1. Экономика Российской Федерации и конкуренция

Цели и задачи защиты конкуренции

Защита и поддержка конкуренции гарантированы Конституцией Российской Федерации. Конкуренция позволяет достичь максимального благосостояния общества. В условиях конкуренции ресурсы используются наиболее эффективно, а неэффективные производители вытесняются с рынка.

Благоприятная конкурентная среда чрезвычайно высоко оценивается предпринимательским сообществом. По мнению российских предпринимателей, «поддержание благоприятной конкурентной среды» является второй по значимости задачей государства в экономике, уступающей по своей важности лишь такой фундаментальной обязанности власти, как «формирование законодательных условий деятельности бизнеса, обеспечение их безусловного и справедливого применения».

В начале 2000-х годов Российской Федерации удалось достигнуть финансовой стабилизации. Прекратилось снижение темпов обменного курса национальной валюты и произошло резкое уменьшение инфляции. Важно, что это было осуществлено в условиях экономического роста, значительного повышения доходов населения, отсутствия наращивания внешних займов и дефицита бюджета. Достижение финансовых макроэкономических целей выводит на первый план государственной экономической политики задачи по структурной перестройке экономики и обеспечению инновационного развития страны. В среднесрочном периоде основное внимание должно уделяться качественным характеристикам функционирования предприятий и отраслей - конкурентной политике.

Стратегические задачи такой политики были сформулированы Президентом Российской Федерации в выступлении «О стратегии развития России до 2020 года»:

  • «развитие новых секторов глобальной конкурентоспособности, прежде всего в высокотехнологичных отраслях»;
  • «развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителей».

Для достижения этих целей антимонопольный орган в рамках своей компетенции решает задачи контроля за соблюдением законодательства о конкуренции; контроля за экономической концентрацией; антимонопольного регулирования в отраслях естественной монополии; контроля в сфере размещения государственных заказов; оценки влияния на конкурентную среду мер защиты от неблагоприятной иностранной конкуренции; снижения барьеров для входа фирм на рынок и создания новых компаний; обеспечения конкуренции на глобальном уровне.

Оценки состояния конкуренции (макроэкономические оценки и оценки участников рынков)

В течение 1990-х годов в Российской Федерации было сделано многое для развития конкуренции:

- принято конкурентное законодательство;

- осуществлено разделение монопольных и конкурентных секторов в отраслях естественной монополии;

- проведена приватизация;

- снижено административное давление.

Обзор макроэкономических показателей, характеризующих состояние конкурентной среды в российской экономике, и опросы предпринимателей об их оценках состояния конкуренции в экономике позволяют сделать выводы, что участники рынков в Российской Федерации реально ощущают конкуренцию; причем оценка конкуренции как значимого фактора для деятельности предприятий со временем увеличивается.

Высокая степень открытости для импорта товаров и услуг привели к формированию условий, в которых с высокой вероятностью возникает конкурентная борьба участников рынка; в период 2004 - 2007 гг. произошло существенное усиление конкуренции с импортом, хотя основным источником конкуренции для российских производителей по-прежнему являются отечественные компании.

Происходит сближение показателей концентрации производства в российской экономике со сравнимыми показателями развитых зарубежных стран: в высококонцентрированных отраслях промышленности в рассматриваемый период концентрация снижается, в то время как в низкоконцентрированных - растет.

Большинство предпринимателей считает вектор изменений, которые происходили в конкурентной среде за 2007 год, положительным (42% «+» и 22% «-»);

Конкуренция является важным фактором инноваций. Эмпирические исследования показывают, что испытывающие конкуренцию предприятия (особенно те, которые уже давно существуют на рынке) активно инвестируют в НИОКР и технологии. Конкуренция (особенно с поставщиками из дальнего зарубежья) повышает выпуск и производительность труда.

В тоже время существуют и негативные тенденции:

1) Ряд отраслей российской экономики являются избыточно концентрированными (например, производство первичного алюминия, синтетического каучука, отдельных видов продукции черной металлургии) в сравнении с уровнем концентрации в сопоставимых отраслях развитых стран. В добыче полезных ископаемых и металлургии наблюдается завышенный уровень рентабельности, свидетельствующий о недостатке конкуренции. На рынках металлургической промышленности предприниматели отмечают значительное снижение конкуренции.

2) Несмотря на достаточный уровень интенсивности конкуренции с производителями из дальнего зарубежья на рынках машиностроения и легкой промышленности, все большее число предприятий считает, что они не испытывают зарубежного конкурентного давления, что может свидетельствовать об их вытеснении неконкурентные сектора, в которых отсутствует зарубежное предложение. Ряд компаний - от 10 до 20%, по разным обследованиям - не сталкивается с конкуренцией, что говорит о сохранении в экономике страны угрозы монополизма, даже если поведение этих компаний в настоящее время является конкурентным (состязательным).

3) Количество предприятий сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, обрабатывающих производств (за исключением целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности), по производству машин и оборудования неуклонно сокращается, то есть возможности для развития конкурентных отношений в этих сферах с годами уменьшаются.

4) Особую опасность представляет гипертрофированный рост крупнейших российских компаний. Высокий удельный вес крупнейших российских компаний в отношении к ВВП страны позволяет предположить наличие у таких компаний возможности антиконкурентного влияния на рынки.

 

Основные угрозы конкуренции на современном этапе

Следует отметить, что в любой экономике существуют значительные антиконкурентные тенденции: с одной стороны, крупные компании в своем стремлении к наращиванию прибыли всегда будут стремиться к занятию и использованию доминирующего положения на товарном рынке; с другой - хозяйствующие субъекты вместо развития добросовестной конкуренции оказываются заинтересованы в получении преимуществ и создании конкурентам барьеров входа на рынок с помощью государства. В 2007 году ФАС России было возбуждено 1331 дел по признаку злоупотребления доминирующим положением хозяйствующими субъектами и 2250 дел по признаку совершения антиконкурентных действий со стороны органов власти.

Федеральная антимонопольная служба считает, что угрозы конкуренции, связанные с формированием государственных корпораций, деятельностью естественных монополий, рисками возникновения картелей и действиями органов власти требуют незамедлительного реагирования со стороны государства.

Угрозы конкуренции, связанные с формированием государственных корпораций связаны с передачей им некоторых государственных функций и полномочий проведения государственной политики; созданием для них исключительных условий хозяйственной деятельности, делающих невозможным конкуренцию с ними частных компаний; преследованием государственными корпорациями целей по созданию горизонтально или вертикально интегрированных структур в интересах коллективного доминирования. Госкорпорации, обладая политическим и административным ресурсом и растущими финансовыми возможностями, могут оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на смежных со сферами их деятельности товарных рынках.

Федеральная антимонопольная служба считает целесообразным следующее: 1) Усиление антимонопольного контроля за государственного корпорациями. 2) Возвращение властных функций от всех созданных госкорпораций государству. 3) Расширение использования государственными корпорациями конкурсных механизмов при закупке товаров, работ, услуг у частных российских компаний. 4) Обеспечение транспарентного функционирования госкорпораций. 5) Введение моратория на создание новых государственных корпораций. 6) Исключение возможности постоянной государственной финансовой поддержки госкорпораций.

На сегодняшний день в Российской Федерации имеются три крупнейших субъекта - естественных монополиста: ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и ОАО «РЖД». В процессе антимонопольного контроля за деятельностью данных компаний был выявлен ряд проблем и рисков, связанных с инфраструктурным обеспечением страны в сферах электроэнергетики, газоснабжения и железнодорожного транспорта, в частности:

1) Угроза сохранения власти естественного монополиста в потенциально конкурентных сегментах и его экспансия на смежные рынки.

2) Угроза, связанная с недостаточным инвестированием в целевые производственные мощности и инфраструктурный комплекс естественной монополии.

3) Угроза роста ценового давления на экономику со стороны естественных монополий вследствие их сохраняющейся неэффективности.

Динамикой цен на услуги, предоставляемые естественными монополиями, в значительной мере определяется уровень цен в хозяйственном комплексе Российской Федерации в целом, а, следовательно, и уровень конкурентоспособности экономики страны. Однако, за период 2000-2007 гг. цены на продукцию естественных монополий росли существенно более высокими темпами роста по отношению к сводному индексу потребительских цен на товары и платные услуги населению по Российской Федерации в 2000-2007 гг.

В связи с изложенным Федеральная антимонопольная служба считает необходимым внесение существенных изменений в законодательство о естественных монополиях, направленных на снижение их издержек, ужесточение государственного контроля за ними, завершение разделения инфраструктурной и конкурентной составляющих.

На большинстве товарных рынков России наблюдаются основные факторы, способствующие вступлению фирм в сговор, в том числе такие как: небольшое число фирм на рынке (в России каждая пятая отрасль может считаться высокорискованной с точки зрения вероятности создания картелей); сходный уровень технологии, средних издержек производства и структуры затрат; превышение в отрасли в долгосрочном периоде предложения над спросом, наличие избытка производственных мощностей; низкая наукоемкость продукции. Заключению соглашений о разделе рынка хозяйствующими субъектами часто способствовала существовавшая ранее экономическая политика государства.

На сегодняшний день в Российской Федерации можно выделить сразу несколько отраслей, в которых наиболее остро стоит проблема антикартельного регулирования: оптовая и розничная торговля нефтепродуктами; агропромышленный комплекс и розничная торговля; банковская сфера (потребительское кредитование); фармацевтическая промышленность; металлургическая промышленность; химическая промышленность.

Раскрытие картелей является самой трудной задачей антимонопольной политики, поскольку создаются они тайно и выявить их наличие можно только с помощью оперативно-розыскных мероприятий. Средняя продолжительность картеля в мировой экономике составляет 6 лет, некоторые картели длятся 10 и более лет. В 2007 году в Российской Федерации появились такие инструменты борьбы с картелями как оборотные штрафы и программа смягчения наказаний за добровольное информирование о картелях. Однако абсолютной необходимостью является расширение оперативно-розыскной деятельности. В европейской модели антимонопольной политики такие полномочия имеются у всех антимонопольных органов; в американской - действует антитрастовый департамент Министерства юстиции, возглавляемый заместителем генерального прокурора.

Безусловно, необходимо дальнейшее развитие антимонопольного законодательства в части регламентации процедуры применения «программы смягчения»; разработки групповых исключений в соответствии со ст. 13 закона «О защите конкуренции»; повышения санкций с 15% до 30% выручки компании на соответствующем рынке. Однако, декартелизация рынков невозможна без постановки задач по развитию конкуренции и демонополизации экономики перед всеми ведомствами, включения их в целевые программы. Необходимо проведение государственной экономической и промышленной политики, направленной на развитие конкуренции в экономике:

  • снижение барьеров входа на рынки (в первую очередь административных и инфраструктурных);
  • открытие рынков для международной конкуренции (при условии параллельного повышения конкурентоспособности отечественной промышленности);
  • развитие транспортной инфраструктуры для ликвидации барьеров для межрегиональной торговли и расширения границ рынков.

К сожалению, сохраняется очевидное пренебрежение со стороны органов власти к антимонопольному законодательству, как регулятору рыночных отношений, что выражается: во-первых, в значительном количестве дел ФАС России против органов власти; во-вторых, в значительном объеме повторных нарушениях антимонопольного законодательства органами власти, которые в 2007 г. составили 22 % в общем количестве выявленных нарушений.

В связи с изложенным, ФАС России считает необходимым:

- реализацию специальной программы мер «Предупреждение и пресечение нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти и местного самоуправления» в рамках основных направлений деятельности ФАС России на 2008-2010 годы;

- ужесточение контроля за соблюдением органами власти антимонопольного законодательства, в том числе формирование практики применения пункта 2.1 статьи 19.5 КоАП по дисквалификации должностных лиц, допустивших неисполнение предписания антимонопольного органа;

- внесение изменений в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части статей 15-21, направленных на ужесточение правовых основ антимонопольного регулирования в отношении органов власти;

- активизацию практики адвокатирования конкуренции в органах власти.

 

2. Состояние конкуренции в основных секторах экономики

2.1. Топливно-энергетический комплекс

Нефтяная промышленность

Вертикально-интегрированные компании (далее - ВИНК) доминируют (в том числе коллективно) на рынках сырой нефти и продуктов ее переработки, свободный рынок нефти практически отсутствует: более 80% нефти в Российской Федерации добывается пятью крупными ВИНК (Роснефть, Лукойл, ТНК-ВР, Сургутнефтегаз, Газпром), более 75% российской нефти перерабатывается на заводах, контролируемых теми же пятью ВИНК.

ВИНК используют давальческую схему переработки нефти как на «чужих» НПЗ, так и на собственных. Различные схемы «замещения по объемам», перераспределение корзины нефтепродуктов на выходе с НПЗ, а также использование транзитных поставок затрудняют оценку географических границ рынков и долей участников в оптовых поставках на внутренний рынок в региональном разрезе.

В частности, продолжает сокращаться количество малых независимых добывающих компаний и объем добываемой ими нефти (с 1998 г. по 2007 г. объем добычи малых предприятий снизился в два раза - с 10% от общего объема до 5%). Количество независимых АЗС за последние три года снизилось с 70% до чуть более 50%. Расширение розничных сетей ВИНК характеризуется, в том числе, отказом от франчайзинговых (джобберских) схем работы и осуществлением выкупа (аренды) активов розничных сетей операторов рынка, ранее осуществлявших реализацию брэндированных нефтепродуктов ВИНК.

Таким образом, доминирование ВИНК при крупнооптовой реализации нефтепродуктов с НПЗ (межрегиональный рынок) и наличие в большинстве регионов сбытов ВИНК, доминирующих на рынках хранения нефтепродуктов (региональные рынки), определяют монополизацию региональных оптовых рынков нефтепродуктов.

В частности, доминирующая компания поставляет нефтепродукты в адрес собственных АЗС по себестоимости, а при поставке независимым АЗС осуществляется продажа мелкооптовых партий, что обусловливает низкую рентабельность независимых АЗС и позволяет ВИНК осуществлять ценовое давление. Одновременное доминирование и на рынке услуг по хранению (нефтебазы) также может приводить к резкому сокращению реализации независимыми АЗС (вплоть до закрытия АЗС) в связи с тем, что в условиях дефицита снабжение собственных АЗС осуществляется доминирующей компанией в приоритетном порядке. Такая структура рынков нефтепродуктов сложилась в 51 регионе страны.

Внутренняя цена на российскую нефть формируется в результате оценки альтернативы поставки нефти на экспорт (железнодорожным транспортом) к продаже ее давальцам для переработки на указанных НПЗ. Такая структура предложения нефти не позволяет говорить о свободной конкурентной цене нефти на внутреннем рынке России.

Фактически внутренняя цена рассчитывается методом net-back (вычитание таможенной пошлины из экспортной цены) и, несмотря на различия в структуре рынка и условиях формирования цены на российском и мировых рынках, зависит от динамики мировых цен.

ФАС России особенно беспокоит использование схем передачи сырья или продукта без оформления сделки купли-продажи внутри группы ВИНК. До сих пор некоторые ВИНК перерабатывают добываемую ими нефть на собственных НПЗ на условиях процессинга. Эта схема, применяемая в 90-х годах прошлого века в целях так называемой «оптимизации налогообложения» не дает ориентиров для ценообразования на внутрироссийском рынке нефти, т.к. спрос на нефть, используемую в этой схеме, не учитывается при формировании цены на нефть. Не способствует рыночному ценообразованию применение трансфертных цен между предприятиями одной ВИНК. Торговля нефтью между ВИНК, за исключением незначительных объемов, задействованных в т.н. схемах «замещения», фактически отсутствует.

При этом существующий порядок установления таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты не учитывает сезонность спроса, пошлина носит фискальный характер и не оказывает регулирующего воздействия на объемы экспорта и предложения на внутреннем рынке.

Отсутствие регулирующей функции таможенной пошлины приводит к существенным дисбалансам спроса и предложения при сезонном росте потребления, и, в конечном итоге, к нестабильности цен, что наглядно отображается на примере внутренних цен на основной экспортный нефтепродукт - мазут.

Как правило, сбытовые компании, входящие в группу ВИНК, не оформляют сделки купли-продажи нефтепродуктов при их последующей реализации на АЗС ВИНК, поскольку АЗС ВИНК не являются отдельным от этой сбытовой компании юридическим лицом. В результате такой непрозрачной схемы издержки по реализации и объемы нефтепродуктов распределяются непропорционально между АЗС ВИНК и независимыми АЗС, что создает неравные условия для функционирования участников розничного рынка нефтепродуктов, а также делает невозможным сравнение условий работы АЗС ВИНК и независимых АЗС в целях оценки ФАС России случаев ценового давления ВИНК на независимые АЗС.

В ноябре-декабре 2007 г. в средствах массовой информации, отраслевыми экспертами, а также в обращениях независимых участников рынка неоднократно отмечается ситуация, когда в отдельных регионах ВИНК, доминируя в оптовом и розничном сегменте рынка нефтепродуктов, при неизменном уровне собственных розничных цен повышают оптовые цены для независимых операторов АЗС до уровня, превышающего уровень розничных цен, что приводит к нерентабельной деятельности независимых АЗС. ФАС России осуществляет проверку указанных фактов.

 

Электроэнергетика

Барьерами для выхода на оптовый рынок потребителей и сбытовых компаний являются, с одной стороны, высокая стоимость приборов учета электроэнергии, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка (экономические барьеры), с другой, необходимость согласования со смежным субъектом оптового рынка, который зачастую является конкурентом, соглашения об информационном обмене, а также заключение договора на передачу электроэнергии с лицом, входящим в группу лиц с указанным конкурентом (технологические барьеры). Кроме того, в качестве административных барьеров можно выделить необходимость получения тарифно-балансового решения в ФСТ России и процедуру присвоения статуса субъекта оптового рынка администратором торговой системы.

Наибольшая доля нарушений в электроэнергетике связана именно с естественно-монопольным сектором, т.е. с деятельностью сетевых компаний. Нарушения связаны преимущественно с отказом или уклонением от заключения договора на передачу электроэнергии, а также с навязыванием невыгодных или не относящихся к предмету договора условий при заключении договора на оказание услуг по технологическому присоединению потребителей к электрическим сетям. Более 2/3 всех злоупотреблений доминирующим положением фиксируется именно в этой сфере. Следует также отметить большое количество нарушений, связанных с препятствованием доступу на оптовый рынок электроэнергии со стороны смежных сбытовых организаций. Нарушения выражаются, как правило, в отказе от согласования необходимых документов, обеспечивающих информационный обмен и передачу данных по системам коммерческого учета, которые являются необходимыми для получения доступа к торговой системе оптового рынка.

 

Газовая промышленность

Несовершенство действующего законодательства в сфере газоснабжения не позволяет в полной мере запустить механизм долгосрочных договоров.

Механизм поставок газа на основе долгосрочных договоров для всех участников рынка газа требует значительных модификаций, связанных с урегулированием отношений между производителями и потребителями газа и между производителями и ОАО «Газпром», закреплением на нормативном уровне необходимых финансовых и экономических гарантий бесперебойной работы и рентабельности поставщика и потребителя газа:

обеспечение гарантий поставки газа со стороны производителей;

принцип полной выборки объемов газа (принцип «бери или плати»);

совершенствование штрафных санкций в случае «сверхлимитного» отбора газа, а также в случае частичной невыборки газа;

возможность перераспределения или продажи невыбранного объема газа по краткосрочным контрактам на электронной торговой площадке

совершенствование правил недискриминационного доступа к газотранспортной сети

Рынок газа в России является высококонцентрированным рынком с неразвитой конкуренцией. ОАО «Газпром» добывает более 80% газа в России, реализует более 90%. Также ОАО «Газпром» является собственником Единой системы газоснабжения, что позволяет ему контролировать доступ независимых организаций к ГТС ОАО «Газпром» и ограничивать возможность независимых организаций наращивать долю реализации газа в общероссийском масштабе.

Существующая на сегодняшний день система поставок СУГ населению для коммунально-бытового использования является основным тормозом развития рынка СУГ.

Установленная заводам-производителям оптовая цена для поставок СУГ на коммунально-бытовые нужды в разы ниже рыночных цен. В результате, огромная социальная нагрузка возложена на производителей СУГ, производство этого вида газа является низкорентабельным.

Важно отметить, что существование параллельно двух рынков сжиженного газа (по регулируемым ценам и по свободным коммерческим ценам) создает множество возможностей для злоупотреблений и коррупции. Непрозрачный механизм определения потребностей в балансовом СУГ порождает «перетекание» СУГ из регулируемого сектора в нерегулируемый (т.н. «серый» рынок СУГ). Лишь отмена государственного регулирования оптовой цены на сжиженный газ для бытовых нужд позволит прекратить недобросовестную конкуренцию «серого» рынка по отношению к легальному коммерческому рынку СУГ. Ликвидация «серого» рынка будет способствовать появлению на рынке СУГ информационной открытости, обеспечивающей предсказуемость поведения рынка, и, следовательно, возможность участникам рынка прогнозировать свою деятельность в долгосрочном периоде.

 

2.2. Связь

Электрическая связь

Антимонопольными органами постоянно регистрируется значительное количество нарушений на рынках услуг присоединения сетей связи.

Ключевое значение для развития конкуренции в отрасли имеет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства на рынках тех услуг связи, при оказании которых используется радиочастотный ресурс.

В сфере связи наиболее высоко концентрированными являются инфраструктурные рынки:

рынки услуг, обеспечивающих доступ к инфраструктуре связи (доступ к зданиям, сооружениям связи, в том числе к линейно-кабельным сооружениям электросвязи, к сети почтовой связи общего пользования);

рынки услуг, обеспечивающих доступ к сети электросвязи общего пользования на местном, зоновом, междугородном и международном уровне.

Сложная ситуация в отрасли обусловлена историей и структурой построения сетей и сооружений связи, когда до 1990 года сети и сооружения связи создавались для имеющихся традиционных операторов и позднее были переданы им в собственность, в том числе на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Для эффективного развития конкуренции на данных рынках ФАС России разрабатываются Правила недискриминационного доступа к инфраструктуре электрической связи.

Вместе с тем в настоящий момент реальные результаты демонополизации рынка услуг "дальней" связи для большинства потребителей, как следует из поступающих в ФАС России обращений и публикаций в средствах массовой информации, остаются незаметными. В первую очередь не произошло заметного снижения тарифов на эти услуги, не произошло изменений качественных характеристик предоставляемых потребителю услуг; в большинстве регионов Российской Федерации механизм выбора оператора "дальней" связи при каждом звонке (hot choice) не реализуется.

 

Почтовая связь

Почтовая связь, несмотря на то, что для осуществления деятельности в данной сфере необходима единая лицензия, представляет собой совокупность различных услуг, каждая из которых является отдельным товарным рынком (пересылка письменной корреспонденции, посылки, бандероли, рынок подписки и др.). Данные товарные рынки характеризуются различным уровнем развития конкуренции - от абсолютно монопольных (универсальная услуга почтовой связи), до высоко конкурентных (экспресс-почта, курьерские услуги). Более того, конкуренция в различных секторах рынка почтовой связи существенно разнится в зависимости от регионов.

К основным проблемам (барьерам) входа на рынок услуг почтовой связи можно отнести требование к оператору почтовой связи о создании собственного отделения в каждом субъекте Российской Федерации, в связи с чем остро встает вопрос обеспечения недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры федеральной почтовой связи.

2.3. Транспорт

Воздушный транспорт

Конкуренция на рынке международных воздушных перевозок ограничена, большинство маршрутов монополизированы. В соответствии с межправительственными соглашениями о воздушном сообщении на каждом международном маршруте действует, как правило, одна авиакомпания от каждой страны. Эти назначенные авиакомпании согласовывают тарифы и квоты (количество рейсов). Отсутствует конкурсный механизм назначения перевозчика.

Рынок внутренних воздушных перевозок состоит из множества локальных рынков - маршрутов, поскольку авиакомпании конкурируют на конкретных маршрутах. В настоящее время зарегистрировано свыше 500 маршрутов. Две трети этих маршрутов являются низкорентабельными, поэтому на них работает по одному перевозчику. На оставшейся трети маршрутов работают от 2 до 6 авиаперевозчиков, причем доступ на эти маршруты ограничен осуществляемым Росавиацией согласованием слотов (временных интервалов между посадкой и вылетом воздушных судов) и утверждением расписаний.

Рынок грузовых авиаперевозок является высококонцентрированным. Так, при общем числе авиаперевозчиков, работающих на рынке грузовых перевозок более 70, около 80% грузооборота обеспечивают 20 авиакомпаний, при этом на долю 4 крупнейших из них приходится до 70% грузооборота.

Рынок услуг аэропортов не развит. Конкуренция существует только в Москве. С 1992 года количество аэропортов сократилось с 1302 до 351, из которых регулярные перевозки осуществляются лишь на 260 аэродромах. Региональные и местные аэропорты, как правило, имеют грунтовые покрытия, а 70% взлетно-посадочных полос с искусственными покрытиями были построены более 20 лет назад и не отвечают условиям безопасности.

По мнению ФАС России, необходимо законодательно обеспечить доступ инвесторам альтернативных топливозаправочных компаний на территории аэропортов, а также обязать топливозаправочные компании принимать на хранение топливо авиакомпаний. Кроме того, ФАС России совместно с МЭРТ России уже организовали пробные биржевые торги авиатопливом, на которых авиакомпании смогут покупать авиатопливо и хранить его в емкостях топливозаправочных компаний. Биржевые цены на авиатопливо будут являться индикаторами для установления цен для всех топливозаправочных компаний.

Большое внимание антимонопольных органов вызывают сделки по приобретению авиакомпаниями аэропортов, а также приобретения аэропортами топливозаправочных компаний.

Для решения проблемы обеспечения недискриминационного доступа авиакомпаний к инфраструктуре аэропортов необходимо, в первую очередь, разделение аэропортовой и перевозочной деятельности, так как объединенное авиапредприятие, не желая иметь перевозчиков - конкурентов, как правило, отказывается заключать договоры на аэропортовое обслуживание либо предлагает крайне неудобные слоты (интервалы времени между прилетом и вылетом воздушных судов).

Морской транспорт

Опасной тенденцией является вытеснение государственными органами с рынка частных компаний, работающих в портах Российской Федерации, и монополизация рынков подведомственными государственными предприятиями.

Наиболее ярким примером является ФГУП «Росморпорт», которое, являясь аффилированным лицом с морскими администрациями портов, вытесняет с их помощью с рынка портовых услуг конкурирующие частные сервисные компании: лоцманские, экологические, буксировочные и др. А после вытеснения конкурентов, став монополистом, устанавливает монопольно высокую цену на свои услуги.

Отрасль характеризуется высокими барьерами входа на рынок: государственное регулирование тарифов на погрузочно-разгрузочные работы на морском транспорте; трудность получения частным инвестором земельного участка, соприкасающегося с водной акваторией с гарантированными глубинами для крупнотоннажных судов; длительный и сложный процесс согласования и получения разрешительных документов по расширению стивидорными компаниями производственных мощностей; отсутствие гарантий для инвесторов: неопределенность условий аренды государственного имущества в российских портах (договоры аренды причалов перезаключаются каждые 11 месяцев), отсутствие справедливой (по конкурсу) системы сдачи причалов в аренду, причем не более 35% одному хозяйствующему субъекту (группе лиц) при наличии желающих.

Автомобильный транспорт

Рынки городских пассажирских перевозок являются проблемными. На этих рынках, как правило, доминируют муниципальные перевозчики, для которых муниципальные власти устанавливают монопольное положение: ограничивают доступ частным перевозчикам (маршрутным такси) к наиболее рентабельным (центральным) городским маршрутам и вытесняют работающих частных перевозчиков посредством закрепления маршрута за победителем конкурса на право работы на городских маршрутах, которым, как правило, становится аффилированное муниципальное или государственное автотранспортное предприятие.

В 2007 году самым распространенным нарушением в отрасли стали нарушения условий проведения, критериев выбора победителя в конкурсах за право работы на городских маршрутах.

 

Железнодорожный транспорт

Оценивая общее состояние железнодорожного транспорта общего и необщего пользования, развития конкуренции на железных дорогах следует признать:

- реформирование железнодорожного транспорта общего и необщего пользования осуществляется с отставанием от программы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2001 № 384. Это отставание обусловлено недостаточностью нормативной правовой базы при работе железных дорог в конкурентных условиях, а также слабой заинтересованностью инвесторов по привлечению инвестиций в инфраструктуру железных дорог.

- в настоящий период проходит третий этап реформирования, однако не все мероприятия первых двух этапов программы были выполнены. В частности, не создана компания по перевозке пассажиров, парк приватных вагонов не достиг 50-% уровня;

- реформирование железнодорожного транспорта необщего пользования фактически не осуществляется. Одной из причин является отсутствие в структуре Минтранс России подразделения, отвечающего за развитие железнодорожного транспорта необщего пользования, координацию его развития с железнодорожным транспортом общего пользования. Как следствие, грузы уходят на другие виды транспорта, главным образом, на автомобильный транспорт;

- сохранение в структуре ОАО «РЖД» перевозок пассажиров не позволяет стимулировать процесс реформирования в области пассажирских перевозок. Тем самым затягивается процесс устранения перекрестного субсидирования за счет грузовых перевозок. Это сдерживает процесс создания конкурентной среды в области пассажирских перевозок.

Следует отметить, что ОАО «РЖД» осуществляет выделение вагонного парка из своего состава в дочерние общества. Это преследует цель выхода из-под регулирования вагонной составляющей тарифа, а соответственно и частичное дерегулирование тарифа за перевозку грузов в вагонах дочерних компаний, что ведет к неконтролируемому росту цен на перевозки грузов.

2.4. Промышленность

Актуальные проблемы оборонного комплекса

ФАС России отмечает, что основные проблемы в сфере оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК) связаны с возможностями по злоупотреблению доминирующим положением хозяйствующими субъектами, исторически являющимися единственными производителями определенного вида товара или услуг для нужд ОПК, деятельность которых ограничена двумя - тремя производителями аналогичной продукции на российском рынке. Причиной возможных злоупотреблений на указанных рынках может служить ограниченность доступа иностранных производителей сырья и комплектующих для производства продукции ОПК в сборе. В частности, ФАС России в 2007 году было возбуждено дело по применению монопольно высоких цен производителями спецсплавов для нужд оборонного авиадвигателестроения. Кроме того, определенные трудности в развитии конкуренции в оборонной и гражданской сферах могут быть связаны с созданием интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе (далее - ИС).

Основные препятствия для развития конкуренции при создании И

Комментарии
Конфереция