Премьер расставил точки по бензиновому вопросу

В прямом эфире выступил премьер-министр России Владимир Путин; все ожидали от него ответа на давно наболевший вопрос относительно цен на топливо на автозаправочных станциях. Ведь сейчас и автомобилисты, и организации, для обеспечения деятельности которых необходимы нефтепродукты, задаются вопросом: почему цены на бензин падают так медленно, а мировые цены на нефть столь стремительно. Так, редакции Au92 стало известно, что Ассоциация Международных Автомобильных Перевозчиков России (АСМАП) на заседании в Москве 25 ноября поднимала вопрос о подготовке обращения в Федеральную антимонопольную службу с подобным вопросом. Аналогичной темой озаботились и депутаты транспортного комитета Госдумы. Причины медленного снижения цен на бензин в России парламентарии должны были 4 декабря обсудить с представителями нефтяных компаний, Федеральной антимонопольной службы и сотрудниками профильных министерств. Но ни обращение АСМАП, ни заседание комиссии Госдумы так и не состоялись. Все акценты расставил Владимир Путин, который на прямой вопрос дал такой же прямой ответ.
Глава правительства сообщил, что сейчас нефтяные компании с каждой экспортируемой тонной несут убыток в 68 долларов. По мнению Путина, снижение налога на добычу полезных ископаемых, намечающееся с 1 января 2009 года, поможет уменьшить и цены на нефтепродукты. «В этом случае многие компании «уйдут в ноль» и лишь немногие останутся в плюсе», - добавил премьер-министр. По словам премьера, правительство страны сделает все возможное, чтобы снизить цены на нефтепродукты и бензин.
Как отмечают участники нефтяного рынка, экспорт сейчас крайне нерентабелен, в связи с чем на внутреннем рынке скапливаются немалые запасы топлива, соответственно возникает избыток предложения и происходит снижение цен. Но есть налоги, которые неизменны и составляют до 80 % в цене литра бензина. Премьер отметил, что за счет людей со средним доходом, которые могут позволить себе иметь машину, покупать бензин, государство с каждого проданного литра изымает доход в бюджет и распределяет его на различные программы для инвалидов, пенсионеров, военнослужащих. Соответственно, чем меньше будет стоимость литра бензина, тем меньший налог поступит в казну государства и, отсюда, меньше возможностей для обеспечения неимущих слоев населения.
Ответ Владимира Путина на бензиновый вопрос – видео
Цена на бензин ≠ цена на нефть
За последние 4 месяца нефть на мировых рынках подешевела почти в 3 раза. При этом цены на нефтепродукты стали доступнее в среднем на 15%. По мнению президента Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олега Ашихмина, за последние несколько лет динамика роста цен на нефть и нефтепродукты в рознице была несопоставимой. Соответственно, ожидать их резкого падения тоже не стоит. Ценообразование на бензины и дизельное топливо в розничном сегменте не находится в прямой зависимости от скачков цен на нефть, считает эксперт. Все дело в налоге на добычу полезных ископаемых (НДПИ), привязанном к мировой цене на нефть. Этот налог, и прочие, которые платят нефтяные компании, закладываются в литр бензина на АЗС. Приведем цифры:

 

 

Дата

Средняя цена на нефть марки Urals, USD за баррель

Средняя розничная цена на нефтепродукты в СПб, руб. за литр

Аи-95

ДТ

Декабрь 2006

64

20,50

17,70

Июль 2007

73

21,00

18,00

Декабрь 2007

86

23,60

20,80

Июль 2008

139

26,80

26,40

Декабрь 2008

45

24,40

23,00

(Источник: Интерфакс, Au92).
Из таблицы заметно отсутствие резких скачков цены на бензин в зависимости от динамики цены на нефть. Из чего же складывается цена на бензин? Та цена, которую платит конечный потребитель, автомобилист, приезжающий на автозаправочную станцию?
Тонкости бензинового ценообразования
По данным Топливно-энергетического независимого института, приводимым газетой «Мой район» (от 22 мая 2008 г.), стоимость литра бензина складывается из следующих параметров:
Налоги:
26,4% - НДПИ.
15,4% - НДС.
11,9% - акциз.
5,3% - налог на прибыль.
Прочие образующие:
16,8% - расходы на транспорт и маркетинг.
10,1% - прибыль нефтяных компаний.
6,6% - себестоимость добычи нефти.
6,2% - прибыль заправок.
Таким образом, около 70% от цены литра бензина сегодня составляют государственные налоговые сборы и транспортные расходы. А вот, к примеру, прибыль розничных сетей невелика - чуть больше 6%, и то эти средства идут на заработную плату, развитие собственных сетей, модернизацию оборудования, т.е. улучшение сервиса. Поэтому обещания российского правительства снизить налоговое бремя на нефтяные компании может дать надежду на снижение цен на нефтепродукты на розничном рынке. Однако, эксперты топливного рынка высказывают мнение, что нефтяные компании могут направить освободившиеся средства на разведку новых месторождений и модернизацию нефтеперерабатывающих заводов. Кроме того, цена на бензин обусловлена спросом, который ежегодно только растет из-за увеличения количества автомобилей в России.
Прочие факторы, отмечаемые участниками топливного рынка, как то инфляция, которая, по словам министра экономического развития РФ Эльвиры Набиуллиной по итогам 2008 года составит 13,5%; повышение тарифов естественных монополий, в 2008 году по данным российского правительства составившее 15-17%; повышение заработных плат сотрудникам по данным Минфина на 11-14%, также сказываются на цене на конечный продукт, в нашем случае, на нефтепродукт.
Преграды к уменьшению цен на бензин
Поскольку налог на добычу полезных ископаемых рассчитывается исходя из стоимости сырья на мировых площадках, постольку рост мировых цен на нефть увеличивает ставку НДПИ, которую нефтяные компании компенсируют, перекладывая растущую налоговую нагрузку на потребителя.
Почему же падение мировых цен на нефть, и, соответственно, уменьшение НДПИ, так незначительно отражается на ценах на бензин? На одну из причину в своем выступлении указал вчера премьер-министр. Повторим слова Владимира Путина: «Сегодня нефтяные компании с каждой экспортируемой тонной несут убыток в 68 долларов». Очевидно, что резко снижать цены на бензин для потребителей, увеличивая собственные убытки, ни одна нефтяная компания не станет.
К тому же, в связи с мировым финансовым кризисом, практически все российские нефтяные компании сократили инвестиционные программы: ЛУКОЙЛ – почти вдвое, до $4 млрд против $10 млрд в текущем году; «Газпромнефть» - на 20-25% – до 70 млрд руб., снижают инвестиции и «Роснефть» с ТНК-ВР. Поэтому испытывая нехватку средств, компаниям невыгодно снижать и цены на бензин.
Не способствуют снижению цен и регулярные санкции в виде существенных оборотных штрафов до 15% Федеральной антимонопольной службой, предъявляемые нефтяным компаниям. При этом, антимонопольные органы ожидают снижения цен, а налоговые органы не рассчитывают на минусовой баланс от нефтяников. Как рассказал Au92 один из участников рынка, компания платит не только налог на прибыль, но и налог с минусовой прибыли, с убытка. Собеседник агентства сообщил, что в Петербурге некоторые розничные структуры нефтяных компаний сдали в налоговую инспекцию в этом квартале минусовые балансы. Поэтому, как и сказал российский премьер, нефтяной бизнес сейчас «в плюсе» лишь у единиц, и существенным выходом из этой ситуации станет снижение налоговой нагрузки.
Резюме
Помимо снижения налоговой нагрузки на нефтяников и усовершенствования законодательства в этой сфере, возможны альтернативные выходы из сложной ситуации с ценообразованием.
Так, чтобы отказаться от привязки расчета НДПИ к мировым ценам на нефть, в России возникла идея собственного индикатора цен на нефтепродукты. Им была призвана стать биржевая площадка торговли нефтепродуктами. Правительство России 5 июня 2007 года приняло постановление №350 «Об организации мероприятий по закупке и поставке нефти и нефтепродуктов через товарные биржи». Площадкой для торгов была выбрана «Биржа Санкт-Петербург».
Большинство независимых участников топливного рынка убеждены, что биржа – это прозрачный механизм регулирования рыночной цены, исключающий монопольные сговоры. Но на практике этот механизм в полной мере еще реализован не был. Нефтяные компании пока не слишком стремятся реализовывать нефтепродукты через биржевые торги, поскольку им удобнее использовать уже отработанные механизмы сбыта продукции, к тому же свободных объемов остается немного. Привлечение нефтяных компаний к биржевым торгам зависит от политики регулирующих органов – Федеральной антимонопольной службы, министерства экономического развития и торговли РФ, считают эксперты.
По мнению ряда участников рынка, реальная биржа заработает только тогда, когда розничные структуры вертикально-интегрированных нефтяных компаний будут отделены от материнских компаний. При этом, все объемы нефтепродуктов, которые эти розничные подразделения будут закупать для реализации, должны закупаться строго через биржу. Только в этом случае сформируются реальные цены поставки топлива в розницу, будет четкая и прозрачная налогооблагаемая база, и станет понятно, где концентрируются все доходы.
Комментарии
Конфереция