Стимулировать выпуск качественного бензина дифференцированными акцизами невозможно - депутат Госдумы

Депутат Государственной думы РФ, заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Сергей Штогрин рассказал о снижении НДС, дифференциации акцизов в зависимости от видов топлива и других налоговых инициативах правительства.
Как вы считаете, зачем нефтяникам нужны налоговые послабления? У них не хватает средств на проведение геологоразведки?
Последние годы никого роста добычи нефти не было; эта ситуация тревожила правительство РФ. Стало понятно, что затраты на добычу каждой тонны нефти растут, причем весьма ощутимо. Так, у НК "Роснефть" в 2005-2007 г.г. операционные затраты выросли на 138%, капитальные затраты - на 220%. Если мы хотим быть ведущими игроками на нефтяном мировом рынке, необходимо стимулировать ее добычу.
Почему правительство выбрало именно механизм стимулирования через НДПИ?
Стимулировать освоения новых месторождений и совершенствовать технологии добычи нефти можно за счет налога на прибыль, предоставляя налоговые каникулы для новых месторождений, за счет преференций по амортизации нового оборудования и основных средств, но правительство пошло по примитивному пути, чтобы не создавать прецедентов для других отраслей. Так, станкостроители могли бы сказать, что нам нужны налоговые преференции по налогу на имущество, легкая промышленность могла потребовать налоговых льгот для переоснащения. А НДПИ взимается только с нефти, газа и драгметаллов. Правительство выбрало меру, которая не затрагивает другие отрасли, а специфична только для нефти. Как будут контролироваться деньги, сэкономленные нефтяниками на НДПИ? Кто будет следить за тем, чтобы деньги шли на геологоразведку, а не на другие цели? Контроля никакого нет. Дело за нефтяными компаниями, они должны остаться джентльменами. Правительство и депутаты рассчитывает на их порядочность, слово деловых людей. Они эти деньги просили не на дивиденды, не на пышные собрания акционеров, а именно на добычу нефти.
Что вы думаете по поводу дифференциация акцизов в зависимости от вида топлива?
Председатель комитета Совета федерации по бюджету Евгений Бушмин эту меру называет революционной. Я бы назвал ее контрреволюционной. Акцизы - налог на потребление. Платит его потребитель: граждане, промышленные и сельхозпредприятия. Правительство предлагает поднять акцизы на топливо для автомобилей, которыми пользуются пенсионеры, малоимущие и т.д., и снизить акцизы на бензин, которым пользуются богатые. А функциональная суть налога на потребление - учитывать социальное расслоение общества и брать больше налога с тех, кто богаче. Поэтому эта идея противоречит самой идеи акцизов как налогов на потребление и функцию свою не выполняет. Больше налогов будет платить малоимущее население, сельское хозяйство, геологи. Да, надо выпускать экологически чистое топливо, но его производство надо стимулировать через налог на прибыль, через стимулирование реконструкции предприятий, тогда нефтяники будут заинтересованы выпускать более качественный бензин. А так, высокий акциз за низкокачественное топливо платит потребитель, поэтому нефтяной компании все равно. Я предлагаю ввести уплату акцизов в зависимости от европейских стандартов с 2011 г. К этому времени многие старые автомобили выйдут из оборота. Но, повторяю, таким образом стимулировать выпуск качественного бензина невозможно, механизм этот не сработает.
Комментарии
Конфереция