Петербургский рынок АЗС: годовой объем потребления топлива - 2,5 млн тонн нефтепродуктов

Топливный рынок Петербурга, где еще несколько лет назад доминировали местные операторы, не имеющие собственной сырьевой базы, долгое время считался уникальным, однако сейчас ситуация может измениться. По количеству АЗС ЛУКОЙЛ вплотную подошел к лидеру — ЗАО «Петербургская топливная компания» (ПТК), а другие крупные игроки, в том числе и с иностранным участием, готовятся не только занять ниши мелких нефтетрейдеров, но и увеличить свою долю в розничных продажах нефтепродуктов.
Годовой объем потребления топлива на втором российском рынке, Санкт-Петербурга, составляет порядка 2,5 млн т нефтепродуктов, что в денежном выражении соответствует приблизительно 60 млрд руб. Этот объем распределяется примерно через 500 АЗС в городе и Ленинградской области, принадлежащих двух десяткам операторов. При этом около 80% рынка делят крупнейшие игроки — ЛУКОЙЛ, ПТК, «Несте» и «Фаэтон». Причем первый сумел выбиться в лидеры всего за несколько лет. Правда, такой рывок пока не удается повторить другим российским вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК). Из иностранных компаний кроме финского «Несте» петербургским рынком заинтересовались и в Норвегии — StatoilHydro ищет себе «пятна» под АЗС совместно с городским Фондом имущества.
В условиях обострившейся с середины 2000-х годов конкуренции местные независимые операторы — как ПТК, так и «Фаэтон» — делают ставку на расширение в СЗФО и диверсификацию бизнеса, полагая, что дальнейшее увеличение количества АЗС в «домашнем» регионе будет приводить лишь с снижению рентабельности сети. По словам заместителя гендиректора ПТК Андрея Михеева, в текущем году компания собирается открыть 4—5 АЗС в Псковской области, что сопоставимо с планами строительства новых заправок в Петербурге. Также предполагается открытие АЗС в Вологодской, Архангельской и Тверской областях. Помимо этого ПТК, которая последние десять лет поставляет топливо предприятиям бюджетной сферы, активизировала работу на рынке пассажирских перевозок.
«Фаэтон», в свою очередь, тоже пытается расширить сферу влияния. Как сообщил генеральный директор ООО «Фаэтон-Аэро» Михаил Снопок, компания не отказывается от намерений до конца года открыть сеть собственных АЗС в Москве. Кроме того, планируется реализовать на оптовом рынке столицы около 18 млн л нефтепродуктов. «Для усиления наших позиций основную ставку мы делаем на региональную экспансию. Уже куплена сеть в Волгограде, московский проект находится в стадии обсуждения. Кроме планов по работе в рознице, в Москве мы работаем как трейдеры, реализовав уже порядка 1,5 млн т нефтепродуктов. План 18 млн т до конца года остается в силе», — отметил он. Председатель совета директоров ПТК Юрий Антонов рассказал о планах по расширению проекта открытия магазинов на АЗС, которые могут работать в формате «магазин у дома». Сейчас нетопливные продажи занимают в структуре выручки компании около 10%.
Участники топливного рынка Петербурга считают, что отсутствие собственной сырьевой базы едва ли повлияет на перспективы развития городских нефтетрейдеров. «У ПТК заключен договор с «Сургутнефтегазом» до 2016 года, обеспечивающий компанию нефтепродуктами в объеме около 70 тыс. т в месяц, что полностью покрывает ее потребности», — сказал один из собеседников издания.
«У нас уже есть такой же, как и у ПТК, контракт с «Сургутнефтегазом» на фиксированные поставки топлива, которые обеспечивают порядка 40% реализации. Сейчас на оптовом рынке наступил период покупателя, и мы уже можем обсуждать цены. Так что говорить о привязке к какому-то одному поставщику сегодня неактуально», — отмечает Михаил Снопок. По его оценке, сейчас ПТК, ЛУКОЙЛ, «Фаэтон» и финская «Несте» занимают примерно одинаковые доли рынка по объему реализации нефтепродуктов (18—20%) и в ближайшие три года ситуация не изменится.
Комментарии
Конфереция