Госдума рассмотрит поправки о дифференциации ставок акцизов на нефтепродукты в зависимости от их качества

Госдума на заседании в среду рассмотрит в первом чтении правительственные поправки в Налоговый кодекс (НК) РФ, снижающие налоговую нагрузку на нефтяной сектор. Поправки вносятся в главы 23, 24, 25 и 26 второй части Налогового кодекса РФ.
Поправки в главу 26 предлагают "уточнить шкалу расчета НДПИ таким образом, чтобы взимание налога начиналось не с девяти долларов за баррель, а с 15 долларов за баррель", говорится в пояснительной записке к законопроекту. Данная мера будет способствовать поддержке нефтедобывающей отрасли и стимулированию освоения новых месторождений, использованию новых технологий для повышения нефтеотдачи в традиционных регионах добычи нефти, говорится в документе.
В результате уточнения шкалы расчета НДПИ бюджетная система в 2009-2010 годах, по мнению разработчиков законопроекта, не досчитается, соответственно 104,1 миллиарда рублей и 112 миллиардов рублей.
Ранее заместитель министра финансов Сергей Шаталов отметил, что при рассмотрении законопроекта во втором чтении планируется внести поправки, связанные с предоставлением налоговых каникул для новых нефтяных месторождений Тимано-Печорской провинции и Ямала, а также шельфовых месторождений.
Поправки в главы 23 и 24 НК освобождают от налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и единого социального налога (ЕСН) суммы оплаты профессионального образования и профподготовки физических лиц, а также суммы, которые выплачиваются организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение процентов по займам на приобретение или строительство жилья.
Кроме того предлагается рассмотреть поправки, касающиеся дифференциации ставок акцизов на нефтепродукты по принципу снижения ставки на топливо более высокого качества.
Поправки в статьи 182 и 193 второй части Налогового кодекса уточняют объект налогообложения в условиях введения дифференциации ставок акцизов на нефтепродукты в зависимости от их качества, а также индексируют ставки акцизов на подакцизные товары на 2009-2011 годы.
Законопроект предусматривает разделение ставок в зависимости от класса бензина и топлива (соответствие евростандартам) вместо нынешней дифференциации по октановому числу. Ставка акциза на бензин не третьего, четвертого и пятого классов в 2009 году будет установлена в 3,9 тысячи рублей за тонну, для бензина третьего класса - 3,3 тысячи рублей за тонну, для бензина четвертого и пятого классов - 3,17 тысячи рублей за тонну.
"Предлагаемая в проекте закона разница в уровне ставок акциза на бензин между классами позволит производителям возместить затраты на улучшение качества бензина", - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
В сопроводительных документах также отмечается, что изменение ставок акцизов увеличит поступления в 2009 году на 14,46 миллиарда рублей, в том числе в федеральный бюджет - на 5,96 миллиарда рублей, в 2010-м - на 19,45 миллиарда рублей, в том числе в федеральный бюджет - на 5,7 миллиарда рублей, в 2011 году - на 49,42 миллиарда рублей, в том числе в федеральный бюджет - на 30,09 миллиарда рублей.
Документ также устанавливает нулевую ставку акциза на легковые автомобили с мощностью двигателя до 90 лошадиных сил. Ставка акциза на автомобили от 90 до 150 лошадиных сил устанавливается в размере 21,70 рубля (2009 год), 23,90 рубля (2010 год), 26,30 рубля (2011 год) за одну лошадиную силу. Ставка на автомобили с мощностью двигателя свыше 150 лошадиных сил определяется в размере 214 рублей (2009), 235 рублей (2010), 259 рублей (2011) за одну лошадиную силу.
В настоящее время ставка акциза на легковые авто мощностью 90-150 лошадиных сил составляет 19,26 рубля за одну лошадиную силу, свыше 150 лошадиных сил - 194 рубля. На автомобили мощностью двигателя до 90 лошадиных сил действует нулевая ставка акциза.
Налоговые ставки
Виды подакцизных товаровс 1 января по 31 декабря 2009 года включительнос 1 января по 31 декабря 2010 года включительнос 1 января по 31 декабря 2011 года включительно
Автомобильный бензин:
не соответствующий классу 3, или классу 4, или классу 53900 руб. 00 коп. за 1 тонну3900 руб. 00 коп. за 1 тонну4290 руб. 00 коп. за 1 тонну
класса 33300 руб. 00 коп. за 1 тонну3900 руб. 00 коп. за 1 тонну4290 руб. 00 коп. за 1 тонну
класса 4 и 53170 руб. 00 коп. за 1 тонну3170 руб. 00 коп. за 1 тонну3500 руб. 00 коп. за 1 тонну
Дизельное топливо:
не соответствующее классу 3, или классу 4, или классу 51300 руб. 00 коп. за 1 тонну1300 руб. 00 коп. за 1 тонну1430 руб. 00 коп. за 1 тонну
класса 31100 руб. 00 коп. за 1 тонну1300 руб. 00 коп. за 1 тонну1430 руб. 00 коп. за 1 тонну
класса 4 и 5900 руб. 00 коп. за 1 тонну900 руб. 00 коп. за 1 тонну990 руб. 00 коп. за 1 тонну
Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей2951 руб. 00 коп. за 1 тонну2951 руб. 00 коп. за 1 тонну3246 руб. 00 коп. за 1 тонну
Прямогонный бензин3900 руб. 00 коп. за 1 тонну3900 руб. 00 коп. за 1 тонну4290 руб. 00 коп. за 1 тонну


Требования к характеристикам автомобильного бензина и дизельного топлива определяются в соответствии с техническим регламентом, утвержденным в установленном порядке.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 182 и 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 182 и 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" разработан во исполнение пункта 23 плана действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2008 году основных положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2008 г. № 316-р, предусматривающего внесение изменений в главу 22 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в части дифференциации ставок акцизов на нефтепродукты по принципу снижения ставки акциза на топливо более высокого качества.
Проект закона направлен на решение первоочередных проблем развития нефтеперерабатывающей отрасли, в частности на стимулирование производства нефтепродуктов повышенного качества.
Основной целью законопроекта является создание условий для эффективного инвестирования в модернизацию производства нефтепродуктов и выработки моторных топлив улучшенного качества с более высокой экологической безопасностью.
Предлагаемая система исчисления акцизов построена на налогообложении автомобильного бензина и дизельного топлива по убывающей шкале ставок в увязке с повышением их качественных показателей (классов), предусмотренных техническим регламентом "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту" (далее - технический регламент), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 118.
Размер ставок акциза на автомобильный бензин определялся с учетом средней ставки акциза в размере 3300 рублей за 1 тонну, рассчитанной исходя из действующих в 2008 году ставок акциза на автомобильный бензин с октановым числом до 80 и на автомобильный бензин с иными октановыми числами, прогноза структуры производства автомобильных бензинов по классам на период с 2009 по 2011 годы, а также необходимости возмещения затрат производителей на улучшение характеристик бензина.
Предлагаемая в проекте закона разница в уровне ставок акциза на бензин между классами позволит производителям возместить затраты на улучшение качества бензина.
Ставки акцизов по классам дизельного топлива определялись исходя из действующего уровня ставки 1080 руб. за 1 тонну и структуры производства дизельного топлива по классам. Разница в уровне ставок акцизов на дизельное топливо между классами составляет 200 руб. в расчете на 1 тонну, что составляет около 20 коп. в расчете на 1 литр (1 тонна дизельного топлива составляет около 1134 литров), что позволит обеспечить производителям возмещение затрат на улучшение качества дизельного топлива.
Дифференциация ставок акцизов по годам на период с 2009 по 2011 годы осуществлялась с учетом установленных пунктом 53 технического регламента предельных сроков производства автомобильного бензина и дизельного топлива 2-го - 4-го классов. В частности, производство автомобильного бензина и дизельного топлива 2-го класса должно осуществляться до 31 декабря 2008 г.; 3-го класса - до 31 декабря 2009г.; 4-го класса - до 31 декабря 2012 г. При этом выпуск в оборот (то есть реализация производителями, являющимися налогоплательщиками акциза) автомобильного бензина с октановым числом не менее 80 и автомобильного бензина с октановым числом не менее 92, а также дизельного топлива, не соответствующего характеристикам, предусмотренным в техническом регламенте, допускается в течение 3-х лет со дня его вступления в силу.
Реализация положений проекта закона:
позволит сохранить уровень поступлений акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо в консолидированный бюджет Российской Федерации;
не приведет к существенному усложнению налогового администрирования (так, на автомобильный бензин вместо двух ставок акциза предлагается установить три ставки);
обеспечит возможность прямого контроля со стороны налоговых органов основных экологических характеристик подакцизного товара, от которых зависит величина акциза;
создаст стимулы к увеличению объемов производства экологически более безопасных автомобильных бензинов и дизельного топлива;
способствует сохранению уровня розничных цен на нефтепродукты с одинаковыми потребительскими свойствами (автомобильный бензин с одинаковым октановым числом, дизельное топливо с одинаковой температурой застывания).
Более низкие ставки акцизов на автомобильные бензины и дизельное топливо, отвечающие по своим экологическим характеристикам требованиям 3, 4, 5 классов, позволят налогоплательщикам получить дополнительный доход, за счет чего сократятся сроки окупаемости дополнительных капитальных вложений, связанных с организацией и увеличением объемов производства более экологичных автомобильных бензинов и дизельного топлива.
Принятие дифференцированной системы исчисления акцизов на нефтепродукты со сроком вступления в силу с 1 января 2009 г. позволит производителям нефтепродуктов оценить экономическую эффективность предложенных мер, проанализировать потенциальные рынки сбыта, скорректировать перспективные производственные планы, что благоприятно отразится на формировании инвестиционного климата в нефтяной отрасли.
Проектом закона предлагается уточнить объект налогообложения акцизами в условиях введения дифференциации размеров ставок акцизов на нефтепродукты в зависимости от их качественных характеристик, и индексировать ставки акцизов на подакцизные товары на 2009-2011 годы.
В связи с ростом среднего уровня цен на потребительские товары и с учетом уровня инфляции индексируются специфические ставки акцизов на подакцизные товары, за исключением табачной продукции (сигареты, папиросы), на 10 процентов по сравнению с соответствующим предыдущим годом. По сигаретам с фильтром индексация произведена на 20 процентов, а по сигаретам без фильтра и папиросам - на 28 процентов.
Кроме того, законопроектом предусматривается поправка, которая позволит исключить из числа налогоплательщиков акцизов лиц, получающих подакцизные товары путем смешения, если в результате этого смешения создается товар, в отношении которого Кодексом установлена такая же или более низкая ставка акциза. В то же время действие этой нормы будет распространяться на случаи производства путем смешения подакцизных товаров, в отношении которых установлена более высокая ставка акциза.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 182 и 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Законопроектом предусматривается проиндексировать ставки акцизов на подакцизные товары на 2009-2011 годы.
В связи с ростом среднего уровня цен на потребительские товары и с учетом уровня инфляции предлагается проиндексировать специфические ставки акцизов на подакцизные товары, за исключением табачной продукции (сигареты, папиросы), на 10 процентов по сравнению с соответствующим предыдущим годом. При этом по нефтепродуктам предусмотрена дифференциация ставок по классам.
По сигаретам с фильтром индексация произведена на 20 процентов, а по сигаретам без фильтра и папиросам - на 28 процентов.
Проектируемое изменение ставок акцизов на 2009-2011 годы увеличит доходы от поступления акцизов:
в 2009 году - на 14,46 млрд. рублей, в том числе в федеральный бюджет - на 5,96 млрд. рулей;
в 2010 году - на 19,45 млрд. рублей, в том числе в федеральный бюджет - на 5,7 млрд. рулей;
в 2011 году - на 49,42 млрд. рублей, в том числе в федеральный бюджет - на 30,09 млрд. рублей.
Комментарии
Конфереция