Техрегламент о требованиях к топливу «притормозили»: в Правительстве посчитали, что Россия не готова выпускать качественный бензин

Техрегламент о требованиях к топливу притормозили в Правительстве посчитали, что Россия не готова выпускать  качественный бензин Правительство планирует отложить на два года введение новых стандартов моторного топлива, запрещающих выпуск бензина ниже стандарта "Евро-3". Об этом сообщил замминистра финансов Сергей Шаталов, выступая в рамках правительственного часа в Совете Федерации, передает ПРАЙМ-ТАСС. Сергей Шаталов напомнил, что с 1 января 2009 г планируется ввести новый технический регламент на моторное топливо (на самом деле техрегламент вступает в силу в сентябре 2008 года – прим. Au92). "Однако, как показывает анализ, наши НПЗ не готовы перейти на стандарты "Евро-3", "Евро-4" и "Евро-5", - сказал Сергей Шаталов. В связи с этим, по словам замминистра, правительство предполагает на два года отложить введение этих жестких требований. Сергей Шаталов сообщил, что в настоящее время 45-50% выпускаемого в России моторного топлива соответствует стандарту "Евро-2". Замминистра добавил, что с 2011 г. предполагается существенно перераспределить налоговую нагрузку на бензин, таким образом, чтобы бензин низкого качества облагался акцизом по более высокой ставке, а ставка акциза на бензин стандартов "Евро-4" и "Евро-5" была снижена. Сергей Шаталов заявил также, что рост цен на моторное топливо не связан с налоговой политикой. Он напомнил, что ранее правительство приняло решение, и парламент его поддержал, по введению моратория на индексацию акцизов на моторное топливо на пять лет. Три года из этого срока уже прошло. "Следующие два года мы сохраняем верность принятому решению", - добавил замминистра. Сергей Шаталов отметил, что с 2009 г. будет увеличена ставка акциза на прямогонный бензин. Эта мера, по его словам, "позволит, в частности, навести порядок в сфере производства суррогатного бензина". На другие виды топлива индексация с 2009 г. производиться не будет.
Ранее предполагалось, что заправиться автомобильным бензином и дизельным топливом, соответствующим стандарту "Евро-2", можно будет только до сентября, с 2009 года - "Евро-3". Введение "Евро-4" намечалось на 2010 год, а "Евро-5" – на 2014.
Как удалось «отменить» техрегламент о требованиях к топливу?
Ситуация с техрегламентом выглядит странной: обсуждение проекта закона длилось с 2005 года. В феврале 2008 года, наконец, окончательный согласованный текст регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту" был одобрен правительством Виктора Зубкова. В мае уже новый премьер-министр Владимир Путин дал указание министерствам подготовить предложения по стимулированию производства высококачественного топлива. Министерства быстро отреагировали на указание Владимира Путина, и уже в июне законопроекты были готовы.
А дальше в силу вступили неизвестные факторы.
Госдума обсудила законопроект о дифференциации акцизов на нефтепродукты в зависимости от качества, и вдруг, в предпоследний день весенней сессии, в четверг, 3 июля (!!!), депутаты решили одобрить совсем иные сроки дифференциации акцизов на нефтепродукты, нежели те, что были предусмотрены в техрегламенте. Причины такого переноса не объяснялись. По сути, получилась странная коллизия: техрегламент, одобренный Правительством РФ в феврале 2008 года, оказался фактически «отменен» законопроектом, принятым Госдумой. Юридически техрегламент не отменен, но по сути, через 2-3 года, когда требования к качеству топлива вступят в силу, они уже устареют, и техрегламент придется корректировать или принимать заново. Либо делать к нему множество поправок.
Главным недостатком техрегламента являлось то, что он предполагал отмену бензинов А-80 и Аи-92, которые являются одними из самых главных видов топлива для России. Теперь де факто это требование отменено вместе с переносом сроков введения требований к топливу.
Ситуация выглядит таким образом, будто после разделения Минпромэнерго на 2 министерства в мае (после появления нового правительства Владимира Путина) его влияние резко упало, и вопросы топлива стал корректировать Минфин. Представитель Минфина доложил Совету Федерации о том, что нефтяники не «потянут» требования техрегламента, поэтому и дифференциация акцизов переносится до момента вступления в силу требований техрегламента.
Кстати, еще в феврале разработчик техрегламента - заместитель главы Минпромэнерго Андрей Дементьев – сообщил, что в первом полугодии 2007 года объем выпуска бензина "Евро-2" составил 53,8% от общего объема (в 2006 году — 42,2%), "Евро-3" — 8,9%, (в 2006 году — 6,4%), "Евро-4" — 2,3% (в 2006 году — 0,01%). Более трети выпускаемого в России топлива не соответствуют даже стандарту "Евро-2", поскольку "действующие ГОСТы достаточно либеральны". Кроме того, 91,5% российского автопарка потребляет бензин "Евро-2" и ниже. При этом в Минпромэнерго уверены, что переход на евростандарты "не является революцией для нефтеперерабатывающей промышленности, не требует кардинального технического перевооружения и не приведет к удорожанию топлива".
Таким образом, еще накануне принятия техрегламента в Правительстве РФ знали о сложностях технической реализации его требований, однако Минпроэнерго рекомендовало его принять.
Теперь под влиянием неизвестного лобби техрегламент «притормозили».
Самое главное, что на за последние месяцы все крупные нефтяные компании сообщили о готовности своих НПЗ производить топливо Евро -3 и Евро-4 в ближайшее время. И вдруг все остановилось: не называния конкретных компаний, Сергей Шаталов сообщил, что нефтяники не готовы к требованиям техрегламента.
В пользу ужесточения требований к качеству топлива активно выступало московское правительство, однако ему техрегламент особо не нужен: в столице действуют уже давно более жесткие требования к топливу. По сути, Евро-3 для Москвы – уже 2 года как норма. Те АЗС, которые реализуют топливо, не соответствующее стандартам Евро-3, наказываются высокими штрафами.
Кто пролоббировал «заморозку» техрегламента?
Эксперты уверены, что чиновники уступили нефтяникам, доказавшим, что они физически не укладываются в отведенные сроки. Ко всему прочему отрасли нужны миллиардные инвестиции для технического перевооружения производства. Привлечь в таком объеме средства, к тому же за ограниченный срок, признано невыполнимой задачей, сообщает «Независимая газета». Президент Московской топливной ассоциации, вице-президент Российского топливного союза Евгений Аркуша предположил, что часть средств можно будет направить за счет снижения НДПИ с будущего года. Компании, по подсчетам Минфина, только на этом сэкономят более 100 млрд. руб. в год. Двухгодичного тайм-аута должно хватить, чтобы обновить производственные мощности, уверен Аркуша. «Раз такие решения пролоббированы, то они согласованы с нефтяными компаниями. Значит, названные сроки реальны», – заявил он.
Вместе с тем Аркуша выразил недоумение позицией нефтяников, которые в течение трех лет, пока обсуждался проект техрегламента, бездействовали. Исключение составил «ЛУКОЙЛ», который полностью готов к переходу на новые стандарты качества автомобильного топлива. В то же время большое количество НПЗ, принадлежащих другим компаниям, не готово не только выпускать топливо по стандарту «Евро-3», но даже по стандарту «Евро-2». Между тем решение о переходе с сентября 2008 года на производство всего топлива, соответствующего «Евро-2», остается в силе , напомнил Аркуша.
Прежде всего, в переносе сроков заинтересованы сами нефтяники, отмечает «Бизнес ФМ». Причем для того, чтобы начать производить топливо стандарта «Евро-3», отрасли необходимо и время и деньги, считает управляющий директор компании AG Capital Александр Агибалов: «Кто может лоббировать отсрочку сроков по введению «Евро-3» в нефтепереработке? Это могут быть только сами нефтяные компании, поскольку это связано с дополнительным объемом инвестиций необходимых для доводки бензинов и масел до этого стандарта».
Некоторые эксперты полагают, что никаких проблем для перехода на такие стандарты в России не было уже в начале этого года. Проблема упирается в то, что нефтяники просто не хотят расставаться с деньгами. Предложение правительства о переносе сроков связана с тем, что большая часть нефтяной отрасли как раз государству и принадлежит, заявил главный редактор журнала «Авто-Известия» Олег Осипов: «Те же самые чиновники и прикормленные Минэнерго «эксперты», утверждают, что если мы перевооружим заводы, то немедленно это скажется на ценах на бензин и солярку, то есть они вырастут. Ну, так, помилуйте, они уже растут и без всякого улучшения качества. Ситуация абсурдная - с начала года выпускать на территории России или ввозить на территорию России можно автомобили стандарта не ниже «Евро-3», а заправлять их топливом соответствующего качества можно будет в лучшем случае с 2011 года». Осипов также назвал нонсенсом то, что в нефтедобывающей стране плохой бензин стоит дороже, чем более высококачественное топливо в странах не добывающих ничего.
Au92 будет следить за дальнейшим развитием событий
Комментарии
Конфереция