Правительство Владимира Путина получило первую оценку: рейтинги нефтяных компаний растут

Похоже, что международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s по достоинству оценивает пользу близости российской "нефтянки" к власти и ее, власти, особое внимание к нуждам компаний нефтяной отрасли. За последние два дня сразу две компании сектора - "Роснефть" и ЛУКОЙЛ - получили либо измененный рейтинг, либо прогноз по рейтингу от этого агентства.
На заседании президиума обновленного российского правительства под руководством премьер-министра Владимира Путина был одобрен пакет поправок в Налоговый кодекс РФ. Самыми существенными из них и, видимо, самым чувствительными для бизнеса, станут новшества, касающиеся налогообложения в добывающих отраслях. В частности, речь идет о повышении необлагаемого минимума стоимости барреля нефти при расчете ставки НДПИ с $9 до $15 за баррель. В целях стимулирования нефтедобычи и нефтепереработки предусмотрены дополнительные налоговые стимулы для разработки труднодоступных и истощенных месторождений и одновременно усовершенствовать систему учета добываемого сырья. Таким образом, те многочисленные позитивные сигналы, которые Владимир Путин стал "подавать" нефтяным компаниям, еще будучи не совсем премьером, обретают конкретные очертания. И эта конкретика уже начала приносить свои плоды.
Так, S&P повысило долгосрочный кредитный рейтинг ОАО "НК "Роснефть"" с "ВВ+" до "ВВВ-" (прогноз - "Стабильный"). Как отмечалось в сообщении агентства, рейтинг включил в себя "дополнительную надбавку на одну ступень с учетом вероятности чрезвычайной поддержки со стороны правительства Российской Федерации". "Поскольку "Роснефть" - основной инструмент и бенефициар политики российского правительства, нацеленной на усиление государственного контроля в стратегической нефтегазовой отрасли, наша оценка собственных характеристик кредитоспособности компании включает текущую поддержку государства за счет привилегированного доступа к привлекательным активам и к ресурсам ликвидности", - говорилось в сообщении агентства. Как отмечает начальник отдела рыночного анализа Собинбанка Александр Разуваев, отныне "Роснефть" входит в инвестиционную категорию по классификации S&P. Аналитик также считает, что из-за близости государству риск дефолта по обязательствам компании равен нулю. Стоит отметить, что до октября 2005 года Standard & Poor"s не включало в уровень рейтингов компаний с государственным участием (КГУ) позитивный фактор потенциальной прямой финансовой помощи со стороны государства. Но именно тогда впервые рейтинг компании - тогда этой компанией стал "Газпром" - был повышен с формулировкой: "отражает улучшение собственных показателей компании, а также видимое усиление поддержки компании со стороны государства".
Standard & Poor’s изменило прогноз по рейтингу ОАО "ЛУКОЙЛ" со "Стабильного" на "Позитивный". В то же время все рейтинги этой компании были подтверждены: долгосрочный кредитный рейтинг по международной шкале - на уровне "ВВВ-", рейтинг по национальной шкале - на уровне "ruAA+".
Причины для повышения рейтингов в обоих случаях практически совпадают. И в первую очередь это, безусловно, грядущее существенное повышения прибыли от переработки и сбыта нефти в России в результате ожидаемого положительного эффекта предстоящих изменений в российском законодательстве, регулирующем налогообложение нефтегазовой отрасти. "Последний фактор особенно важен с точки зрения возможности компенсации продолжающегося увеличения издержек производства российских нефте- и газодобывающих компаний", - отмечают эксперты агентства.
Однако в S&P указывают и на основные риски, которым подвергаются компании нефтегазовой отрасли. В их числе - значительный страновой риск, в частности так называемый "ресурсный национализм", непредсказуемое законодательство и слабая защита прав собственности, а также высокая зависимость от государственных органов, утверждающих лицензии и квоты на транспортировку и экспорт нефти и газа. И если благополучная история деятельности ЛУКОЙЛа и хорошие отношения компании с государственными органами смягчают указанные риски для названой компании, то у "Роснефти" этих рисков и вовсе нет.
Между тем, в связи с желанием правительства помочь нефтегазовому сектору непросто придется металлургическим и горнодобывающим компаниям. Вице-премьер российского правительства Игорь Сечин уже заявлял, что "тормозом" для развития нефтегазовых компаний в нашей стране являются, в частности, высокие цены на сталь и трубы. Федеральная антимонопольная служба в связи с обращением ОАО "Газпром нефть", Фонда развития трубной промышленности и ОАО "Сургутнефтегаз" проводила проверку соблюдения антимонопольного законодательства крупнейшими металлургическими компаниями ОАО "Северсталь", ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат", ОАО "Уральская сталь", ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" в части установления цен на металлопродукцию, используемую при производстве труб нефтегазового сортамента. Расследование должно было закончится 1 мая. Вскоре после этого на рынке появились слухи о том, что правительство России рассматривает возможность введения экспортных пошлин на стальной прокат и стальные трубы в размере до 20%. Пока остается неизвестным, будут ли распространяться пошлины на все виды стальной продукции. И все же главное препятствие для развития "нефтянки" - это налоги. И это бремя ей, судя по всему, придется разделить с металлургами.
Комментарии
Конфереция