Нефтяные компании не дадут ФАС установить реальный контроль за графиком ремонта НПЗ

Во избежание дефицита топлива на внутреннем рынке Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России совместно с Минэнерго намерена разработать эффективный механизм согласования ремонтов НПЗ. Предполагается, что он даст министерству право влиять на установленные нефтяными компаниями графики ремонта и предусмотрит ответственность компаний за их срыв. Однако, по мнению экспертов, несмотря на все старания ФАС, стоимость топлива скорее всего продолжит увеличиваться.
ФАС уже запросила графики ремонтов предприятий по переработке нефти в Мин­энерго, с которым нефтяные компании их согласовывают. По данным министерства, весной сроки ремонта на нескольких НПЗ совпали. При этом данных об объемах производства и поставках на внутренний рынок нефтепродуктов у ведомства не было. Во избежание появления дефицита топлива на внутреннем рынке и, соответственно, повышения цен на него антимонопольная служба потребовала у нефтяных компаний предоставить информацию о сроках проведения ремонта, планах производства, создании запасов и отпуске нефтепродуктов на внутренний рынок.
Нефтяные компании, владельцы НПЗ, заверили ФАС России, что дефицита топлива из-за плановых ремонтов не будет. Сокращение производства будет компенсировано снижением поставок на экспорт, перераспределением объемов между компаниями, а также созданием запасов нефтепродуктов на время остановки мощностей НПЗ. По итогам полугодия ФАС собирается проверить правильность проведения ремонтных работ. А в дальнейшем совместно с Минэнерго ведомство намерено выработать эффективный механизм согласования вывода НПЗ в ремонт.
Как пояснил заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин, графики ремонтов НПЗ должны быть оптимальными с точки зрения спроса, чтобы стабилизировать ситуацию на рынке. «Если в Минэнерго направляются графики, которые предполагают создание дефицита, и они одобряются, то сложно задавать вопросы нефтяным компаниям», — отмечает Голомолзин. По его словам, должен быть найден такой механизм согласования графиков, который гарантировал бы равномерное предложение нефтепродуктов с учетом роста сезонных потребностей.
Механизм согласования графиков должен предполагать полное раскрытие информации от компаний об изменении выпуска нефтепродуктов, добавляет начальник управления ТЭКа ФАС Александр Пироженко. «Возможно, будет введена ответственность НК за нарушения сроков, а Минэнерго дано право рекомендовать компаниям изменять заявленные сроки ремонтов», — добавляет он. Каждая компания составляет свой график ремонта НПЗ для себя, как ей удобно, а совпадают они или нет — не ее дело, говорит представитель одной из нефтяных компаний. «Со своей стороны мы знаем, когда будет ремонт, и создаем запас нефтепродуктов, который позволяет снабжать топливом свои автозаправки и еще продавать оптом», — подчеркнул он.
В числе компаний, которые могут перераспределить продажи нефтепродуктов с экспорта на внутренний рынок, ФАС перечислила ТНК-BP, «Сургутнефтегаз», «Газпром нефть» и «Лукойл». Данных о конкретных объемах возможного снижения экспорта нефтяники не предоставили, уверяет Пироженко. Представитель «Газпром нефти» говорит, что компания не собиралась пересматривать структуру продаж под ремонтные работы.
Безусловно, совпадение графиков оказывает влияние на стоимость нефтепродуктов, однако этот фактор не является ключевым и определяющим по сравнению с другими, в частности большой долей экспорта, ситуацией на мировых рынках нефтепродуктов, говорит управляющий партнер НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Иван Андриевский. И схема контроля не очень понятна. Фактически у ФАС на данный момент нет адекватного механизма координации и согласования сроков ремонта НПЗ. «В любом случае цены на бензин растут с начала года, литр бензина подорожал почти на 9%, а дизельное топливо почти на 12%, и пока что особого изменения динамики роста цен ждать не приходится», — считает Андриевский.
Согласованная работа ФАС и Минэнерго пойдет на пользу рынку, когда вывод мощностей НПЗ на ремонт будет осуществляться в зависимости от обеспеченности региональных рынков нефтепродуктами, для того чтобы более эффективно предотвращать возникновение малейших перебоев в поставках, говорит Виталий Крюков из ИГ «КапиталЪ». Если НПЗ работают в одном регионе и обеспечивают львиную долю поставок на местный рынок, то одновременный ремонт этих заводов может привести к локальному дефициту нефтепродуктов и росту цен на топливо, уверен аналитик.
Комментарии
Конфереция