за последний квартал 2008 года падали так медленно при резком падении мировых цен на нефть – для многих продолжает оставаться актуальным.
Рассмотрим предысторию вопроса и проанализируем в каких условиях существовал нефтяной сектор в минувшем году, отмеченном максимальными колебаниями и нестабильностью на нефтяном и финансовом рынках.
2008 год продемонстрировал резкую динамику мировых цен на нефть. Начавшийся с 60 долларов за баррель рост в 2007 году, достиг к началу 2008 года отметки в 80 долларов. А в 2008 году и эта, индикативная отметка, была сначала превышена в 2 раза в середине года (до 140 долларов за баррель), затем в 2 раза снижена в конце (до 36 долларов за баррель). Такие ситуации имели место всего три раза за всю историю мирового рынка нефти, начиная с 1861 года. Причем, если раньше такие колебания наблюдались в течение 3-5 лет, то сейчас они произошли за год, в сжатом состоянии. Конечно, это прямым образом затронуло и нефтяную отрасль России и ее экономику.
Медленное снижение цен на бензин при резком падении цены на нефть можно проиллюстрировать цифрами:

 

 

Дата

Средняя цена на нефть марки Urals, USD за баррель, %

Средняя розничная цена на нефтепродукты в СПб, руб. за литр, %

 

Уровень инфляции в РФ (Росстат)

Аи-95

ДТ

Декабрь 2006

64

-9% (к лету 2006 г.)

20,50

7,7% (к лету 2006)

17,70

2,7% (к лету 2006)

9%

Июль 2007

73

14%

21,00

2,4%

18,00

1,6%

11,9%

Декабрь 2007

86

18%

23,60

12%

20,80

15,5%

Июль 2008

139

62%

26,80

14%

26,40

27%

13,3%

Декабрь 2008

45

-68%

24,40

-9%

23,00

-13%

Январь 2009

43

-4%

21,65

-11%

20,59

-10%

1,2%

(Источник: Интерфакс, Au92).
Из таблицы заметно, что при резком росте цены на нефть летом 2008 года, цены на бензин не поднимались так значительно, как это было в Америке или Европе, соответственно, их снижение, вслед за падением цен на нефть, также проходило равномерно, без скачков. Сегодняшние показатели по ценам на нефтепродукты фактически вернулись к показателям конца 2006 года.
Сравнение с Америкой, часто приводимое общественностью, неуместно еще и по причине разной системы налогообложения. Отметим, что налоги для нефтяных компаний составляют: 26,4% - НДПИ, 15,4% - НДС, 11,9% - акциз, 5,3% - налог на прибыль, 16,8% - расходы на транспорт и маркетинг, 10,1% - прибыль нефтяных компаний, 6,6% - себестоимость добычи нефти, 6,2% - прибыль заправок. Около 70% от цены литра бензина сегодня составляют государственные налоговые сборы и транспортные расходы. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) привязан к мировой цене на нефть. Этот налог, и прочие, которые платят нефтяные компании, закладываются в литр бензина на АЗС. Соответственно рост мировых цен на нефть увеличивает ставку НДПИ, которую нефтяные компании компенсируют, перекладывая растущую налоговую нагрузку на потребителя. В Америке налоги с литра бензина составляет примерно 20% от цены, и те варьируются даже по штатам. А ведь основную часть российского бюджета (около 40%), составляют поступления, в том числе НДПИ, от нефтяных структур.
Проанализируем еще ряд обстоятельств, влияющих на деятельность нефтяной отрасли в 2008 году.
В летний период многие топливные операторы, связанные финансовыми условиями договоров поставки, с одной стороны, и долгосрочными договорами поставки, с другой, оказались в очень тяжелом положении. Закупая топливо на условиях предоплаты и технологически получая его через 25 суток для реализации, оплата покупателями, как правило, производилась с месячной отсрочкой платежа. В результате требовались привлеченные средства в размере трехмесячного оборота. Усугубляло положение и то, что фиксация цены покупки топлива производилась в один месяц, а фактическая закупка, поставка и оплата месяцами позже, т.е. уже в условиях повысившихся цен. При этом в отношении госконтрактов, с которыми работает большинство операторов, корректировка цены осуществляется лишь в пределах 5%, а оптовые цены возросли на 15-20%, в связи с чем компании несли значительные убытки. Осенью ситуация усугубилась тем, что налаженная работа на топливном рынке в условиях роста цен, столкнулась с кризисом на финансовом рынке. Произошел резкий рост ставок по кредитам. В настоящее время, кредиты выдаются под 24 % годовых, что существенно выше по отношению к периоду трехмесячной давности. В тоже время ставка рефинансирования составляет 12 % годовых. По налоговому законодательству, уплата налогов с сумм уплаченных процентов, превышающих ставку рефинансирования, осуществляется из чистой прибыли предприятия, что ложится дополнительным финансовым бременем и увеличивает расходную часть компаний топливной сферы.
Когда мировые цены на нефть росли вверх, нефтяные компании максимально экспортировали нефтепродукты. Поскольку на внешнем рынке можно было больше заработать, внутренний рынок испытывал дефицит и цены повышалась. Потом, начиная с сентября, ситуация поменялась: резкое падение цен на мировом рынке, пошлины по-прежнему оставались высокие, в связи с чем нефтяные компании должны были переориентироваться на внутренний рынок, но не смогли этого сделать, потому что упала рентабельность.
В этой ситуации нефтяным компаниям предъявляются серьезные санкции в виде существенных оборотных штрафов до 15% Федеральной антимонопольной службой. При этом, антимонопольные органы ожидают снижения цен, а налоговые органы не рассчитывают на минусовой баланс от нефтяников. Компания платит не только налог на прибыль, но и налог с минусовой прибыли, с убытка.
К тому же, в связи с мировым финансовым кризисом, практически все российские нефтяные компании сократили инвестиционные программы: ЛУКОЙЛ – почти вдвое, до $4 млрд против $10 млрд в текущем году; «Газпромнефть» - на 20-25% – до 70 млрд руб., снижают инвестиции и «Роснефть» с ТНК-ВР. Отметим, что по данным Росстата добыча нефти в РФ в январе-ноябре 2008 г сократилась на 0,7% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года - до 446,3 млн т. В связи с чем инвестиционная составляющая в новые проекты для нефтяных компаний очень существенна. Российское правительство не может допустить снижения темпов добычи нефти, поскольку это скажется на доходах российского бюджета. Соответственно необходимо разрабатывать новые месторождения, которые требуют значительных инвестиций. Это при условии что практически все компании работают на кредитных ресурсах. Мировые кредитные ресурсы стали менее доступны, поэтому они начинают работать на собственных, которые резко подорожали.
Отметим существенный рост цен на энергоносители, составивший в 2008 году по данным российского правительства около 17%.
На сегодняшний день экспортные пошлины стали ниже, цены на нефть пошли вверх. Но ставки по кредитам по-прежнему высокие. Кроме того, принятый российским правительством технический регламент обязывает нефтяные компании до 2011 года провести полное перевооружение нефтеперерабатывающих предприятий, способных выпускать топлива стандартов Евро-3 и выше. Т.е. в условиях кризиса и резкого роста цен на комплектующие, оборудование и его обслуживание на нефтеперерабатывающих заводах и автозаправочных станциях нефтяным компаниям дается только два года на перевооружение всех мощностей.
Ситуацию усугубляет резкий рост доллара и евро, который делает импорт оборудования более дорогим. Так, с сентября 2008 года, динамика курса USD ЦБ РФ составила порядка 22%, или около 6 рублей. Сегодня курс USD ЦБ РФ составляет порядка 33 рублей за доллар. И прогнозы аналитиков варьируются от 36 до 39 рублей за доллар, и выше.

Резюме

В конце декабря прошлого года Правительство РФ окончательно утвердило сроки ввода новых стандартов для бензинов, утвердив изменения к техническому регламенту, определяющему новые сроки оборота топлива в зависимости от класса.
Напомним, выпуск в оборот автомобильного бензина допускается в отношении:
класса 2 - до 31 декабря 2010 г.;
класса 3 - до 31 декабря 2011 г.;
класса 4 - до 31 декабря 2014 г.;
класса 5 - срок не ограничен.
Выпуск в оборот дизельного топлива допускается в отношении:
класса 2 и класса 3 - до 31 декабря 2011 г.;
класса 4 - до 31 декабря 2014 г.;
класса 5 - срок не ограничен.
При этом, около 75% производимого в России дизтоплива содержит более 0,2% серы и не всегда соответствует даже «Евро-1». Да и структура автопарка, как утверждают сами автопроизводители, изменится в пользу современных автомобилей не ранее 2014 года. Более трети российского бензина производится по ГОСТам и не укладывается даже в «Евро-2», доля же «Евро-3» составляет около 9%.
Нефтяная отрасль оказалась в ситуации, когда ей необходимо вкладывать огромные средства для перевооружения нефтеперерабатывающих заводов и в инфраструктуру в соответствии с требованиями по производству топлива класса Евро-3; при этом антимонопольные органы «прессуют» нефтяников на предмет понижения цен; а правительство обязывает наращивать добычу и больше топлива продавать на экспорт для пополнения внешнеторгового баланса и бюджета, который становится дефицитным.
Рынок реагирует на эти факторы, пытаясь не потерять своей доходности. Поэтому, испытывая нехватку средств, компаниям часто невыгодно снижать цены на бензин для потребителей.
До сих пор в стадии обсуждений возможной стабилизации цен на нефтепродукты в России находятся вопросы о дифференциации налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ); дифференциации налога на добычу для выработанных месторождений; введение «налоговых каникул» для новых месторождений; а также вопрос об установлении ставок бензинового акциза по принципу «чем выше качество топлива, тем ниже ставка налога».
Комментарии
Конфереция