Правительство РФ рассмотрит законопроект о повышении пороговых значений активов компаний для согласования сделок с ФАС

Федеральная антимонопольная служба /ФАС/ представит на заседании правительства РФ в понедельник проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации". Законопроект существенно повышает пороговые значения активов и оборота компаний, при которых требуется предварительное согласие антимонопольного органа на совершение сделок, иных действий или его уведомление. Пороговые значения для предварительного согласия по активам повышаются с 3 млрд руб до 7 млрд руб, а пороговые значения по обороту компании повышаются с 6 млрд руб до 10 млрд руб. Одновременно вдвое повышаются пороговые значения активов компании по уведомлениям антимонопольного органа о совершенных сделках и иных действиях. Законопроект исключает необходимость предварительного согласования в рамках контроля экономической концентрации сделок по приобретению земельных участков, зданий, строений, объектов незавершенного строительства. Указанные предложения позволят существенно снизить административную нагрузку на средний бизнес и сосредоточиться на серьезных нарушениях антимонопольного законодательства. Законопроектом предлагается уточнить порядок применения антимонопольного законодательства к действиям лиц, находящихся за пределами территории России и оказывающих влияние на состояние конкуренции на территории России. Законопроект уточняет порядок определения монопольно высокой /низкой/ цены товара, предусматривая возможность использования затратного критерия при отсутствии на территории России сопоставимого товарного рынка. В частности, предусматривается включение в состав группы лиц /статья 9/ группы лиц, совместно владеющих более пятьюдесятью процентами голосующих акций /долей/ хозяйственного общества /товарищества/. Указанные изменения направлены на исключение возможности несоблюдения норм данного закона. Предлагаемые законопроектом изменения в статью 10 закона о защите конкуренции направлены на предупреждение создания дискриминационных условий субъектами естественных монополий. Так, в целях недопущения действий субъектов естественных монополий, которые могут поставить отдельных хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, законопроект закрепляет за правительством РФ право определять правила недискриминационного доступа на товарные рынки, а также к товарам, производимым /реализуемым/ субъектами естественных монополий. Уточнение содержания правил недискриминационного доступа направлено на повышение уровня доступности информации для потребителей, определение условий доступа к товарам и услугам субъектов естественных монополий, применение типовых договоров, что позволит ограничить возможности дискриминации в сферах деятельности субъектов естественных монополий. В настоящее время закон о защите конкуренции содержит перечень соглашений и согласованных действий, безусловно запрещенных вне зависимости от того, являются ли стороны соглашения или участники согласованных действий конкурентами на соответствующем товарном рынке. В целях исключения ситуаций, когда соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов, не являющихся конкурентами на рынке, формально подпадают под безусловный запрет, но не приводят к негативным последствиям на рынке, законопроектом вносятся изменения в статью 11 закона о защите конкуренции в части разграничения безусловных запретов на заключение соглашений и /или/ совершение согласованных действий конкурирующих хозяйствующих субъектов и хозяйствующих субъектов, не являющихся конкурентами. Законопроектом также вносятся изменения в статью 18 закона о защите конкуренции в части уточнения финансовых услуг, предоставление которых финансовыми организациями государственным органам, органам местного самоуправления, госвнебюджетным фондам и субъектам естественных монополий возможно лишь путем проведения торгов в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Законопроект уточняет полномочия антимонопольного органа, в том числе определяет полномочия антимонопольного органа по проведению проверок органов государственной власти и хозяйствующих субъектов, конкретизирует действия должностных лиц антимонопольного органа при проведении проверок соблюдения антимонопольного законодательства, а также по фиксации и документальному закреплению доказательств, подтверждающих факт совершения правонарушений, выявленных в ходе проверки. Вносимые законопроектом изменения в главу 7 закона о защите конкуренции "Контроль экономической концентрации" имеют целью предотвратить монополизацию товарных рынков. Данные изменения направлены на создание более эффективного механизма контроля экономической концентрации. Указанные изменения также уточняют перечень сведений, представляемых в антимонопольный орган, в частности, о реальных владельцах компаний. Кроме того, для достижения указанной цели законопроектом предполагается уточнить основания для отказа в согласовании сделки /иного действия/, а также последствия совершения сделки /иного действия/ без согласия антимонопольного органа. Вносимые законопроектом в главу 7 закона о защите конкуренции изменения направлены и на снижение административных барьеров. Они позволяют расширить и более четко сформулировать перечень оснований, при которых лица могут совершать сделки без предварительного согласия антимонопольного органа. Законопроект предусматривает внесение изменений в главу 9 закона о защите конкуренции. Указанные изменения предоставляют возможность объединять дела о нарушении антимонопольного законодательства и выделять в отдельное производство такие дела, если это будет способствовать более полному, всестороннему и объективному рассмотрению дел. Кроме того, законопроект содержит положения, предоставляющие ответчику по делу о нарушении антимонопольного законодательства право ходатайствовать о продлении срока исполнения предписания. В настоящее время на территории России действуют ряд федеральных законов, которыми установлены антимонопольные требования в отдельных сферах экономики, в частности требования, предъявляемые к проведению торгов на получение различного рода прав. В этой связи законопроектом также вносятся изменения в Лесной кодекс РФ, закон РФ "О недрах", Земельный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ и федеральный закон "О концессионных соглашениях".
Комментарии
Конфереция