Иркутские власти хотят разрушить монополизм "Роснефти" строительством второго НПЗ

Власти Иркутской области нашли способ ликвидировать монополизм "Роснефти", занимающей 90% местного рынка нефтепродуктов. Чтобы изменить ситуацию и снизить цены на бензин, обладминистрация хотела бы построить в регионе еще один НПЗ. Однако нефтяники эту инициативу пока не поддержали.
Как рассказал вчера заместитель главы администрации Иркутской области Дмитрий Шейбе, регион намерен развивать нефтепереработку. Чиновник пояснил, что местные власти хотят построить еще один НПЗ в области. Сейчас здесь работает Ангарский НПЗ, принадлежащий "Роснефти". Она занимает 90% на местном рынке нефтепродуктов, Шейбе считает, что появление альтернативного поставщика позволит снизить цены. В обладминистрации полагают, что партнерами в строительстве НПЗ могли бы выступить работающие в регионе Иркутская нефтяная компания, "Газпром нефть" и "Сургутнефтегаз".
Проблемы с обеспечением нефтепродуктами у области действительно возникали. В мае региональное управление ФАС предъявило "Роснефти" претензии в том, что она определила "неравные условия продажи товара для разных категорий покупателей". "Иркутскнефтепродукт" (дочерняя компания "Роснефти") получал бензин на основании долгосрочного договора, а "остальные должны были участвовать в ежемесячных тендерных торгах, где цену предлагал покупатель". Все это приводило к "спиральному механизму поднятия цены". В понедельник ФАС предписала компании заключить долгосрочные договоры с розничными продавцами Иркутской области.
Однако нефтяники соглашаться на предложение о строительстве НПЗ не торопятся. По словам председателя совета директоров Иркутской нефтяной компании Николая Буйнова, такой проект с региональными властями не обсуждался, поскольку он компании "в принципе неинтересен". "НПЗ требует больших затрат, и, как правило, возникают проблемы с их окупаемостью",— добавил Буйнов. В "Газпром нефти" сообщили, что пока не рассматривали такой проект. В "Сургутнефтегазе" отметили, что руководство компании о возможности строительства НПЗ в Иркутской области не объявляло.
Дмитрий Шейбе не уточнил, на какую мощность НПЗ рассчитывают власти области. По данным "ИнфоТЭК", за полгода в область было поставлено 306,9 тыс. т автобензина. Годовое потребление бензина в области порядка 600 тыс. т. По расчетам аналитика "КИТ Финанс" Константина Черепанова, в России в тонну переработки необходимо инвестировать $350-450, соответственно, завод мощностью 1 млн т обойдется $350-450 млн — в зависимости от глубины переработки. Собственных денег на проект у области нет. Хотя Шейбе отметил, что источником финансирования могут стать 5,5% акции ОАО "Верхнечонскнефтегаз", которые администрация паритетно контролирует вместе с ТНК-ВР, но от продажи пакета она планирует выручить только около 1,15 млрд руб. (около $46,7 млн). Нефтяники же, отмечает Денис Борисов из ИК "Солид", вряд ли заинтересуются проектом, предпочитая строить НПЗ рядом с портами: это позволяет доставлять нефтепродукты до потребителей морем.
Комментарии
Конфереция