Российские парламентарии о топливном рынке: регулировать можно, но осторожно

10 сентября в российских регионах по инициативе Ассоциации профсоюзов транспорта и связи России прошла акция протеста против необоснованного повышения цен на топливо. Участники акций обвиняют монополистов в ценовом сговоре и собирают подписи под обращением к руководству РФ с требованием ввести госрегулирование и контроль за уровнем цен на топливо, а также обеспечить снижение цен в соответствии с реальными возможностями российской экономики и уровнем платежеспособности населения.
7 октября намечен второй, более масштабный, этап акции.
Власти отдельных регионов разделили озабоченность автомобилистов. Так администрация Воронежской области пообещала ходатайствовать о снижении цен на топливо перед руководством страны и выделить из бюджета более 40 миллионов рублей для компенсации выпадающих доходов и дотации на покрытие убытков от работы пассажирских транспортных предприятий области.
Должно ли государство регулировать цены на топливо? Какие еще меры следует предпринять, чтобы избежать социального взрыва?
Парламентарии в целом выступили против прямого государственного регулирования цен на внутреннем топливном рынке. Для этого, по их словам, есть косвенные методы, позволяющие снизить социальное напряжение без грубого вмешательства в работу рыночных механизмов.
Валентин Межевич Неоднозначную оценку дал призывам ввести госрегулирование и контроль за уровнем цен на топливо первый заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям, представитель в СФ от Законодательного собрания Иркутской области Валентин Межевич.
"Топливо – это слишком обобщенное название, поэтому если имеется ввиду конкретно бензин, то государственное регулирование просто невозможно, поскольку все компании, которые на сегодня существуют на рынке, не являются монополистами", - заявил сенатор.
По мнению парламентария, "прежде всего необходимо просто разобраться в причинах роста цен, и только после этого предпринимать какие-либо меры, поскольку госрегулирование – это, по сути, национализация нефтяной промышленности".
"Чтобы избежать социального взрыва в связи с ростом цен, нужно применять меры антимонопольного регулирования, и, прежде всего, необходимо усилить конкуренцию, а также должна развиваться топливная биржа, которая сейчас уже начинает работать", - заключил Валентин Межевич.
Оганес Оганян Государство должно регулировать цены на топливо, убежден председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, представитель в СФ от администрации Пермского края Оганес Оганян.
"Топливо – это один из объективно необходимых продуктов для жизнедеятельности человека, поэтому цены на него, безусловно, должны регулироваться государством", - заявил сенатор. "Аналогичная практика существует во многих развитых странах с рыночной экономикой", - добавил он.
По мнению парламентария, в связи с повышением цен на топливо в ближайшее время не произойдет социального взрыва, потому что "инфляционный процесс и доходы населения определяются не только одной ценой на топливо", - заметил политик.
"Социальный взрыв произойдет только в том случае, если доходы населения будут ниже прожиточного минимума. Но объективное состояние нашей макроэкономики не предполагает этого на сегодняшний день и в ближайшем будущем, хотя, конечно, ушки на макушке все же надо держать", - подытожил Оганес Оганян.
Николай Тонков Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления, представитель в СФ от Госдумы Ярославской области Николай Тонков считает, что государство напрямую не должно регулировать цены на топливо.
"Государство не должно напрямую регулировать цены на топливо, этим должен заниматься рынок", - заявил сенатор. При этом он добавил, что "в особо социально значимых отраслях государство должно помогать, в частности сельхозпредприятиям и пассажирским авиакомпаниям".
Что касается общей ситуации с ценами на топливо, то парламентарий считает необходимым "уходить от монополизма и в большей степени развивать рынок, поскольку, чем больше будет компаний в этом секторе экономики, тем больше будет конкуренция, и честнее будут цены".
Политик уверен, что правительство не допустит социального взрыва в связи с высокими ценами на бензин, поскольку способно, по его словам, "адекватно ответить на призывы населения". "Для этого необходим комплекс мер, в том числе и законодательных", - заключил Николай Тонков.
Анатолий Аксаков Госрегулирование и контроль за уровнем цен на топливо позволит избежать социального взрыва, считает член Комитета Госдумы по финансовому рынку, представитель фракции "Справедливая Россия" Анатолий Аксаков.
"Государство должно управлять процессом, связанным со стоимостью топлива", - заявил депутат. При этом он напомнил о том, что "есть не прямой метод регулирования цен, а косвенный – рыночный, проверенный на жизненном опыте"
По словам парламентария, "одна из причин роста стоимости нефтепродуктов, связана с тем, что нефть уходит за рубеж из-за высоких цен, что делает экспорт более выгодным по сравнению с переработкой нефти на внутреннем рынке".
"Для того чтобы стимулировать процесс нефтепереработки внутри страны, необходимо поднять таможенные пошлины на экспорт, а если нефть будет перерабатываться в России, это позволит избежать социального взрыва", - заключил Анатолий Аксаков.
Юрий Медведев Государство не должно регулировать цены на топливо, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по собственности, член фракции "Единая Россия" Юрий Медведев.
"Поднимать тему госрегулирования цены на топливо сегодня нецелесообразно, поскольку можно вообще остаться без топлива", - заявил депутат.
По мнению парламентария, "задача власти не регулировать цены на топливо, а сделать так, чтобы на всей территории страны стоимость одного и того же продукта была одинаковой, независимо от расположения того или иного региона". "А что касается госрегулирования цены на топливо в целом, - продолжил Медведев, - видимо, многие забыли, как получали по талонам бензин. К тому же мы не можем себя изолироваться от внешнего мира и прекратить поставку энергоресурсов за рубеж".
"Цена на бензин зависит от того, сколько забирает государство у нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний, что, безусловно, влияет на конечную стоимость продукта. И именно это необходимо понять", - подчеркнул политик. "Государству, не дожидаясь выхода людей на улицы, необходимо оперативно принять решение с точки зрения налогового послабления и таможенного регулирования", - подытожил Юрий Медведев.
Комментарии
Конфереция