Обоснование проекта по созданию второй ветки Балтийской трубопроводной системы

Создается впечатление, что ответы на вопросы, над которыми бьются экономисты всего мира, — как долго продлится кризис, что будет с ценами и спросом на нефть, — уже известны менеджерам «Транснефти». А как иначе они собираются подготовить техническое и финансовое обоснование проекта по созданию второй ветки Балтийской трубопроводной системы (БТС-2), недавно одобренного правительством? Впрочем, далеко не факт, что инициаторов очередной стройки века интересовали такие вещи, как заполняемость нефтепровода с потенциальной мощностью 50 млн т нефти в год, возможный тариф на транспортировку и, соответственно, сроки окупаемости.
Споры о необходимости БТС-2 в любом случае останутся чисто теоретическими. Проект, который одобрил Владимир Путин, а курирует вице-премьер Игорь Сечин, просто обречен на воплощение. Стоит ли удивляться признанию вице-президента «Транснефти» Михаила Баркова, что его компания пока не консультировалась с нефтяниками насчет того, будет ли чем заполнить новую трубу?
Так называемая политическая составляющая видна невооруженным взглядом. Срок, за который проект прошел все согласования, был рекордно коротким. Впервые мысль построить вторую ветку Балтийской трубопроводной системы возникла в январе 2007 г. Тогда Белоруссия, через которую по нефтепроводу «Дружба» в Европу транспортируется порядка 80 млн т нефти в год, ввела транзитную пошлину, и Россия приостановила прокачку на четыре дня. На транзите российской нефти, между прочим, белорусы зарабатывают около $200 млн в год. А есть ведь еще Польша, которая также имеет с «Дружбы» неплохой навар. «Реализация проекта БТС-2 позволит снизить, а в случае необходимости исключить зависимость России от транзита нефти через трубопроводные системы сопредельных стран», — честно признаются сотрудники Минэнерго.

Обоснование проекта по созданию второй ветки Балтийской трубопроводной системы

В самой «Транснефти», впрочем, уверяют, что потребность в БТС-2 обусловлена чисто экономическими причинами. «Я уверен, что “Дружба” так или иначе останется. Если никто из тех, по чьей территории проходит эта труба, не выскажет иного мнения. Мы же ничего против нее не имеем», — говорит Барков. По словам вице-президента «Транснефти», БТС-1, по которой сейчас прокачивается примерно 76 млн т нефти в год, в перспективе не сможет прокачать все те объемы, которые планируется направлять на Запад.
Об этом же говорит и Виталий Бушуев, гендиректор Института энергетической стратегии (входит в Министерство энергетики). «Спрос в западном направлении никогда не уменьшался и не уменьшится. Даже если абсолютная величина спроса не вырастет, старые транспортные коридоры — та же “Дружба” — приходят в негодность, и, значит, надо чем-то их заменять. БТС строится не для того, чтобы расширить экспортные возможности, а чтобы их диверсифицировать», — объясняет он.
Предполагается, что финансироваться проект будет за счет размещения «Транснефтью» рублевых облигаций по закрытой подписке. Несмотря на солидные долги, в 2 раза превышающие годовую выручку компании, — на конец сентября общая сумма долговых обязательств «Транснефти» составила 475 млрд руб. (из них 340 млрд руб. — краткосрочные), — спрос на новые бумаги будет. Его, как сказано в правительственном постановлении, обеспечат «финансовые организации с преимущественным участием государства».
Сколько именно денег потребуется «Транснефти», пока неизвестно — предварительно проект оценивается в 120-130 млрд руб. Благодаря кризису есть возможность сэкономить на строительстве. По словам главы Фонда развития трубной промышленности России Александра Дейнеко, цены на трубы большого диаметра в последние месяцы упали на 15-20%, до $1500-1800 за 1 т.
И все равно для производителей проект БТС-2 — просто дар небес. Для строительства 1000 км нефтепровода требуется около 1 млн т труб. Предполагаемая протяженность БТС-2 — порядка 1300 км. Прекрасная гарантия долгосрочных и больших контрактов — и это в нынешние тяжелые времена! К тому же, как говорит Дейнеко, до кризиса российские трубники успели модернизировать до 70% своих производственных мощностей. «Теперь важно понять, каким образом можно будет загружать эти мощности, и чем раньше наступит такая ясность, тем лучше. Поэтому жаль, что движения по БТС-2 не было год назад, когда принципиально проект уже был одобрен», — заключает он.
Мощность первой очереди БТС-2 (до Усть-Луги) составит 30 млн т нефти в год. На втором этапе она может быть увеличена до 50 млн т нефти в год. Но будет ли в этом необходимость? Согласно базовому сценарию энергетической стратегии России до 2030 г., экспорт нефти в 2015 г. составит 263 млн т, в 2020 г. — 249 млн т, в 2030 г. — 236 млн т. В этом году экспорт в дальнее зарубежье упал на 7%. Кроме того, впервые за много лет в 2008 г. произошло снижение добычи нефти: по итогам года ожидается 490 млн т против 491 млн т в 2007 г.
Бушуев из Института энергетической стратегии говорит, что в долгосрочной перспективе нефть в силу больших издержек на добычу станет не по карману многим потребителям. Поэтому спрос на нее и, соответственно, поставки будут сокращаться. За судьбу нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан еще можно не беспокоиться: 80 млн т нефти, которые по нему планируется поставлять в восточном направлении, точно будут востребованы. А вот стоит ли рассчитывать на то, что Европа захочет еще больше российской нефти?
По «Дружбе» и БТС-1 в общей сложности поставляется более 150 млн т нефти в год. А есть еще экспортные маршруты через Новороссийск, планируется построить северный экспортный маршрут Харьяга-Индига. При этом, даже если наши нефтяники найдут чем заполнить БТС-2, спроса со стороны европейских потребителей может не оказаться.
В ближайшие несколько лет могут закрыться старейшие нефтеперерабатывающие заводы Европы. Они уже испытывают проблемы с прибыльностью из-за мирового спада и снижения цен на энергоносители, а вскоре им придется конкурировать с продукцией новых заводов в Азии и на Ближнем Востоке, которые смогут предложить рынку топливо более высокого качества. Да и российские нефтяники все до единого занимаются модернизацией своих НПЗ и увеличением объемов переработки, ведь продажа нефтепродуктов выгоднее, чем сырой нефти.
Как говорит Бушуев, обычный срок окупаемости подобных крупных проектов — 10-12 лет. Он уверен, что БТС-2 будет рентабельна при мировых ценах на нефть в районе $45-50/барр. В конце прошлой недели за баррель нефти давали уже менее $44.
Комментарии
Конфереция