07.08.2008 08:21
Комментарии: 0
Просмотры: 222
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обвинила крупнейшие нефтекомпании России в том, что они не представили документы для расследования ситуации с конкуренцией на топливном рынке. Службе пришлось форсировать процесс при помощи Министерства внутренних дел (МВД). За это нарушение компаниям грозит лишь незначительный штраф. Но они подозревают, что до разрешения конфликта с ФАС будет практически невозможно согласовать с ней сделки по приобретению активов.
Вчера ФАС сообщила, что четыре из пяти крупнейших нефтяных компаний, дело против которых она возбудила в июле (ЛУКОЙЛ, "Газпром нефть", ТНК-ВР, "Роснефть" и "Сургутнефтегаз"), не представили ей в срок необходимые для расследования документы. Служба считает, что все пять компаний злоупотребляют доминирующим положением на оптовом рынке авиакеросина и дизельного топлива, а "Газпром нефть" и ТНК-ВР также обвиняются в создании дискриминационных условий для покупателей керосина. 1 августа истек срок подачи необходимой ФАС информации, а предоставил ее, сообщает служба, только "Сургутнефтегаз". В отношении остальных нефтяников 4-5 августа ФАС провела контрольные мероприятия с привлечением МВД.
Рост стоимости авиакеросина волнует рынок уже не первый месяц. В середине июня цены в российских аэропортах превысили цены в аэропортах Западной Европы. Дизтопливо в ряде регионов обогнало по стоимости бензин АИ-95. По данным ИЦ "Кортес", среднемесячные отпускные цены российских НПЗ на дизтопливо с января по июль выросли на 53,5%, на авиакеросин — на 37,7%. "Ситуация с дизельным топливом просто критическая,— говорит гендиректор компании "ИнфоТЭК Консалтинг" Наталья Шуляр,— не припомню, чтобы цена дизтоплива превышала цену 92-го бензина". По словам эксперта, рост цен на дизтопливо может негативно сказаться не только на благосостоянии потребителей, но и на объемах импорта автомобилей с дизельным двигателем.
В июне вице-премьер Игорь Сечин поручил Минтрансу, Минэнерго и ФАС до 27 августа разработать меры по обеспечению конкуренции в сфере снабжения топливом и горюче-смазочными материалами (ГСМ) в аэропортах. А 11 июля премьер Владимир Путин поручил ФАС разобраться с ростом цен на авиакеросин, пригрозив "кадровыми решениями" в случае бездействия. Не прошло и недели, как служба возбудила дело против крупнейших нефтекомпаний. Была сформирована и рабочая группа под руководством Генпрокуратуры, которая занялась борьбой с ценовым сговором на топливном рынке.
Нефтяники уверяют, что действуют в соответствии с требованием ФАС. Во вторник вице-президент ЛУКОЙЛа по нефтепродуктообеспечению Вадим Воробьев пояснил, что компания передала службе необходимые документы и "выстроила свою линию защиты". "Мы считаем, что наша позиция в сфере ценообразования в отношении потребителей в России и других странах безукоризненна с точки зрения методологии и соблюдения законов стран, в которых мы работаем",— заверил топ-менеджер. В "Роснефти" сообщили, что 1 августа она представила в ФАС первую партию документов, вчера утром — вторую. "Небольшая задержка связана с объемом истребованной документации — более 10 тыс. страниц,— поясняют в компании.— В числе запрошенных бумаг — регистрационные документы, информация по холдингу и регионам, бухгалтерская документация, реестры внутренних и экспортных контрактов, расчеты себестоимости и другие документы". Все документы в ФАС отвезли представители "Роснефти". В ТНК-BP и "Газпром нефти" от комментариев отказались.
Эксперты считают, что одними мерами в адрес нефтяников ситуацию не решишь. Ряд аналитиков говорят, что выходом могло бы стать создание независимой биржи нефтепродуктов. "Беда в налоговой политике,— добавляет Наталья Шуляр.— Система исчисления НДПИ с привязкой к мировым ценам была применима при цене на нефть $50-60, но не $140". По мнению эксперта, государству следует "сознательно расстаться с частью доходов" и отвязать НДПИ, взимаемый с нефти, поступающей на внутренний рынок, от мировой цены на нефть, а также понизить акцизы на нефтепродукты.
В ФАС пояснили, что компании должны были предоставить информацию в соответствии со ст. 25 ФЗ "О защите конкуренции". Служба пишет, что непредоставление необходимой информации ФАС по КоАП РФ — правонарушение, создающее угрозу государственному управлению. В связи с этим ФАС "рассматривает возможность привлечения к административной ответственности компании и их должностных лиц". Старший юрист Lidings Татьяна Бичева полагает, что должна использоваться ст. 19.8 КоАП, предусматривающая наложение административного штрафа в 300-500 тыс. руб. Так как пока дело не рассмотрено, о дисквалификации должностных лиц речи идти не может.
Хотя размер штрафа скромен, проблемы у нефтяников могут возникнуть в области согласования сделок с ФАС. Источник в одной из проверяемых ФАС компаний сообщил, что "пока ситуация не разрешится, мы воздержимся от подачи заявок на приобретение розничных активов". По мнению собеседника, в нынешней ситуации получить разрешение от ФАС на сделку "практически не представляется возможным". Инвесторов также обеспокоило резкое заявление службы.
Вчера ФАС сообщила, что четыре из пяти крупнейших нефтяных компаний, дело против которых она возбудила в июле (ЛУКОЙЛ, "Газпром нефть", ТНК-ВР, "Роснефть" и "Сургутнефтегаз"), не представили ей в срок необходимые для расследования документы. Служба считает, что все пять компаний злоупотребляют доминирующим положением на оптовом рынке авиакеросина и дизельного топлива, а "Газпром нефть" и ТНК-ВР также обвиняются в создании дискриминационных условий для покупателей керосина. 1 августа истек срок подачи необходимой ФАС информации, а предоставил ее, сообщает служба, только "Сургутнефтегаз". В отношении остальных нефтяников 4-5 августа ФАС провела контрольные мероприятия с привлечением МВД.
Рост стоимости авиакеросина волнует рынок уже не первый месяц. В середине июня цены в российских аэропортах превысили цены в аэропортах Западной Европы. Дизтопливо в ряде регионов обогнало по стоимости бензин АИ-95. По данным ИЦ "Кортес", среднемесячные отпускные цены российских НПЗ на дизтопливо с января по июль выросли на 53,5%, на авиакеросин — на 37,7%. "Ситуация с дизельным топливом просто критическая,— говорит гендиректор компании "ИнфоТЭК Консалтинг" Наталья Шуляр,— не припомню, чтобы цена дизтоплива превышала цену 92-го бензина". По словам эксперта, рост цен на дизтопливо может негативно сказаться не только на благосостоянии потребителей, но и на объемах импорта автомобилей с дизельным двигателем.
В июне вице-премьер Игорь Сечин поручил Минтрансу, Минэнерго и ФАС до 27 августа разработать меры по обеспечению конкуренции в сфере снабжения топливом и горюче-смазочными материалами (ГСМ) в аэропортах. А 11 июля премьер Владимир Путин поручил ФАС разобраться с ростом цен на авиакеросин, пригрозив "кадровыми решениями" в случае бездействия. Не прошло и недели, как служба возбудила дело против крупнейших нефтекомпаний. Была сформирована и рабочая группа под руководством Генпрокуратуры, которая занялась борьбой с ценовым сговором на топливном рынке.
Нефтяники уверяют, что действуют в соответствии с требованием ФАС. Во вторник вице-президент ЛУКОЙЛа по нефтепродуктообеспечению Вадим Воробьев пояснил, что компания передала службе необходимые документы и "выстроила свою линию защиты". "Мы считаем, что наша позиция в сфере ценообразования в отношении потребителей в России и других странах безукоризненна с точки зрения методологии и соблюдения законов стран, в которых мы работаем",— заверил топ-менеджер. В "Роснефти" сообщили, что 1 августа она представила в ФАС первую партию документов, вчера утром — вторую. "Небольшая задержка связана с объемом истребованной документации — более 10 тыс. страниц,— поясняют в компании.— В числе запрошенных бумаг — регистрационные документы, информация по холдингу и регионам, бухгалтерская документация, реестры внутренних и экспортных контрактов, расчеты себестоимости и другие документы". Все документы в ФАС отвезли представители "Роснефти". В ТНК-BP и "Газпром нефти" от комментариев отказались.
Эксперты считают, что одними мерами в адрес нефтяников ситуацию не решишь. Ряд аналитиков говорят, что выходом могло бы стать создание независимой биржи нефтепродуктов. "Беда в налоговой политике,— добавляет Наталья Шуляр.— Система исчисления НДПИ с привязкой к мировым ценам была применима при цене на нефть $50-60, но не $140". По мнению эксперта, государству следует "сознательно расстаться с частью доходов" и отвязать НДПИ, взимаемый с нефти, поступающей на внутренний рынок, от мировой цены на нефть, а также понизить акцизы на нефтепродукты.
В ФАС пояснили, что компании должны были предоставить информацию в соответствии со ст. 25 ФЗ "О защите конкуренции". Служба пишет, что непредоставление необходимой информации ФАС по КоАП РФ — правонарушение, создающее угрозу государственному управлению. В связи с этим ФАС "рассматривает возможность привлечения к административной ответственности компании и их должностных лиц". Старший юрист Lidings Татьяна Бичева полагает, что должна использоваться ст. 19.8 КоАП, предусматривающая наложение административного штрафа в 300-500 тыс. руб. Так как пока дело не рассмотрено, о дисквалификации должностных лиц речи идти не может.
Хотя размер штрафа скромен, проблемы у нефтяников могут возникнуть в области согласования сделок с ФАС. Источник в одной из проверяемых ФАС компаний сообщил, что "пока ситуация не разрешится, мы воздержимся от подачи заявок на приобретение розничных активов". По мнению собеседника, в нынешней ситуации получить разрешение от ФАС на сделку "практически не представляется возможным". Инвесторов также обеспокоило резкое заявление службы.
Комментарии