ЛУКОЙЛ столкнулся с госаппаратом и может закрыть часть своих АЗС в Румынии

Компания ЛУКОЙЛ, так активно наращивающая свое присутствие в Восточной Европе, начала сталкиваться с проблемами. Она может закрыть несколько АЗС в Румынии, если компания Petrom последует просьбе местных властей и снизит цены на свое топливо. Попытка урегулировать цены таким способом сократит выручку российской компании, однако большого убытка не принесет, уверены эксперты.
Топливный рынок Румынии разделен между четырьмя крупными компаниями, среди них: румынская Petrom, которой принадлежит около 600 АЗС (контролирует 43,5% рынка); принадлежащая «Казмунайгазу» Rompetrol (350 АЗС, 25,5% доли рынка); российский ЛУКОЙЛ — около 300 АЗС (22% рынка), а также венгерская OMV, владеющая более 120 АЗС (9% рынка).

ЛУКОЙЛ будет вынужден закрыть несколько своих АЗС в Румынии, в том случае если конкурирующая с ним крупнейшая румынская компания Petrom снизит цены на топливо на 5—10%. На этом настаивает министр экономики и финансов страны Варужан Восганян. При этом не исключено, что ЛУКОЙЛ уйдет с румынского рынка и страна останется без топлива, сообщает газета Ziarul Financiar.
Как сообщили в пресс-службе ЛУКОЙЛа, предложение министра экономики может существенно осложнить отношения между двумя компаниями, так как такая постановка вопроса нарушает правила свободной конкуренции на рынке. Однако компания вовсе не намерена покидать румынский рынок. По словам пресс-секретаря компании Владимира Семакова, снижение цен на продукцию Petrom может привести к закрытию нескольких АЗС ЛУКОЙЛа, однако сказать точно, сколько их будет закрыто, пока не представляется возможным. Все зависит от решения, которое примет правительство Румынии, добавил он.
По словам главного исполнительного директора румынского подразделения ЛУКОЙЛа Константина Тампизы, компании сложно вернуть сделанные инвестиции, поскольку ЛУКОЙЛ работает в Румынии с 2,5-процентной маржой и половину итоговой цены в виде налогов забирает Румыния. Если будет принято политическое решение в отношении снижения стоимости топлива, это окажет еще более сильный негативный эффект на компанию.
Сегодня российская нефтяная компания владеет в Румынии сетью АЗС, насчитывающей свыше 300 заправок, а также НПЗ «Петротел-ЛУКОЙЛ», расположенным в городе Плоешти, мощностью 2,4 млн т нефти в год. ЛУКОЙЛ неоднократно подчеркивал свою заинтересованность в Балканском регионе. Помимо Румынии, он владеет активами в Сербии, Македонии и Болгарии, где ему принадлежит около 74% оптового рынка по реализации нефтепродуктов. Одной из причин, по которой Восточная Европа является наиболее приоритетным направлением, — самые высокие показатели прибыльности по розничной продаже.
Компания заинтересована в присутствии на румынском рынке, стоимость топлива здесь достаточно велика, и ЛУКОЙЛ в последнее время целенаправленно расширял сбытовые сети в этом регионе, уверен аналитик ИК «Баррель» Андрей Зорин. При этом он выражает сомнение в том, что маржа российской компании на румынском рынке действительно составляет всего 2,5%, учитывая, что у ЛУКОЙЛа здесь имеется свой НПЗ .
Попытки решить проблему роста цен на топливо методом государственного урегулирования были и в России, но, как правило, эти меры не особо эффективны, утверждает старший аналитик ИФК «Метрополь» Александр Назаров. Он считает, что снижение цен Petrom, безусловно, сократит выручку ЛУКОЙЛа, однако большого убытка российскому нефтяному гиганту это не причинит. Учитывая масштабы компании, закрытие нескольких заправочных станций станет практически неощутимым, хотя и неприятным событием для нее, полагает г-н Назаров.
Комментарии
Конфереция