В Москве обсудили проблему некачественного топлива и экологии

Марина ВАКУЛА, заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы:

- Москва испытывает максимальное загрязнение атмосферного воздуха от выхлопов автотранспортных средств (по некоторым оценкам, в год в Москве из 1,1 миллиона тонн загрязняющих веществ 900 тысяч тонн выбрасывает автотранспорт). Количество автопарка резко выросло, уже зарегистрировано больше 3 миллионов машин.

У нас сегодня существуют различные программы снижения уровня загрязнения воздуха - развитие электротранспорта, популяризация общественного транспорта, ограничение въезда определенных категорий автотранспорта. Один из способов - переход на новые экологические классы топлива. Например, Москва с 2005 года поэтапно вводит требования Евро-3. С февраля 2008 года федеральное правительство установило единое для всей страны требование по переходу к Евро-3 и Евро-4.

(Как стало известно, из-за неготовности нефтеперерабатывающих заводов правительство предложило отложить введение стандарта Евро-3 до 2011 года. - Прим. ред.)

Алексей КНИЖНИКОВ, руководитель программы WWF России по экологической политике нефтегазового сектора:

- Будущее - за электротранспортом. Альтернативы нет. Мы и за модернизацию НПЗ, и за другое топливо, поскольку переход на электромобили займет не один год. Пока можно продолжать модернизацию существующих НПЗ. Некоторые нефтяные компании уже отказываются от владения российскими НПЗ, потому что инвестиции в модернизацию - слишком высокие, а внутренние корпоративные стандарты компаний не позволяют эксплуатировать НПЗ при таких экологических стандартах.

В «Круглом столе» приняли участие экологи, ученые и чиновники.


СПРАВКА

Первый электробус на улицах Москвы должен появиться осенью этого года. Опытный образец микроавтобуса «ПАЗ» на 30 сидячих мест будет работать от аккумуляторов. Если опыт окажется удачным, года через три столица закупит серию таких машин.

Иван БЛОКОВ, директор по программам Гринпис России:

- По данным Гидромета 2006 года, 200 городов в стране являются очень загрязненными. А живут в них около 65 миллионов человек.

Недавно Всемирная организация здравоохранения обнародовала данные, что из-за аэрозольных загрязнений в городах России, которые в первую очередь связаны с автотранспортом, ежегодно погибают 37 тысяч человек.

В 2005 году у нас данные о сбросах, выбросах и отходах стали закрытыми. Поэтому мы обратились к 1500 российским компаниям, чтобы они такие данные дали добровольно. 350 компаний данные дали. Кроме «Татнефти», ни один из наших нефтяных «монстров» данные не дал.

Алексей ЯБЛОКОВ, член-корреспондент РАН:

- Мы мало знаем, что происходит в городе. Автомобили выбрасывают 500 компонентов загрязняющих веществ, а контролируется - 30, причем не самых страшных. У нас бутадиен даже не фиксируется, а он страшнее диоксина. Новосибирцы подсчитали: эксплуатация машины в течение 3 месяцев в Новосибирске означает дополнительную смерть одного человека. Профессор Голуб сказал, что в Москве от загрязнения города погибают 11 - 12 тысяч человек в год.

Поэтому для решения проблемы прежде всего нужны точные данные. А потом на их основе политики должны принимать решения.

Алексей Книжников:

- Надо и общественный транспорт развивать, и Евро-4 вводить. А для начала создать рабочую площадку правительства Москвы по этой теме. Думаю, общественные организации разделят ответственность. Мы можем получить новые, необычные предложения. Департамент природопользования Москвы в трудной борьбе отстоял право москвичей на качественное топливо. Так и надо действовать.

Марина Вакула:

- Как только большинство автотранспортных средств будет соответствовать Евро-4 и выше, реализация топлива соответствующих характеристик будет иметь повышенный спрос. Подгоняя моторное топливо под потребности автомобилистов, заводы вынуждены будут вкладывать средства в развитие своего производства.

У нас в стране 29 нефтеперерабатывающих заводов и большое количество малых заводов, которые не могут дать соответствующую европейским нормам глубину переработки. Сейчас это потребует большой структурной перестройки для отрасли.

Поэтому пока у нас идет «вымывание» качественных нефтепродуктов, которые вывозятся за рубеж. Пока государство и люди не признают необходимость того, что нужно заботиться об экологии, можно долго говорить. А время сейчас - регулировать.

Лев РЫСИН, член-корреспондент РАН:

- Влияние загрязнений на лес хорошо видно в районе транспортных магистралей, особенно МКАД. Там есть полосы, на которых мы ведем наблюдения за состоянием леса. Первые 20 метров от дороги - полоса смерти для леса. Следующие 20 метров - полоса предсмертного состояния. И эти полосы год от года расширяются.

Александр ПЕРОВ, генеральный директор Фонда эффективного природопользования:

- Государство, бизнес, общество - вот три равноправных участника процесса исправления экологической ситуации.

Необходимо экономическое стимулирование перехода на более экологически чистые технологии. Это должна быть улица с двусторонним движением. С одной стороны, работа органов государственной власти по выработке соответствующих правовых механизмов по минимизации негативного воздействия на природу. С другой - бизнес тоже должен стимулировать, лоббировать свои интересы в области экологии, как бы парадоксально это ни звучало. Государство в состоянии установить такие правила игры, чтобы бизнесу было выгодно лоббировать переход на потребление более чистого топлива.

Алексей Яблоков:

- Два года назад наша фракция «Зеленая Россия» в партии «Яблоко» вместе с Митволем устроила проверку московских колонок. 30 процентов бензина фальсифицировано. И все водители это знают и заправляются только на проверенных АЗС. А власть «не знает», где жулики сидят, потому что ей эти жулики платят. Иначе невозможно объяснить, почему год от года одни и те же колонки продают фальсифицированный бензин.

Марина Вакула:

- На нашем сайте вывешен список по итогам проверок АЗС. Да, многие стандарты по качеству не выдерживаются. Только объединив усилия власти, общественных организаций и бизнеса, можно сдвинуть подобный камень с места. Необходимо создать круговую систему в отношении тех нефтепроизводителей, которые выпускают топливо, не соответствующее требованиям, потому что они получают сверхприбыль.

Могу только призвать всех неравнодушных: помогите нам. У нас работает «горячая линия». Звоните: 605-85-62. Мы всегда стараемся в течение суток выехать на ту АЗС, на которую поступают жалобы.


ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Модернизационный прорыв в сфере нефтепереработки требует времени. Но, как отметили участники «Круглого стола», решать экологические проблемы надо незамедлительно. Может быть, пока целесообразно наращивать импорт высококачественного бензина, в том числе произведенного на тех зарубежных НПЗ, которые приобретаются российскими нефтяными компаниями в рамках программ территориальной диверсификации бизнеса?

К сожалению, в работе «Круглого стола» по разным причинам не приняли участия представители крупных нефтяных компаний. Приглашаем их к диалогу.


МНЕНИЕ

На новые стандарты перейдем не скоро?

Иван ГРАЧЕВ, заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике:

- Когда предлагали сильно увеличить акцизы на бензин невысокого качества, я в Госдуме выступил категорически против. Считаю, что это ненужная нагрузка на большинство граждан. А правильное решение - налоговая поддержка инвестиций в модернизацию и строительство НПЗ. Вот реальный, контролируемый путь. Да, нефтяные компании не бедные, но с помощью правильно настроенной налоговой системы государство может задать им определенное направление инвестиционных потоков.

Геннадий ШМАЛЬ, президент Союза нефтегазопромышленников:

- Низкосортное моторное топливо - одна из главных причин плохой экологии в крупных городах. Без преувеличения, практика использования устаревших в экологическом плане нефтепродуктов по мере роста автомобильного парка в России становится одной из важнейших проблем всего российского общества. Поэтому я однозначно поддерживаю усилия правительства, направленные на введение новых, более современных стандартов топлива. Что касается перехода заводов на стандарт Евро-3, тут особых сомнений нет. А что касается Евро-4, есть проблема: без решения целого ряда технологических проблем перейти на этот стандарт невозможно. И дело не только в деньгах, но и в том, что для технологического перевооружения нужно соответствующее оборудование. Государство может и должно активно в эти вопросы вмешиваться, необходимо строить новые НПЗ и модернизировать существующие. Если не начать уже сегодня создавать НПЗ, отвечающие современным требованиям (в том числе в области экологии), то в ближайшее время в стране может возникнуть дефицит высокосортного бензина, а на внешних рынках позиции России будут ослаблены.

Комментарии
Конфереция