На Украине резко дорожает дизельное топливо

Украина оказалась на пороге дизельного кризиса. Только в мае в стране дважды резко повысились цены на дизельное топливо. С конца апреля оно подорожало на 8%, а с начала года — на 25%. Эксперты опасаются, что отсутствие в достаточном количестве собственного сырья на фоне его всемирного удорожания может привести Украину к серьезному энергетическому кризису.
Второй по величине нефтеперерабатывающий завод Украины, Лисичанский, поднял цены на дизтопливо. Крупные оптовые партии дизеля с украинского завода, принадлежащего ТНК-ВР, за сутки возросли в цене с 7,3 тыс. гривен (1,4 тыс. долл.) до 7,5 тыс. гривен (1,5 тыс. долл.) за тонну. Цены на бензин остались на прежнем уровне. Это уже второе подорожание самого ходового в разгар посевной дизельного топлива в этом месяце. По данным Министерства экономики Украины, с начала мая розничные цены на солярку выросли с конца апреля на 8%. В течение года она подорожала на 24,8%, а за последние сутки рост цен составил 1,6%.
Взгляды экспертов на возможные причины такого ценового скачка и его возможные последствия различны. По мнению директора энергетических программ Украинского центра экономических и политических исследований им. Александра Разумкова Владимира Сапрыкина, повышение цен на дизтопливо в большей степени вызвано ростом мировых цен на нефть. По его словам, в стране, где сейчас функционирует семь НПЗ и по-прежнему сохраняется высокая доля импорта, в данный момент не наблюдается дефицита нефтепродуктов на внутреннем рынке. Поэтому говорить о топливном кризисе пока не приходится, уверен он.
Однако российские эксперты не разделяют оптимизма украинских коллег. С начала года поставки нефти на украинские НПЗ по сравнению с 2007 годом сократились на 36%, в связи с чем упали на 39% объемы переработки заводов, сообщил старший аналитик ИФК «Метрополь» Александр Назаров. Лисичанским НПЗ за это время было переработано около 1,36 млн т нефти, что на 31% ниже показателей прошлого года.
По его словам, перспективы, связанные с энергоресурсами, для Украины безрадостные. В стране очень высокие темпы инфляции, растут мировые цены на нефть и газ, собственной добычи не так много, при этом падают объемы производства. Основной ресурс, добываемый в стране, — уголь, но и он не сможет восполнить недостаток энергоресурсов, так как качество его оставляет желать лучшего, заключает эксперт.
Учитывая тот факт, что доля импорта на Украине составляет более 40%, г-н Назаров не исключает, что на очередной скачок цен могло повлиять сокращение поставок после введенного на этой неделе запрета на экспорт нефтепродуктов в Казахстане.
Не последнюю роль тут играет и непростая ситуация с крупнейшим на Украине Кременчугским НПЗ мощностью 18,6 млн т в год, где ранее в результате конфликта между «Укртатнафтой» и «Татнефтью» были прекращены поставки российской нефти. В связи с чем объемы переработки на нем резко упали. Вероятно, в стране наблюдается некоторый дефицит продуктов нефтепереработки из-за неспособности обеспечить потребности внутреннего рынка за счет собственных НПЗ, предполагает Дмитрий Лютягин из ИК «Велес Капитал». Также он не исключает, что дефицит мог возникнуть в связи с желанием украинских производителей повысить свою прибыль. Возможно, они направили основную долю своей продукции на экспорт, ориентируясь на европейские цены. Однако Лютягин склонен считать, что никакого топливного кризиса в стране в ближайшее время не будет.
Комментарии
Конфереция