Глава 2. Состояние конкуренции в основных секторах экономики

2.1. Топливно-энергетический комплекс

2.1.1. Нефтяная промышленность

Структура нефтяной отрасли в Российской Федерации имеет олигопольный характер и характеризуется наличием вертикально-интегрированных нефтяных компании (ВИНК), которые осуществляют деятельность на всех сегментах рынка: добыча и переработка нефти, хранение, оптовая, мелкооптовая и розничная реализация нефтепродуктов.

В течение 2004-2007 гг. сохраняется устойчивая тенденция дальнейшего роста экономической концентрации и сокращения количества независимых участников рынка, а также увеличения присутствия на рынках нефтяной отрасли компаний с государственным участием.

В частности, продолжает сокращаться количество малых независимых добывающих компаний и объем добываемой ими нефти (с 1998 г. по 2007 г. объем добычи малых предприятий снизился в два раза - с 10% от общего объема до 5%). Количество независимых АЗС за последние три года снизилось с 70% до чуть более 50%. Расширение розничных сетей ВИНК характеризуется, в том числе, отказом от франчайзинговых (джобберских) схем работы и осуществлением выкупа (аренды) активов розничных сетей операторов рынка, ранее осуществлявших реализацию брэндированных нефтепродуктов ВИНК.

В 2006 г. произошло поглощение Сибнефти Газпромом, а 2007 г. на торгах, проводимых РФФИ в связи банкротством ЮКОСа, Роснефть приобрела основные активы ЮКОСа, фактически поглотив одного из лидеров нефтяной отрасли, и стала первой среди ВИНК по добыче, переработке и экспорту нефти.

Хозяйственные отношения в нефтяной отрасли имеют гражданско-правовой характер и осуществляются на основе законодательства Российской Федерации, действующего применительно и к иным секторам экономики. Вместе с тем, необходимо отметить ряд особенностей государственного регулирования нефтяной отрасли.

В июле 2006 г. в 26 главу второй части Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, касающиеся расчета и взимания налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В целях стимулирования освоения новых месторождений нефти, а также добычи на старых месторождениях (расконсервации) введена дифференциация НДПИ в зависимости от выработанности месторождения, определена нулевая ставка НДПИ на период до 7 лет с начала коммерческой добычи нефти при условии, что выработанность месторождения составит не более 20%. Однако принятыми изменениями не устранены ряд недостатков порядка расчета и взимания НДПИ.

Дифференциация НДПИ произведена по единственному показателю (выработка месторождения), и не учитывает иные горно-геологические и географические условия, существенно влияющие на себестоимость добычи нефти. Это сохраняет существовавшее ранее уравнительное, «среднее» налогообложение добывающих предприятий по стране, теперь уже в региональном разрезе.

Сохранена привязка к мировым ценам на нефть при расчете базовой ставки НДПИ, что, как и ранее, создает разные налоговые условия для добывающих предприятий и предоставляет отдельным компаниям преимущество при ведении хозяйственной деятельности. Существенное ухудшение налоговых условий касается, прежде всего, малых и средних добывающих компаний, которые не осуществляют внешнеторговых операций, но платят НДПИ как и экспортеры нефти.

Согласно Федеральному закону от 17.08.95 №147 - ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам является предметом государственного регулирования. В частности, осуществляется регулирование тарифов на оказание услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов, а также регулирование права доступа к мощностям по транспортировке нефти за пределы Российской Федерации. В целях контроля за объемами вывозимой нефти право доступа к системе магистральных трубопроводов и терминалов при вывозе нефти за рубеж предоставляется предприятиям, осуществляющим добычу нефти, пропорционально объемам добытой нефти, сданной в систему магистральных трубопроводов с учетом стопроцентной пропускной способности.

Высокий уровень экономической концентрации и наличие вертикальной интеграции обусловливают основные барьеры для входа и осуществления рентабельной деятельности на рынках нефтепродуктов. Основными проблемами, с которыми сталкиваются потенциальные и действующие участники рынка, являются:

ограничение или отсутствие доступа независимых участников рынка к мощностям по переработки нефти;

ограничение или отсутствие возможности независимых участников рынка поставлять нефтепродукты в отдельные регионы;

ограничение или отсутствие доступа независимых участников рынка к мощностям по хранению нефтепродуктов;

наличие хозяйствующих субъектов, которые доминируют на рынке хранения нефтепродуктов и одновременно осуществляют розничную реализацию нефтепродуктов;

наличие у ВИНК большого административного ресурса;

высокие первоначальные затраты.

В 2007 г резко возросло количество нарушений антимонопольного законодательства в сфере нефти и нефтепродуктов, выявленных антимонопольными органами:

Нефть

и нефте-продукты

2005

2006

2007

Рассмотрено заявлений

Выявлено нарушений

Возбуждено дел

Рассмотрено заявлений

Выявлено нарушений

Возбуждено дел

Рассмотрено заявлений

Выявлено нарушений

Возбуждено дел

99

54

59

89

60

48

86

114

198

 

Добыча и переработка нефти

ВИНК доминируют (в том числе коллективно) на рынках добычи и переработки нефти, свободный рынок нефти практически отсутствует: более 80% нефти в Российской Федерации добывается пятью крупными ВИНК (Роснефть, Лукойл, ТНК-ВР, Сургутнефтегаз, Газпром), более 75% российской нефти перерабатывается на заводах, контролируемых теми же пятью ВИНК

Почти вся добытая ВИНК нефть направляется на переработку на собственные НПЗ и на экспорт. Доля свободного рынка нефти от общего объема поставок нефти в Российскую Федерацию составляет около 15-20%. Небольшой сегмент независимого от ВИНК рынка нефти в основном ограничен поставками на НПЗ Уфимской группы и на Московский НПЗ: 40% свободного рынка формируется на Уфимской группе НПЗ, около 20% - на Московском НПЗ, на иных НПЗ - по 5-7%.

Основные мощности НПЗ загружены переработкой собственной нефти ВИНК. Распределение оставшихся мощностей осуществляется среди небольшого количества крупных трейдеров. Независимые компании, не имея возможности использовать мощности НПЗ со своей нефтью, вынуждены покупать нефтепродукты на оптовом рынке по цене, включающей маржу сбытов ВИНК или трейдеров.

Производство и реализация нефтепродуктов крупным оптом

Доминирование ВИНК на рынках добычи и переработки нефти определяет монопольную структуру реализации нефтепродуктов крупным оптом с НПЗ.

ВИНК используют давальческую схему переработки нефти как на «чужих» НПЗ, так и на собственных. Различные схемы «замещения по объемам», перераспределение корзины нефтепродуктов на выходе с НПЗ, а также использование транзитных поставок затрудняют оценку географических границ рынков и долей участников в оптовых поставках на внутренний рынок в региональном разрезе.

Вместе с тем, при распределении нефтепродуктов для дальнейшего внутреннего потребления оптовый рынок непосредственно связан с региональными рынками хранения и мелкооптовой реализации нефтепродуктов. Для осуществления хозяйствующим субъектом оптовой (и мелкооптовой) реализации нефтепродуктов на региональных рынках необходимы собственные мощности или доступ к мощностям по хранению иных хозяйствующих субъектов.

Таким образом, доминирование ВИНК при крупнооптовой реализации нефтепродуктов с НПЗ (межрегиональный рынок) и наличие в большинстве регионов сбытов ВИНК, доминирующих на рынках хранения нефтепродуктов (региональные рынки), определяют монополизацию региональных оптовых рынков нефтепродуктов.

Оптовые поставки нефтепродуктов с НПЗ ВИНК своим региональным сбытам производятся в приоритетном порядке (объемы, цены). При этом существует негласное правило: ВИНК не продает нефтепродукты оптом в регионы, где присутствует сбыт данного ВИНК. Это вынуждает независимых участников рынка либо закупать нефтепродукты у сбыта ВИНК, либо искать альтернативные схемы поставки (поставка партии частями из разных регионов, через соседние регионы с арендой мощностей по хранению, с использованием автотранспорта и др.), что приводит к нерентабельности работы. Создание же новых мощностей по хранению нефтепродуктов зачастую нецелесообразно, в связи с наличием уже существующих мощностей (включая законсервированные), достаточных для удовлетворения спроса на услуги по хранению.

Региональные рынки хранения и мелкооптовой реализации нефтепродуктов

В 67 субъектах Российской Федерации (более 75%) на рынках хранения нефтепродуктов присутствуют хозяйствующие субъекты, доминирующие (в т.ч. совместно) с долей более 50%, в 57 регионах это сбыты ВИНК. Экономическая концентрация на рынках хранения нефтепродуктов характеризуется подавляющим преобладанием единоличного доминирования: из 67 монополизированных рынков на 59 - долю более 50% занимает одна компания, в 50 регионах это сбыты ВИНК, в 9 - независимые участники рынка.

Розничные рынки

Более 50% АЗС принадлежат независимым операторам. Вместе с тем, в 62 регионах присутствуют хозяйствующие субъекты, которые доминируют (в том числе совместно) на рынках розничной реализации различных нефтепродуктов, и во всех 62 случаях на рынках присутствуют сбыты ВИНК. В 57 регионах ВИНК единолично доминируют на рынках розничной реализации нефтепродуктов, независимые компании - в 18. В связи с тем, что снабжение АЗС осуществляется регулярными поставками мелкооптовых партий нефтепродуктов, существенным препятствием развития конкуренции является наличие хозяйствующих субъектов, которые доминируют на рынках хранения и мелкооптовой реализации нефтепродуктов и одновременно осуществляют розничную реализацию нефтепродуктов.

В частности, доминирующая компания поставляет нефтепродукты в адрес собственных АЗС по себестоимости, а при поставке независимым АЗС осуществляется продажа мелкооптовых партий, что обусловливает низкую рентабельность независимых АЗС и позволяет ВИНК осуществлять ценовое давление. Одновременное доминирование и на рынке хранения (нефтебазы) также может приводить к резкому сокращению реализации независимыми АЗС (вплоть до закрытия АЗС) в связи с тем, что, в условиях дефицита, снабжение собственных АЗС осуществляется доминирующей компанией в приоритетном порядке. Такая структура рынков нефтепродуктов сложилась в 51 регионе страны (см. график):

Лукойл (9 регионов): Астраханская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Кировская и Челябинская области, Республики Коми и Марий Эл, Удмуртская Республика.

Роснефть (14): Архангельская, Белгородская, Брянская, Воронежская, Липецкая, Орловская, Пензенская, Сахалинская, Смоленская, Томская и Ульяновская области, Алтайский край, Республики Бурятия и Хакасия.

Газпромнефть (6): Ивановская, Кемеровская, Новосибирская, Омская и Ярославская области, ЯНАО.

Сургутнефтегаз (4): Калининградская, Новгородская, Псковская и Тверская области.

ТНК-ВР (6): Калужская, Костромская, Курская, Саратовская и Ярославская области, ЯНАО.

Альянс (4): Амурская область, Еврейская АО, Приморский край, Хабаровский край.

Иные (8): Татнефть (Татарстан, Чувашия), РуссНефть (Оренбургская область), независимые (Башкортостан, Камчатская, Магаданская области, Мордовия, Чукотский АО)

Проблемы цен

Внутренняя цена на российскую нефть формируется в результате оценки альтернативы поставки нефти на экспорт (железнодорожным транспортом) к продаже ее давальцам для переработки на указанных НПЗ. Такая структура предложения нефти не позволяет говорить о свободной конкурентной цене нефти на внутреннем рынке России.

График №1

Одновременное доминирование на розничных рынках и рынках хранения нефтепродуктов с долей более 50%

Одновременное доминирование на розничных рынках и рынках хранения нефтепродуктов с долей более 50%

Фактически внутренняя цена рассчитывается методом net-back (вычитание таможенной пошлины из экспортной цены) и, несмотря на различия в структуре рынка и условиях формирования цены на российском и мировых рынках, зависит от динамики мировых цен.

Основной объем предложения нефти на свободном внутреннем рынке формируется регулярными продажами ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «ТНК-ВР» и независимыми малыми добывающими компаниями. ОАО «ЛУКойл» и ОАО «НК «Роснефть» также осуществляют поставки нефти на внутренний рынок. Однако торги ОАО «НК «Роснефть» при продаже нефти внутри страны характеризуются непрозрачностью и нестабильностью предложения объемов, ОАО «ЛУКойл» продает весь объем, а ОАО «ТНК-ВР» большую часть, с использованием ценовых формул, зависящих от мировых котировок.

Таким образом, внутренняя цена на нефть формируется на свободном рынке только при поставках нефти ОАО «Сургутнефтегаз» (500-800 тыс.т. в мес.), малыми добывающими компаниями (100-300 тыс.т. в мес.) и ОАО «ТНК-ВР» (оценочно 100-300 тыс.т. в мес.) независимым участникам рынка для переработки на Уфимской группе НПЗ, Московском НПЗ и некоторых других НПЗ, что составляет лишь 4-7% от общего объема переработки нефти в Российской Федерации (18-20 млн.т. в мес.). Исходя из этого, цена на нефть в России определяется в результате баланса спроса и предложения на относительно небольшие объемы нефти и не отражающие баланс рынка в целом.

ФАС России особенно беспокоит использование схем передачи сырья или продукта без оформления сделки купли-продажи внутри группы ВИНК. До сих пор, некоторые ВИНК перерабатывают добываемую ими нефть на собственных НПЗ на условиях процессинга. Эта схема, применяемая в 90-х годах прошлого века в целях так называемой. «оптимизации налогообложения» не дает ориентиров для ценообразования на внутрироссийском рынке нефти, т.к. спрос на нефть, используемой в этой схеме, не учитывается при формировании цены на нефть. Не способствует рыночному ценообразованию применение трансфертных цен между предприятиями одной ВИНК. Торговля нефтью между ВИНК, за исключением незначительных объемов, задействованных в т.н. схемах «замещения», фактически отсутствует.

Спрос на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке определяется увеличением потребностей растущей экономики, имеет ярко выраженную сезонную составляющую и в целом характеризуется тем, что формируется потребителями на основе рыночных факторов.

Вместе с тем, предложение во многом обусловливается конъюнктурой внешних рынков - экспорт (в первую очередь нефти, мазута и дизтоплива) приоритетен по отношению к поставкам на внутренний рынок, цены на внутреннем рынке, как и цены на нефть, формируются на основе динамики мировых цен Ценовые индикаторы конъюнктуры внутреннего рынка, отражающие баланс спроса и предложения, отсутствуют.

При этом существующий порядок установления таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты не учитывает сезонность спроса, пошлина носит фискальный характер и не оказывает регулирующего воздействия на объемы экспорта и предложения на внутреннем рынке. Отсутствие регулирующей функции таможенной пошлины приводит к существенным дисбалансам спроса и предложения при сезонном росте потребления, и, в конечном итоге, к нестабильности цен, что наглядно отображается на примере внутренних цен на основной экспортный нефтепродукт - мазут.

Развитию конкуренции на внутреннем рынке нефтепродуктов должны также способствовать меры по развитию глубокой переработки нефти, повышению экономической привлекательности инвестиций в нефтепереработку.

Существенным фактором, оказывающим влияние на уровень и динамику внутренних цен на нефтепродукты, является монополизированная система реализации нефтепродуктов внутри страны, характеризующаяся непрозрачным ценообразованием и закрытостью хозяйственных отношений между участниками рынка.

По сложившейся практике, нефтепродукты, производимые ВИНК на собственных НПЗ реализуются оптом в следующем порядке приоритетности:

1) экспорт,

2) сбытовые компании, входящие в данную ВИНК,

3) независимые участники рынка.

Как правило, сбытовые компании, входящие в группу ВИНК, не оформляют сделки купли-продажи нефтепродуктов при их последующей реализации на АЗС ВИНК, поскольку АЗС ВИНК не являются отдельным от этой сбытовой компании юридическим лицом. В результате такой непрозрачной схемы издержки по реализации и объемы нефтепродуктов распределяются непропорционально между АЗС ВИНК и независимыми АЗС, что создает неравные условия для функционирования участников розничного рынка нефтепродуктов, а также делает невозможным сравнение условий работы АЗС ВИНК и независимых АЗС в целях оценки ФАС России случаев ценового давления ВИНК на независимые АЗС.

Например, в Кемеровской области ЗАО «Кузбасснефтепродукт» (входит в группу ОАО «Газпром нефть»), доминируя на рынках хранения и мелкооптовой реализации нефтепродуктов, также доминирует и на розничных рынках нефтепродуктов. Независимым операторам АЗС ЗАО «Кузбасснефтепродукт» осуществляет продажу мелкооптовых партий нефтепродуктов, при этом своим АЗС производит отгрузку по цене складского учета, по которой нефтепродукты поставляются с Омского НПЗ (группа ОАО «Газпром нефть»). Это приводит к сокращению рентабельности независимых АЗС до 3-10%.

Особенно остро непрозрачная сбытовая политика ВИНК влияет на рынок в периоды сезонного роста спроса на нефтепродукты, когда независимые участники испытывают острый дефицит продукта, в то время как компании ВИНК такого дефицита не ощущают.

В сентябре-октябре 2007 г. в европейской части Российской Федерации возник локальный дефицит дизельного топлива, сопровождавшийся существенным ростом цен. В результате проведенного анализа ФАС России установлено, что дефицит возник вследствие сокращения поставок дизтоплива на внутренний рынок: экспорт был более привлекателен в связи с резким ростом мировых цен на нефть и дизтопливо и ожиданием последующего повышения таможенной пошлины, при этом одновременно сразу на 6 НПЗ Российской Федерации проводились ремонтные работы. Некоторое увеличение производства дизельного топлива для поставки на экспорт и покрытия дефицита произошло за счет сокращения производства авиакеросина (близкие по составу фракции), что привело к нестабильности цен (рост 30%).

Реализация нефтепродуктов с НПЗ ВИНК независимым участникам происходит на полузакрытых торгах (или при отсутствии таковых), в которых могут принять участие приближенные к ВИНК компании. Как правило, схема таких продаж поощряет коррупцию среди менеджмента ВИНК, который создает «бумажные» посреднические структуры. Таким образом, действительно независимые от ВИНК компании не имеют возможности купить продукт непосредственно с НПЗ ВИНК и приобретают его у таких посредников по завышенной цене. Кроме того, при продаже оптовых партий нефтепродуктов с НПЗ ВИНК повсеместно выставляется условие запрета на их розничную продажу в регионах, где располагаются автозаправочные комплексы данной ВИНК.

Такая сбытовая политика, проводимая практически всеми ВИНК, стимулирует неэффективоность и необоснованные издержки на логистику, «бумажных» посредников, излишние запасы и т.д. Все это способствует формированию необъективных, завышенных цен на нефтепродукты.

В ноябре-декабре 2007 г. в средствах массовой информации, отраслевыми экспертами, а также в обращениях независимых участников рынка неоднократно отмечается ситуация, когда в отдельных регионах ВИНК, доминируя в оптовом и розничном сегменте рынка нефтепродуктов, при неизменном уровне собственных розничных цен повышают оптовые цены для независимых операторов АЗС до уровня, превышающего уровень розничных цен, что приводит к нерентабельной деятельности независимых АЗС. ФАС России осуществляет проверку указанных фактов.

Подобное устройство рынка, порожденного и поддерживаемого всеми крупнейшими ВИНК, наносит ущерб эффективности самим ВИНК. Рынок нефтепродуктов, являясь непрозрачным, разделяется на зоны влияния различных ВИНК в оптовом и розничном сегментах. Ориентированность на экспорт, непрозрачность существующей системы продаж нефтепродуктов, способствует недоверию между ВИНК - каждая из которых контролирует ситуацию только в зонах своего, как правило, доминирующего влияния. Общее описание сложившейся структуры выглядит следующим образом: добываемая ВИНК нефть перерабатывается на собственном НПЗ и реализуется на собственных АЗС вне зависимости от территориальной удаленности этих объектов производственной цепи друг от друга. Несмотря на очевидную привлекательность торговли нефтью и нефтепродуктами между ВИНК, этого не происходит.

Таким образом, по мнению ФАС России, негативное влияние на эффективность работы компаний и свободное ценообразование на нефть и нефтепродукты в России вертикальной интеграции может быть устранено через существенное повышение прозрачности при операциях с нефтью и нефтепродуктами и вовлечение в торговый оборот нефти и нефтепродуктов, принадлежащих ВИНК.

 

2.1.2. Электроэнергетика

Электроэнергетика - отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения.

К основным видам деятельности в данном секторе экономики относятся:

производство электроэнергии;

передача электрической энергии по электрическим сетям (естественно-монопольный вид деятельности);

деятельность по купле-продаже электрической энергии;

оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике (естественно-монопольный вид деятельности) и другие.

При этом следует отметить, что характер экономических отношений, возникающих в отрасли существенно отличается в зависимости от того, формируются ли они в рамках функционирования оптового или розничных рынков электрической энергии.

Оптовый рынок электрической энергии и мощности (далее - оптовый рынок) - сфера обращения особых товаров - электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии и мощности, а также иных лиц, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка, утверждаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом Правительством Российской Федерации. Критерии отнесения производителей и покупателей электрической энергии к категории крупных производителей и крупных покупателей устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Участники оптового рынка - юридические лица, получившие в установленном настоящим Федеральным законом порядке право участвовать в отношениях, связанных с обращением электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами оптового рынка. К ним относятся станции- производители электроэнергии, крупные потребители электрической энергии и сбытовые организации, приобретающие электроэнергию на оптовом рынке, а также инфраструктурные организации: системный оператор, осуществляющий оперативно-диспетчерское управление, федеральная сетевая компания, управляющая электрическими сетями, отнесенными к единой национальной (общероссийской) электрической сети, администратор торговой системы оптового рынка (организатор торгов на оптовом рынке электрической энергии).

Розничные рынки электрической энергии (далее - розничные рынки) - сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии. Участники розничного рынка - это сбытовые организации, выступающие поставщиками на данном рынке, электросетевые организации и потребители электрической энергии,.

В настоящее время отрасль находится в стадии реформирования. Осуществлено разделение естественно-монопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций, и вместо прежних вертикально интегрированных компаний, выполнявших все эти функции, созданы структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности. Генерирующие, сбытовые и ремонтные компании становятся преимущественно частными и начинают конкурировать друг с другом. В естественно-монопольных видах деятельности, напротив, происходит усиление государственного контроля.

Каких-либо административных ограничений для приобретения активов, доля государства в которых в соответствии с реформой сокращается отмечено не было. При этом существуют значительные экономические барьеры входа на рынок производства электроэнергии, связанные с высокой стоимостью генерирующих активов.

Барьерами для выхода на оптовый рынок потребителей и сбытовых компаний являются с одной стороны высокая стоимость приборов учета электроэнергии, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка (экономические барьеры), с другой, - необходимость согласования со смежным субъектом оптового рынка, который зачастую является конкурентом, соглашения об информационном обмене, а также заключение договора на передачу электроэнергии с лицом, входящим в группу лиц с указанным конкурентом (технологические барьеры). Кроме того, в качестве административных барьеров можно выделить необходимость получения тарифно-балансового решения в ФСТ России и процедуру присвоения статуса субъекта оптового рынка администратором торговой системы.

С точки зрения антимонопольного регулирования, с учетом требований законодательства об электроэнергетике, устанавливающего порог доминирования на рынке производства электрической энергии в размере 20%, более всего интересен рынок генерирующих активов - компаний, осуществляющих производство электроэнергии.

За период с 2006 по 2007 гг было продано 3 ОГК (ОГК-3, ОГК-4, ОГК-5) и 5 ТГК (ТГК-1, Мосэнерго, ТГК-5, ТГК-8, ТГК-9), из них стратегическим иностранным инвесторам - 2 (ОГК-4 - E.On (Германия), ОГК-5 - Enel (Италия)).

Кроме того, следует отметить тенденцию прихода в отрасль компаний - поставщиков топлива, таких как ОАО «Газпром» и ОАО «СУЭК», являющихся монополистами в поставках топлива (газа и энергетического угля соответственно) на электростанции. Таким образом, в отрасли формируются вертикально-интегрированные структуры, которых ранее, в дореформенный период не было.

В качестве примера можно привести сделку по приобретению группой лиц ОАО «Газпром» компании ОАО «Мосэнерго» (ТГК-3), а также наличие стратегического инвестора в виде ОАО «СУЭК» в генерирующих активах - ОАО «ТГК-12», ОАО «ТГК-13», основным видом топлива станций которых являются энергетические угли.

Среди прочих сфер деятельности электроэнергетика отличается самым высоким уровнем нарушений антимонопольного законодательства. Так с 2005 по 2007 г.г. количество рассмотренных заявлений, выявленных нарушений и возбужденных дел составило:

электроэнергетика

2005

2006

2007

Рассмотрено заявлений

Выявлено нарушений

Возбуждено дел

Рассмотрено заявлений

Выявлено нарушений

Возбуждено дел

Рассмотрено заявлений

Выявлено нарушений

Возбуждено дел

1714

716

549

1973

862

720

2543

953

835

 

Специфика нарушений антимонопольного законодательства в сфере электроэнергетики в основном касается деятельности электросетевых компаний, осуществляющих естественно-монопольный вид деятельности. Нарушения связаны преимущественно с отказом или уклонением от заключения договора на передачу электроэнергии, а также с навязыванием невыгодных или не относящихся к предмету договора условий при заключении договора на оказание услуг по технологическому присоединению потребителей к электрическим сетям. Более 2/3 всех злоупотреблений доминирующим положением фиксируется именно в этой сфере. Следует также отметить большое количество нарушений, связанных с препятствованием доступу на оптовый рынок электроэнергии со стороны смежных сбытовых организаций. Нарушения выражаются, как правило, в отказе от согласования необходимых документов, обеспечивающих информационный обмен и передачу данных по системам коммерческого учета, которые являются необходимыми для получения доступа к торговой системе оптового рынка.

Вместе с тем на рынках электроэнергетики существует возможность манипулирования ценами. По данным Минпромэнерго России, анализ многолетнего международного опыта стран, в которых либерализация электроэнергетического рынка прошла раньше чем в России, показывает, что введение рыночного ценообразования, как правило не приводит к снижению цен. Существует целый рад причин, которые ограничивают возможность «чистых» рыночных отношений в электроэнергетике. Определяющим фактором является технологическая специфика электроэнергии как товара (его невозможно хранить, процесс его потребления неразрывно связан с процессом генерации). Во многом поэтому генерирующие мощности не развиваются без ориентации на конкретные рынки сбыта. Объем имеющихся генерирующих мощностей (с учетом технологического резерва мощности) призван покрывать лишь существующие объемы потребления. А при отсутствии профицита мощности (профицита предложения) эффект ценовой конкуренции не возникает. Существующие на российском рынке механизмы администрирования ценовых заявок по «узловой схеме» в зависимости от географического расположения создают дополнительные возможности для ценового манипулирования на НОРЭМ: исследования работы НОРЭМ за 2006-2008 годы показывают, что корреляции между объемом торгов и ценой на электроэнергию не наблюдалось.

По мнению ФАС России, необходимо сделать все возможное для исключения ценовых колебаний, связанных с наличием системных ограничений, вследствие которых на рынке в некоторые периоды времени могут возникнуть условия для манипулирования ценами. Важным инструментом регулирования для целей предотвращения значительных всплесков свободной (нерегулируемой) цены на электрическую энергию (мощность) на рынке является возможность применения таких жестких мер как разделение компаний.

В случае неоднократного злоупотребления доминирующим или исключительным положением, в том числе при осуществлении манипулирования ценами на оптовом и розничных рынках, антимонопольным органом могут быть применены меры по принудительному разделению таких хозяйствующих субъектов.

 

2.1.3. Газовая промышленность

В газовой отрасли можно выделить следующие основные виды деятельности: добыча газа, транспортировка газа по магистральным и распределительным газопроводам, поставка и переработка газа.

Газовая отрасль в целом делится на 3 основных рынка: природного сетевого газа, сжиженного углеводородного газа, попутного нефтяного газа.

Газовая отрасль характеризуется наличием специального отраслевого законодательства, основой которого является Федеральный закон от 31.03.99 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» который определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации и направлен на обеспечение удовлетворения потребностей потребителей в стратегическом виде энергетических ресурсов, а также обеспечение интересов государства. Кроме того, с целью регулирования отрасли принят ряд специальных нормативных актов:

Федеральный закон от 18.07.2006 №117-ФЗ «Об экспорте газа» который определяет основы государственного регулирования экспорта газа исходя из необходимости защиты экономических интересов Российской Федерации, исполнения международных обязательств по экспорту газа, обеспечения поступления доходов федерального бюджета и поддержания топливно-энергетического баланса Российской Федерации.

постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.92 №832 «О порядке установления вида топлива для предприятий и топливопотребляющих установок» - предоставляет право органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливать для расположенных на их территории предприятий (объединений) и других хозяйствующих субъектов и топливопотребляющих установок, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности виды топлива.

постановление Правительства Российской Федерации от 14.06.97 №858 «Об обеспечении доступа независимых производителей газа к газотранспортной системе ОАО «Газпром» определяет условия и порядок доступа независимых организаций на территории Российской Федерации к газотранспортной системе ОАО «Газпром» для снабжения газом потребителей Российской Федерации.

постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.98 №1370 «Об утверждении положения об обеспечении доступа к местным газораспределительным сетям» - определяет условия и порядок доступа организаций к местным газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, и его действие распространяется на правовые отношения, возникающие между юридическими лицами при транспортировке газа по местным газораспределительным сетям.

постановление Правительства Российской Федерации от 05.02.98 №162 «Об утверждении правил поставки газа в Российской Федерации» - определяет отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, и обязательно для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.

постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 №1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на терри

Комментарии
Конфереция