ЛУКОЙЛ решил самостоятельно заняться продуктовым ритейлом на АЗС

Региональные структуры ЛУКОЙЛа займутся продуктовым ритейлом: на крупных автозаправках компании в Нижегородской и Кировской областях начнется продажа табачных изделий, алкоголя, замороженных продуктов и кондитерских изделий. Инвестиции компании в одну торговую точку эксперты оценивают в $50-100 тыс., предупреждая, что до 70% прибыли заправкам этот бизнес принесет при условии создания в структуре группы отдельного подразделения, которое будет заниматься не только организацией торговли, но и повышением лояльности клиентов для обеспечения стабильно высокого трафика на АЗС.
Как сообщили в «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукте» и «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукте», до конца 2008 года торговыми точками будут оборудованы 50 крупных фирменных АЗС компании в Нижегородской области и 20 — в Кировской. На кировских заправках появятся кафе быстрого питания. Решение принято в рамках Программы развития продаж нетопливных товаров и услуг российских организаций НПО группы ЛУКОЙЛ до 2014 года. «За счет реализации нетопливных товаров компания намерена увеличить рентабельность бизнеса и лояльность покупателей»,- пояснили в пресс-службе «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукта». «В Европе и на Западе почти 50% прибыли АЗС приносит именно продуктовый ритейл»,- добавил начальник центра общественных связей «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукта» Даниил Смирнов.
Торговлю товарами импульсного спроса (алкоголь, табачные изделия, снеки, замороженные продукты и кондитерские изделия) ЛУКОЙЛ намеревается организовать собственными силами, создав специальную службу снабжения. Создание сети кафе компания готовится поручить сторонним операторам.

ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» работает в девяти центральных регионах России — республиках Марий Эл, Чувашия, Мордовия, в Нижегородской, Владимирской, Ивановской, Вологодской, Костромской, Ярославской областях. В Нижегородской области, по собственным данным компании, занимает около 30% розничного рынка (владеет 95 из 400 АЗС в регионе). По оценкам участников рынка, занимает доминирующее положение на рынке. По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка по итогам 2006 года составила 20,3 млрд руб., чистая прибыль — 444 млн руб. ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» работает в трех регионах — Пермском крае, Кировской и Свердловской областях. Занимает более трети розничного рынка Кировской области. По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка по итогам 2006 года составила 26,03 млрд руб., чистая прибыль — 831,3 млн руб.
Новый проект нефтетрейдера эксперты оценивают неоднозначно, отмечая, что пока в России «заправочный ритейл» развит слабо. В том же время на Западе, по данным маркетингового агентства ACNielsen, торговля непрофильными товарами приносит АЗС до 70% прибыли.
По оценкам аналитика «Брокеркредитсервис» Татьяны Бобровской, для того, чтобы открыть одну торговую точку «с нуля», на автозаправке нефтетрейдеру понадобится около $100 тыс. «Если учесть, что площади у компании уже есть, то эта сумма может быть меньше»,- не исключает Бобровская. «На оборудование одного мини-маркета им потребуется около $50 тыс.»,- подсчитал аналитик Альфа-банка Виталий Купеев. Окупить вложения, по подсчетам аналитиков, ЛУКОЙЛ сможет в среднем за пять лет.
При этом эксперты предупреждают, что приносить до 70% прибыли заправкам продуктовый ритейл будет при условии, что организацией торговли займется специальная команда профессионалов. «Необходима сильная маркетинговая стратегия, чтобы привлекать на АЗС максимальное количество потребителей»,- поясняет Бобровская. «Мы пытались самостоятельно создать нечто подобное на своих заправках еще в 90-х годах, но эта задумка оказалась экономически не выгодной»,- подтверждает генеральный директор ООО «Чепецкнефтепродукт» Сергей Киселев (владеет в Кировской области 54 АЗС под маркой «Движение-Нефтепродукт»). «В Москве такие магазины приносят стабильно высокую прибыль. Автовладельцы стоят в очередях на заправку и, чтобы не терять время, параллельно покупают там продукты»,- добавляет Виталий Купеев.
Операторы сетей быстрого питания выразили интерес к проекту ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт». Руководитель отдела развития группы компаний «Алендвик» Денис Горбунов пояснил, что у его компании есть желание участвовать в этом проекте. Его детали стороны обсудят в ближайшее время. Директор департамента маркетинга и рекламы екатеринбургской компании «Малахит» Ольга Апалькова рассказала, что в организации обсуждался вопрос о размещении объектов общепита (фастфудов «МакПик») на заправочных станциях. «Но на существующих автозаправках нет соответствующих помещений, поэтому необходимо специально строить новые здания. Мы посчитали объем инвестиций в каждый объект — 8 млн рублей —слишком высоким, чтобы самостоятельно реализовывать проект», — добавила она. Однако Апалькова отметила, что если строительство предприятий будет организовано совместно с владельцами АЗС, то компании такое предложение интересно. Вадим Юсупов, владелец группы компаний «НормаН-Виват» (управляет крупнейшей продуктовой сетью в Пермском крае), рассказал, что несколько лет назад он вел переговоры с «Пермнефтепродуктом» об открытии торговых точек на АЗС. «Но получилось, что на всех АЗС разные торговые залы. А нам, для того, чтобы обеспечить на всех заправках единый ассортимент, нужны одинаковые торговые площади, потребовалось бы переделывать подсобные помещения», — поясняет ритейлер. Проект, по словам Юсупова, замер на стадии предварительных переговоров. «Идея интересна. Но пока единственный успешный пример — это автозаправочные комплексы BP в Москве», — резюмирует он. Управляющий розничной торговли ГСМ ТПХ «ЕДИАР» Валерий Савельев отметил, что в Екатеринбурге на заправках уже существуют торговые точки. В качестве примера он привел собственные пункты продажи (компания сейчас сдает их в аренду индивидуальным предпринимателям) газированной воды, а также торговые точки на автозаправке ТНК и «Татнефти». Савельев предположил, что на высокую рентабельность этого бизнеса в городе вряд ли можно рассчитывать, ссылаясь на то, что принадлежащие «ЕДИАРу» точки приносят низкий доход. Причину этого предприниматель видит в том, что этот формат пока не пользуется широкой популярностью у екатеринбургских автомобилистов, поскольку во время заправки те предпочитают не покидать транспортные средства. Впрочем, Савельев не исключает, что «Лукойлу» с его финансовыми возможностями удастся переменить менталитет потребителей. Владелец пермских заправок Petrol Михаил Лебедев отмечает, что АЗС «ЛУКОЙЛа» расположены удобно для «заправочного ритейла» — на оживленных трассах и имеют достаточный размер для того, чтобы развернуть сопутствующую торговлю. «Мы же считаем, что для нас это неэффективно. Наши АЗС находятся в городе и имеют меньшую площадь», — уточнил он.
Комментарии
Конфереция