Прибыль торговцев нефтепродуктами на АЗС составляет около 8% от стоимости топлива

В бензиновые цены заложены налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты - эти сборы в совокупности составляют 60 - 70 процентов от стоимости топлива. Добавьте сюда операционные затраты на содержание АЗС, а также расходы на транспортировку бензина и масел, - и выяснится, что прибыль тех, кто реализует нефтепродукты, совсем невелика: около 8 процентов. Эти деньги идут и на развитие сети АЗС, и на обновление оборудования, и на улучшение сервиса.
А теперь обратимся к истории. Более 100 лет назад на берегу Камы чуть выше Мотовилихи появились четыре клепаных резервуара для хранения керосина, мазута и солидола. Эти огромные емкости принадлежали братьям Нобелям - Роберту и Людвигу, которые решили создать здесь первое на Урале нефтехранилище. Несмотря на то, что главным транспортным средством тогда были конные экипажи, нефтепродукты, предлагаемые Нобелями, быстро нашли своих потребителей. Ими оказались уральские пароходчики и судовладельцы.
Предприимчивость братьев раздражала отдельных «глашатаев народной воли». Таковым считал себя октябрист Нецветаев, который, увидев, как быстро растет их бизнес, в 1909 году обратился в Государственную думу с гневной петицией о том, что «у капиталистов Нобелей цены на керосин и нефть достигли громадных размеров. Цена нормальная должна быть 1 р. 8 коп., а мы видим цены 1 р. 30 к.». В конце письма рассерженный Нецветаев потребовал «национализировать продажу нефти у Нобелей и построить взамен ряд казенных нефтяных складов». Послание предопределило многое - и растущий хаос в промышленности, и бунтарские настроения в обществе. Результат всего - случившаяся в 1918 году национализация нефтехранилищ братьев Нобелей, которая привела к полному развалу всей отрасли. Стране потребовались десятилетия, чтобы восстановить производство и сбыт нефтепродуктов.
Другой пример относится уже к нашей новейшей истории. Некоторое время назад в Прикамье была сделана попытка в течение нескольких месяцев сохранять фиксированные цены на нефтепродукты. Благая, казалось бы, инициатива, но... Ночами к заправкам Пермского края выстраивались в очередь бензовозы с номерами регионов-соседей, водители которых просили заливать им топливо не в баки, а в цистерны. Тогда же в народе появилась горькая шутка о том, что, дескать, «бензин подорожал, потому что увеличились затраты на его перевозку». А эксперты, изучавшие эту ситуацию, с тревогой отмечали, что она выгодна не столько населению, сколько спекулянтам-посредникам, умеющим извлекать выгоду даже из воздуха.
Кстати, как тогда, так и сегодня регион по сравнению с другими территориями явно выигрывает. Цены, к сожалению, растут, но все-таки стоимость топлива на большинстве прикамских АЗС несколько ниже, чем у ближних соседей. Если же говорить о Тюмени, Самаре, Нижнем Новгороде и обеих столицах, то там она и вовсе вызывает приступы острой зависти. К примеру, в Петербурге один литр бензина марки АИ-92 продается почти на два рубля дороже, чем в Перми. То же самое касается девяносто пятого бензина - ценовая разница между городом на Каме и городом на Неве составляет 2,3 рубля за литр. В пользу Перми, естественно.
Эту информацию нам подтвердили в Управлении федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Пермскому краю - именно в это ведомство регулярно поступают самые полные сведения по стоимости топлива как на заправках, так и на нефтебазах Прикамья. Так вот, регулярный ценовой мониторинг позволил чиновникам УФАС заявить, что «рост стоимости бензина напрямую связан с увеличением стоимости нефти на мировых рынках. К тому же если мы изучим ситуацию, допустим, в Татарстане, Екатеринбурге, Уфе, Ижевске, то обнаружим, что цена бензина там ничуть не ниже, чем в Прикамье». Эти слова - ответ не только тем, кто готов назначить прикамских нефтяников виновниками всех житейских бед, но и тем, кто убежден, что во всей этой истории есть картельный сговор.
Интересно, как владельцы пермских нефтебаз и заправок могли сговориться с Нью- Йоркской фондовой биржей, на которой 9 июня цена одного барреля «черного золота» достигла исторического максимума - 135 долларов, что означает 40-процентный рост с начала года?
Еще один распространенный миф связан с убежденностью, что от стоимости бензина напрямую зависит цена на основные продукты и товары первой необходимости. Между тем очевидно, что ценники на АЗС меняются куда реже, чем в хлебных магазинах или на овощных лотках. Для сомневающихся приведем данные Росстата, утверждающего, что стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по Пермскому краю выросла за первый квартал 2008 года более чем на 19 процентов. Это касается муки (11,6 процента), макарон (7 - 10), капусты (более 30), картофеля (10 - 12). Да что там - даже такие будничные вещи, как помывка в бане или ремонт часов, стали гораздо ощутимее, нежели полгода назад, опустошать кошельки (рост стоимости упомянутых бытовых услуг за три месяца - 17 и 14 процентов соответственно). Неужели и в этих инфляционных всплесках (с которыми, отметим, сегодня борются во всем мире) виноват бензин, который, кстати, не входит в состав условной потребительской корзины?
Комментарии
Конфереция