Причина кризиса в ТНК-ВР - отсутствие независимого директора

Российские акционеры не намерены продавать британцам свою долю в ТНК-ВР, заявил председатель Совета директоров TNK-BP Ltd. и глава "Альфа-Групп" Михаил Фридман. По его словам, консорциум российских акционеров ТНК-ВР - "Альфа-групп", Access Industries и Renova (ААR) не заинтересован в продаже акций ТНК-ВР и не возражает против продления соглашения с BP об ограничении на продажу акций на любой срок, который устраивает британских коллег. "Мы видим высокий потенциал роста нефтяной отрасли и российской экономики в целом, и планируем оставаться акционерами ТНК-ВР в течение длительного периода времени. При этом, насколько я понимаю, российское правительство не стремится к расширению сферы своего влияния в энергетическом секторе и планирует улучшать инвестиционный климат для нефтяных компаний, как государственных, так и частных. Не знаю как BP, но консорциум ААR не планирует уходить с российского нефтяного рынка в обозримом будущем", - отметил Фридман.
Акционерный конфликт в ТНК-ВР продолжает оставаться одной из самых ярких корпоративных новостей. 11 июня консорциум ААR объявил о своих планах инициировать судебные действия с целью аннулировать решения, принятые на нелегитимном собрании 3 июня, и лишить директоров, назначенных BP, их постов в Совете директоров "ТНК-ВР Холдинг" (ТБХ) по причине нарушения последними норм законодательства РФ и Устава компании.
Нужно отметить, что конфликтная ситуация между акционерами ТНК-ВР была заложена изначально - каждая из сторон преследовала какие-то свои цели и уже тогда было видно, что рано или поздно акционеры разойдутся во мнениях и интересах. Еще при создании компании Владимир Путин предупреждал ее акционеров о потенциальном конфликте и предлагал отдать кому-то контрольный пакет. Плюс ко всему, ожидания от деятельности ТНК-ВР также подразумевали дальнейшие разногласия между российскими и британскими акционерами.
Ведущий эксперт центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов отмечает, что изначально доля иностранных и российских акционеров были непропорциональны по стоимости. Российские акционеры вносили основную часть активов, а иностранные только небольшие нефтедобывающие активы, плюс сеть АЗС. "Российским акционерам был необходим именно приход производственного инвестора, потому что ни Фридман, ни тем более Вексельберг опыта управления нефтяной компанией практически не имели, - рассуждает эксперт. - ВР же обладала запасами, технологиями, и что немаловажно - выходом на внешние рынки". То есть, при объединении компании российским акционерам виделось усиление своих позиций - улучшение корпоративной деятельности. Стоит отметить, что это произошло, - сейчас компания считается довольно прозрачной для российского бизнеса. Однако, кроме того, консорциуму ААR также виделись дополнительные инвестиции за счет иностранной компании, экспансия на зарубежные рынки, что далеко невыгодно для ВР - ей не нужны конкуренты на зарубежных рынках.
Что же касается британских акционеров, то для них российский рынок представлялся замечательной возможностью увеличить запасы сырья по довольно низкой цене. Причем здесь англичанам удалось добиться поставленной цели. Уже в 2004 году добыча нефти по компании ТНК-ВР увеличилась с 63,8 млн тонн до 72 млн тонн и далее продолжила неуклонно расти. Кроме того, по словам старшего аналитика компании "АнтантаПиоглобал" Тимура Хайруллина, в ВР изначально стремились повысить капитализацию именно материнской компании, а не вновь созданной. "В этом плане они заинтересованы поставить на свой баланс запасы дочерней компании (ТНК-ВР), а впоследствии расширить экспортную базу и увеличить капитализацию самой ВР", - полагает он.
Таким образом, разногласия в ТНК-ВР, заложенные еще при слиянии компании, сейчас просто-напросто выплыли на поверхность. Возможно, акционеры ТНК-ВР так долго держались и не давали воли эмоциям из-за того, что между российской и британской стороной было подписано соответствующее соглашение, согласно которому никто из них не имел права продавать свою долю до конца 2007 года. Соответственно, в 2008 году ситуация изменилась, и формальных ограничений уже нет. "С другой стороны, когда приходит сторонняя организация, заинтересованная в каком-то активе компании (в данном случае это "Газпром"), тогда и обостряется конфликт, т.к. должен уйти один из акционеров, - отмечает аналитик компании "Велес Капитал" Дмитрий Лютягин. - За счет этого и возникли перипетии на тему "я хочу остаться здесь". Соответственно, разногласия всплыли наружу".
По словам Дмитрия Лютягина, именно представители ВР отметали всяческую возможность участия ТНК-ВР в некоторых интересных для России в стратегическом плане сделок. "Наши делегации летали в Северную Африку, Иран и в другие государства, где продвигали рынок РФ, стремились провести экспансию, - продолжает Лютягин. - А вот ТНК-ВР в меньшей степени оказалась задействована здесь, так и не получила никаких значимых вариантов для развития зарубежного бизнеса. И это еще один вопрос российских акционеров к исполнительному директору ТНК-ВР, который представляет в большей степени интерес британцев".
Ясно, что британцы изначально не планировали международную экспансию ТНК-BP. Аналитик компании "UniCredit Aton" Павел Сорокин убежден, что цели обоих сторон с момента образования компании ТНК-ВР не изменились: "Я не думаю, что у них резко кардинально сменилась стратегия и взгляд на дальнейшее развитие компании, - рассуждает экономист. - Изначально планировалось, что ВР будет контролировать предприятия, и все были с этим согласны. Скорей всего, проблемы появились со сменой курса государства и консолидацией отрасли".
Сейчас очевидно, что одна из сторон должна будет продать свою долю. Причем, несмотря на недавние заявления российских акционеров, большинство аналитиков склоняются, что этот шаг сделает именно консорциум AAR. По мнению Дмитрия Абзалова, скорей всего, такой шаг предпримет российская сторона. Причем в качестве покупателя выступит "Газпром". "С большой долью вероятности - 51% акций ТНК-ВР будет приобретен структурами "Газпром нефти". Скорее всего, 50% будет куплено у российских инвесторов, и 1% - у иностранных. "Газпрому" интереснее всего взаимодействовать именно с ВР, потому что они обладают и особыми технологиями, и уникальной системой добычи, и пр.", - говорит аналитик.
В то же время, Дмитрий Лютягин не исключает возможности, что в разрешении конфликта примут участие российские политики, т.к. акционеры пока не намерены уступать друг другу. "Возможно разрешение проблемы с помощью политической воли наших руководителей, - прогнозирует экономист. - Они скажут, что кто-то из акционеров должен будет уступить место третьей стороне, которую будет представлять, скорее всего, российская компания с государственным участием".
Ситуацию с ТНК-ВР аналитики называют уникальной - два акционера с абсолютно различными интересами и нет единого управленца. По мнению Павла Сорокина, в России сейчас практически не осталось компаний, которые могли бы попасть в подобную ситуацию. Эксперты полагают, что основная проблема ТНК-ВР - это отсутствие независимого директора, который мог бы принимать решения. "Причем руководитель не должен назначаться той или иной стороной, - говорит Лютягин. - За директора должны проголосовать все акционеры". Такого же мнения придерживается и консорциум ААR. "Мы хотим, чтобы нефтяная компания управлялась как независимая структура в интересах всех ее акционеров, включая миноритариев, которым принадлежит пятипроцентная доля акций ТБХ", - заявил Михаил Фридман.
Идея привлечения независимого директора к разрешению сложившегося конфликта, возможно, была бы полезной, но, похоже, что в данной ситуации она мало что изменит. Сегодня события развиваются по тому сценарию, который "был заложен" с самого начала, а потому говорить о непредсказуемом поведении со стороны британских коллег вряд ли имеет смысл. Окончательная развязка, судя по всему, не обещает быть скорой, а потому новости от ТНК-ВР, возможно, еще не раз окажутся в топе корпоративных событий.
Комментарии
Конфереция