Игорь Сечин поручил главам «Транснефти» и Минэнерго до конца 2008 года внедрить банк качества нефти

Вице-премьер Игорь Сечин, курирующий ТЭК, решил побороться за улучшение качества российской нефти при ее транспортировке по трубопроводам. На совещании с участием топ-менеджеров нефтяных компаний, которое он провел 15 мая, он поручил главам «Транснефти» и Минэнерго до конца этого года завершить работу по внедрению в действие банка качества нефти и оценке экономики проекта для нефтяников, а о результатах доложить в первом квартале 2009 года.
В «Транснефти» официально подтвердили наличие поручения. Крупнейшие нефтяные компании готовы содействовать скорейшей доработке проекта. Но не исключено, что идею снова похоронят протесты «Татнефти» и «Башнефти», чья тяжелая нефть делает смесь Urals дешевле сорта Brent на 6 долл. за баррель.
«Транснефть» и некоторые компании, добывающие легкую низкосернистую нефть (ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть», ТНК-ВР и «Роснефть»), уже восемь лет добиваются создания банка качества. Это позволило бы принимать в трубопроводы с дисконтом сырье компаний, сдающих тяжелую нефть (прежде всего с месторождений «Татнефти» и «Башнефти»), а поставщики легкой и качественной нефти получали бы премию. Сегодня в результате смешения в трубе высокосернистой нефти и легкой Siberian Light получается смесь Urals, которая торгуется из-за высокого коэффициента содержания серы на 6,3 долл. дешевле эталонного сорта Brent.
Но до сих пор идея банка качества нефти упиралась в протесты национальных нефтяных компаний, добывающих тяжелую нефть, в частности «Башнефти» и «Татнефти». Вчера официальные комментарии в этих компаниях получить не удалось. Но источник в «Татнефти» говорит, что еще четыре года назад, когда Urals стоила 25—27 долл. за баррель, при внедрении банка качества нефти компании пришлось бы заплатить более 100 млн долл. за поставку сырья в трубу «Транснефти».
А чтобы окупить издержки сегодня, по его мнению, необходимо предоставить компаниям, добывающим тяжелую нефть, налоговые льготы и выгодные инвестиционные условия для установки на месторождениях систем, которые бы позволили очищать от серы нефть перед закачкой в магистральные трубопроводы.
Официальный представитель ЛУКОЙЛа Дмитрий Долгов приветствует внедрение банка качества нефти и говорит, что это было бы выгодно компании. Он напоминает, что помимо легкой нефти она добывает и сверхтяжелую, в частности на Ярегском месторождении, но сейчас доводит ее до нужного качества на Ухтинском НПЗ. Пресс-секретарь «Роснефти» Николай Манвелов говорит, что «Роснефть» готова оказывать содействие «Транснефти» и профильным ведомствам в доработке проекта банка качества, подчеркивая, что это появление системы было бы выгодно для компании, в том числе финансово.
Вице-президент «Транснефти» Михаил Барков подтвердил, что компания получила соответствующее поручение вице-премьера и сейчас работает над доработкой проекта. Он добавил, что в целом система разработана еще несколько лет назад, но экономические расчеты выплат для поставщиков могут нуждаться в доработке с учетом изменения цен на нефть и системы трубопроводов. Он затруднился прокомментировать, успеет ли компания справиться с внедрением системы до конца года.
Михаил Крутихин, партнер консалтинговой компании RusEnergy, подчеркивает, что система контроля качества нефти широко применяется в странах СНГ, Европе и США. В частности, она действует в Каспийском трубопроводном консорциуме, а в американских нефтепродуктопроводах благодаря использованию системы batching можно одновременно транспортировать более 25 сортов топлива без смешивания. Он подчеркивает, что для внедрения банка качества в России нужно будет внести соответствующие изменения в закон «О магистральном трубопроводном транспорте», но прежде переломить позицию башкирских и татарских компаний. По мнению эксперта, благие цели улучшения качества российской нефти снова разобьются о политические препятствия в лице региональных лоббистов.
Источник в «Транснефти» говорит, что банк качества позволит перераспределить доходы между поставщиками топлива, но сохранить качество легких сортов нефти при закачке в трубы при нынешнем количестве резервуарного парка при трубопроводах компании не получится: все равно придется смешивать разные виды топлива в трубе.
Комментарии
Конфереция