Трубопровод БТС-2 с ответвлением на Киришский НПЗ начнут строить уже в сентябре

Трубопровод БТС-2 начнут строить уже в сентябре. Объемы, необходимые для его заполнения, появятся в результате перевода Украиной в аверсный режим трубопровода Одесса-Броды и сокращения Россией поставок нефти в порт Южный и по южной ветке нефтепровода "Дружба". С учетом неясности заполнения украинской трубы пострадавшими могут оказаться страны, не имеющие доступа к альтернативным маршрутам импорта. Вчера в Париже президент "Транснефти" Николай Токарев заявил, что компания уже в сентябре приступит к строительству трубопровода БТС-2. По его словам, проект соответствующего постановления правительства уже подготовлен Минэкономразвития и Минэнерго. Оно должно появиться к 17 июня - крайнему сроку, указанному в поручении правительства о строительстве БТС-2. Концепция проекта БТС-2 - Унеча-Великие Луки-Усть-Луга с ответвлением на НПЗ "Сургутнефтегаз" в Киришах - возникла в январе 2007 года, вслед за нефтяным конфликтом с Белоруссией, в результате которого транзит через ее территорию был прерван на несколько дней. Решение о строительстве было подписано в мае прошлого года. Мощность трубопровода составляет 50 млн тонн. "Непонятно, откуда возьмется нефть без сокращения подачи через границу в Унече,- говорит аналитик RusEnergy Михаил Крутихин.- Мощность трубы до Унечи около 109,2 млн тонн в год, в 2006 году по ней через границу было поставлено 93,4 млн тонн. Даже если из нее забрать около 22 млн тонн, кого-то придется обделить". Токарев вчера объяснил, за счет чего будут почерпнуты недостающие объемы нефти. В связи с планами запуска нефтепровода Одесса-Броды в аверсном режиме у России появляются 9 млн тонн нефти, которые сейчас она транспортирует через порт Южный. Кроме того этот нефтепровод даст России дополнительно 16 млн тонн, которые в настоящее время транспортируются по южной ветке "Дружбы". Украина обещала повернуть трубопровод в аверсный режим до конца июня этого года, однако пока российские компании, поставляющие по нему нефть в реверсном режиме, не получали уведомление о смене маршрута. По словам Крутихина, идея о заглушке южной ветки "Дружбы" была подвергнута критике в экспертном заключении по БТС-2, поскольку у стран, получающих по ней нефть,- Чехии, Словакии и Венгрии - нет другого способа импортировать нефть. "Таким образом, либо "Транснефть" ставит себя в зависимость от планов Украины, которой пока ни Казахстан, ни Азербайджан не собираются предоставлять нефть для заполнения трубы из Одессы,- говорит Крутихин,- либо Россия идет на прямой конфликт с Чехией, Словакией и Венгрией, либо все же будет выбран другой способ заполнения БТС-2". В значительной мере российские власти в заполнении БТС-2 полагаются на Казахстан. Одним из пунктов меморандума о взаимопонимании с Казахстаном является "возможность транспортировки казахстанской нефти трубопроводным транспортом до порта Усть-Луга с расширением нефтепровода Атырау-Самара". Однако Казахстан вряд ли сможет предоставить больше 10-15 млн тонн, говорит Михаил Крутихин.
Комментарии
Конфереция