Специфика работы мини-НПЗ: какие нефтепереработчики выживут после принятия техрегламента по бензинам

Малая переработка нефти в России возникла немногим более 15 лет назад и на протяжении всего своего существования рассматривалась исключительно как «остаточное» явление ТЭК. Сектором мини-НПЗ — не те масштабы — государство ни разу всерьез не интересовалось, отдавая все силы «большой» нефтепереработке. В значительной мере этот рынок обойден вниманием и СМИ, и отраслевых экспертов, что закономерно порождает дефицит качественной статистики и избыток субъективной аналитики. В то же время, сектор мини-НПЗ характеризуется не только малой мощностью установок, но и своей экономической нишей, направленностью на решение локальных задач, и именно поэтому его нельзя рассматривать сквозь призму большой переработки нефти. По крайней мере, пока.
Грядущее вступление в силу технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» сегодня заставляет многих экспертов говорить об окончании эры мини-НПЗ. Вполне реалистичен и другой сценарий развития ситуации: трансформация сектора малой переработки. Судя по всему, этот тернистый путь является единственным шансом для мини-НПЗ оставить за собой свою экономическую нишу в новых условиях. Более того, если будут реализованы все стартовавшие на сегодняшний день проекты, то доля моторных топлив от мини-НПЗ на российском рынке к 2012 году может достичь 20%. Теоретически...
Формирование сектора малой переработки нефти в России началось после распада СССР Сейчас большинство мини-НПЗ в технологическом плане представляют собой установки атмосферной перегонки нефти, сконструированные на основе упрощенных схем. При этом, установки мощностью по сырью от 5 до 500 тыс. твг принято относить к малотоннажным установкам (МТУ), тогда как установки мощностью 1-2 млн твг - к малым НПЗ, совокупность же МТУ и малых НПЗ принято объединять под термином «мини-НПЗ».
Технологическая специфика мини-НПЗ: 4 уровня
Степень автоматизации технологического процесса на многих действующих мини-НПЗ невысока. Внедрение большинства вторичных процессов переработки сырья экономически нецелесообразно, за исключением, пожалуй, термического крекинга мазута, эффективно применять который можно, начиная с мощности по нефти в 100 тыс. твг.
Большинство экспертов сошлись во мнении, что существует «пирамида» мощности мини-НПЗ по сырью, разделенная на уровни, и переход на каждый последующий ее уровень позволяет экономически обосновано внедрять различные технологии вторичной переработки нефти, улучшая экономические показатели и качество вырабатываемой продукции.
Проанализируем технологическую составляющую мини-НПЗ, находящуюся на разных уровнях пирамиды. Вначале рассмотрим два нижних уровня .
Принципиальные различия между этими группами мини-НПЗ состоят не только в мощности, но и в рентабельности производства. Так, рентабельность заводов базового уровня с мощностью менее 100 тыс. твг не будет превышать 10%, что говорит о низкой привлекательности таких проектов как отдельного бизнеса. В то же время рентабельность производства второй группы мини-заводов уже находится в среднем на уровне 50%. резко повышая инвестиционную привлекательность, что обусловлено ростом глубины переработки сырья приблизительно с 50 до 80%.
На обоих уровнях мини-НПЗ возможна выработка исключительно прямогон-ного (низкооктанового) бензина; качество производимого дизельного топлива полностью определяется содержанием серы и парафинов в сырье. Разумеется, говоря о рентабельности первых двух групп мини-НПЗ, мы исходим из возможности реализации вырабатываемой ими продукции, что уже в ближайшем будущем не будет представляться возможным.
Третий уровень пирамиды мощности мини-НПЗ за счет использования процессов термокрекинга, гидроочистки и риформинга обеспечивает не только привлекательную рентабельность производства, но и возможность выработки качественного малосернистого дизельного топлива и высокооктанового автобензина.
Четвертый уровень мощности — некое переходное состояние. Такие заводы часто строят в несколько этапов, и по мере пуска в эксплуатацию всех мощностей завод освобождается от приставки «мини-» не только в плане объема переработки сырья, но и в отношении технологической оснащенности, переходя в группу средних НПЗ. Комплекс процессов каталитического и гидрокрекинга, изомеризации и алкилирования позволяет уже выходить на уровень качества моторных топлив, соответствующий стандарту Евро-4.
Мини-НПЗ четвертого уровня мощности хоть и требуют немалых инвестиций, но в случае, если потенциальному владельцу важна прозрачность бизнеса, а основным способом сбыта нефтепродуктов станет оптово-розничная реализация, видятся оптимальным вариантом. Мини-НПЗ этой группы еще называют региональными, так как они потенциально способны покрывать потребности в нефтепродуктах удаленных регионов страны.
Часто встречающееся заблуждение — недооценка разницы между глубиной переработки сырья и качеством вырабатываемых нефтепродуктов. Глубина переработки напрямую зависит от внедрения вторичных деструктивных термических или термокаталитических процессов, но она отнюдь не является залогом высокого качества вырабатываемых светлых продуктов переработки. К примеру, термический крекинг, применимый на большинстве мини-НПЗ, дает значительный выход олефиновых углеводородов, содержание которых в бензинах нежелательно. В то же время, содержание серы во фракциях термокрекинга определяется ее процентом в сырье и может быть уменьшено только путем гидроочистки. Вопрос октанового числа автобензинов неоднозначен. Его можно повышать риформингом, но требования Евро-4, которые будут действовать в нашей стране с 2010 года, значительно ограничат содержание риформата в автобензинах.
География мини-НПЗ - в расчете на спрос на нефтепродукты
По данным Информационного центра «Кортес», в настоящее время в России действуют 80 и строятся 29 мини-НПЗ различной мощности. В данном случае речь идет именно о легально работающих установках, а не о так называемых «самоварах», официальной статистики по которым не существует.
Анализ распределения действующих мини-НПЗ по федеральным округам выявляет концентрацию малой переработки в районах, в которых большая переработка представлена недостаточно или не представлена вовсе. Так, на территории Приволжского ФО находятся почти половина больших и меньше четверти мини-НПЗ, что в абсолютных цифрах дает нам соответственно 12 и 19 предприятий. В то же время, в УрФО нет ни одного большого НПЗ, зато официально работают 13 мини-заводов.
Из картины регионального распределения следует, что мини-НПЗ процветают там, где высок спрос на нефтепродукты, который по разным причинам не может быть полностью обеспечен поставками крупных предприятий .

 Производственная специализация мини-НПЗ: дизель и прямогон

Мини-НПЗ увеличивают мощности
В статистике ИЦ «Кортес» на сегодняшний день фигурируют мощности 66 действующих и 25 строящихся мини-заводов. Приведенные данные явно показывают обратную зависимость между уровнем мощности и соответствующим количеством действующих мини-заводов. Так. в стране сейчас действуют 26 мини-НПЗ, обладающих мощностью менее 50 тыс. твг, и они составляют наиболее многочисленную группу. Мощность 24 мини-заводов находится в пределах 50-200 тыс. твг. Суммарно две эти группы составляют 75% сегмента мини-НПЗ, мощности которых известны статистике.
Очевидно, что на трети действующих мини-НПЗ не применяется даже термокрекинг мазута, и они представляют собой исключительно малотоннажные установки атмосферной перегонки нефти. Данный факт свидетельствует о явно специфическом предназначении большинства действующих установок. В частности, это задача снабжения пусть даже низкокачественным, но дешевым топливом удаленных предприятий. Иную картину дает статистика строящихся мини-НПЗ. В этом случае мы наблюдаем рост числа мини-заводов с увеличением мощности. Так, проектная мощность почти половины строящихся мини-НПЗ превышает 500 тыс. твг (12 предприятий), а четверть строящихся мини-заводов обладают мощностью от 200 до 500 тыс. твг. Соответственно, почти на 3/4 строящихся мини-НПЗ потенциально возможен выпуск высокооктановых марок автобензинов и качественного дизельного топлива .

 Мини-НПЗ увеличивают мощности

Стремятся ли к этому владельцы мини-НПЗ? С полной уверенностью утверждать это вряд ли возможно, однако верить в ориентацию будущих предприятий на производство качественного моторного топлива, безусловно, хочется.
С другой стороны, видно, что рынок в целом не вполне согласен с позицией министра В.Христенко, который обозначил свое отношение к вопросу следующим высказыванием: «У меня нет предубеждения относительно мини-НПЗ, есть сомнения, что это экономически оправдано для инвесторов». По его мнению, с экономической точки зрения целесообразно строить НПЗ мощностью не менее 7 млн твг, тогда как мы видим бурное и, насколько можно судить, экономически оправданное развитие строительства более мелких заводов.
Позицию министра можно понять разве что, глядя на действительность глазами ВИНК - собственно так, как это не перестает делать российское правительство с самого зарождения рынка. На протяжении последних лет мы были свидетелями громких покупок ВИНК весьма успешных малых независимых нефтедобывающих предприятий, но при этом наши эксперты не назвали ни одного факта покупки действующего успешного мини-НПЗ крупной нефтяной компанией. Отсутствие интереса с их стороны к покупке такого рода активов не только подчеркивает специфическую нишу малой переработки нефти, но главное — разные «весовые категории» большой и малой переработки нефти. Эта отрасль ТЭК, имеющая очевидные преимущества и при адекватных инвестициях способная решать задачи обеспечения качественными нефтепродуктами отдаленных районов, похоже, так и останется уделом именно независимого сегмента.
Производственная специализация мини-НПЗ: дизель и прямогон
Анализ участия действующих мини-НПЗ в производстве нефтепродуктов позволяет утверждать, что. во-первых, налицо специализация малой переработки нефти на производстве дизельного топлива — его вырабатывают 62 мини-завода из 80 действующих. Во-вторых, сброс прямогонного бензина и мазута в трубопровод практикуется приблизительно на 30 мини-НПЗ (если исходить из отсутствия этих позиций в списке вырабатываемых нефтепродуктов). Наконец, лишь 21 мини-завод вырабатывает автомобильный бензин, соответственно, только эти мощности потенциально могут быть оснащены риформингом и гидроочисткой. В то же время и этот факт не бесспорен, так как автобензин может быть произведен путем компаундирования с октаноповышающими добавками и присадками.

 География мини-НПЗ - в расчете на спрос на нефтепродукты

Существующая структура вырабатываемых на мини-НПЗ продуктов еще раз подтверждает в целом безрадостную картину технологического оснащения малой нефтепереработки, но при этом подчеркивает специфику отрасли. Ведь в России дизельное топливо в основном потребляет не частный автотранспорт, а грузовая техника и различные промышленные установки. Таким образом, мы получили еще одно подтверждение тезиса о специализации мини-НПЗ на снабжении удаленных предприятий дешевым и преимущественно дизельным топливом. О нацеленности этих заводов на розничный рынок нефтепродуктов в подавляющем большинстве случаев речи не идет.
Доля мини-НПЗ - 2,6% переработанной нефти
Завершим обзор статистики малой переработки анализом ее абсолютных и относительных показателей за 2007 год. В 2007 году на долю мини-НПЗ пришлось 2,6% переработанной нефти. С одной стороны, эту цифру сложно назвать впечатляющей, но в то же время отрасль продемонстрировала фантастический прирост общего объема переработки в размере 131,7%. При этом, за 2007 год на мини-НПЗ произведено дизтоплива почти в 8 раз больше, чем автобензина, а отношение выработки дизтоплива к авиакеросину и того выше — 14,3.
Беспристрастный анализ статистических данных не позволяет вменить в вину мини-заводам проблему некачественного моторного топлива на заправках. Полпроцента автобензина, официально производимого на мини-НПЗ — это капля в море, которая объективно никак не может повлиять на рынок моторного топлива. Доля выработки дизельного топлива на легально действующих мини-НПЗ, составляющая 2,4%, почти в 4,5 раза превышает показатель по автомобильному бензину, но и она не может быть ощутимой в масштабе топливного рынка страны.
Если весь прямогонный бензин, выработанный известными статистике мини-НПЗ в 2007 году, попадет на розничный рынок, то его окажется всего лишь порядка 680 тыс. т, а 27 больших НПЗ за этот же период времени произвели без малого 35 млн т автобензина. То есть: доля российского бензина, приходящаяся на малую нефтепереработку, незаметна в общем объеме. Поэтому корни проблемы значительного количества фальсифицированного топлива на заправках, ориентируясь на официальные факты, следует искать не в существовании мини-НПЗ, а в иных источниках. Более вероятной причиной видится «самоварный» бизнес, процветающий в южных регионах страны, и «разбодяживание» на нефтепродуктовых базах, то есть незаконные и уголовно преследуемые деяния.
Таким образом, российская малая нефтепереработка — явление локальное, роль которого как способа создания дополнительной конкуренции на рынке моторного топлива в масштабах страны сильно преувеличена. Мини-НПЗ в сегодняшнем состоянии, конечно, могут оказывать влияние на рынки моторного топлива некоторых отдаленных регионов России с малой численностью населения и малым потреблением горючего, но, скорее, по причине низкой цены нефтепродуктов, а не их качества. Полноценная конкуренция со стороны мини-НПЗ будет возможна лишь в случае роста их вклада в производство нефтепродуктов — если не на порядок, то хотя бы в разы, а также при сопоставимом уровне качества с продукцией больших НПЗ.

 Техрегламент о требованиях к бензинам: борьба за выживание мини-НПЗ

 Доля мини-НПЗ - 2,6% переработанной нефти

Техрегламент о требованиях к бензинам: борьба за выживание мини-НПЗ
Следует априори признать право на существование малого сектора в российской нефтепереработке, хотя бы по причине наличия соответствующих ниш — «пустот», которые образуются при реализации масштабных проектов «даунстрима» и нуждаются в заполнении. Впрочем, речь ни в коем случае не идет о рекомендации легализовать производство низкокачественных моторных топлив только потому, что действующая установка не способна ни на что другое.
Как известно, 5 сентября 2008 года в силу вступает специальный технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Согласно документу, выпуск бензина стандарта Евро-2 будет разрешен до 31 декабря 2008 года. Евро-3 - до 31 декабря 2009 года, Евро-4 - до 31 декабря 2012 года. Очевидно, что подавляющее большинство действующих мини-НПЗ не сможет вырабатывать соответствующие регламенту нефтепродукты и легально их реализовывать на розничном рынке уже с начала 2009 года .
Призывы установить дифференцированные требования к качеству моторного топлива в зависимости от региона страны не обоснованы. Принятый регламент, хоть и в жесткой форме, все же определяет стратегическое направление развития российской нефтепереработки и рынка нефтепродуктов в направлении повышения качества и ужесточения экологических требований. Ввод же дифференцированных стандартов, скорее всего, в массовом порядке будет воспринят как легальный повод для переноса сроков модернизации производственных мощностей.
Возникает вопрос: какие мини-НПЗ смогут легально производить нефтепродукты для розничного рынка моторного топлива? Очевидно, что с наступлением 2009 года продолжат работать мини-заводы мощностью более 200 тыс. твг, оснащенные комплексом риформинга и гидроочистки, а с наступлением 2010 года - только региональные мини-НПЗ, находящиеся на вершине пирамиды мощности. Этот сегмент малой переработки нефти определенно имеет перспективы —даже в свете вступления в силу регламента, но при условии адекватных вложений в развитие производственных мощностей и выработки нефтепродуктов современного качества. Похоже, сложившаяся ситуация в полной мере осознается и бизнесом, о чем говорит преимущественное строительство мини-НПЗ мощностью более 500 тыс. твг.
Два нижних уровня пирамиды уже с сентября этого года будут испытывать трудности с выпуском нефтепродуктов для розничного рынка. Учитывая же, что значительная часть таких мини-НПЗ принадлежит крупным предприятиям и выполняет функцию по удовлетворению собственных потребностей в дешевом моторном топливе, судьба данного сегмента малой переработки нефти будет зависеть от принципиальной позиции правительства и контролирующих органов.
Если же говорить о сегодняшней букве закона, то никаких шансов на продолжение выпуска в оборот продукции двух нижних уровней нашей «пирамиды» не предусматривается. Ситуацию может изменить лишь принятие поправок, откладывающих вступление в силу очередных этапов «европеизации» российского топливного рынка с учетом явного отставания как малой, так и крупной переработки. По нашим оценкам и по оценкам опрошенных нами экспертов, такой вариант развития событий вполне возможен.
Выживут немногие мини-НПЗ
Однако, если не пользоваться сослагательным наклонением, то в соответствии с утвержденным техническим регламентом к 2010 году на внутренний топливный рынок смогут работать лишь мини-НПЗ четвертого уровня. Общая мощность таковых среди ныне действующих мини-НПЗ составляет 9 млн твг; среди строящихся мини-НПЗ — 19,2 млн твг.
На полный цикл создания мини-НПЗ требуется в среднем 2-3 года, следовательно, к 2011-2012 годам, по нашим прогнозам, будут законопослушно работать 25% действующих в настоящее время и 54% строящихся мощностей. По оценкам ЛУКОЙЛа, общая мощность крупных НПЗ к 2012 году в России должна составить около 294 млн твг. К этому же году общая мощность мини-НПЗ ориентировочно составит 28.2 млн твг, то есть около 10% от суммарной мощности «большой» нефтепереработки. При 90%-ной загрузке мощностей ежегодный суммарный объем переработки нефти на мини-НПЗ может достичь уровня 25,4 млн твг.
Большинство строящихся мини-НПЗ 4-го уровня ориентированы как минимум на 85%-ю глубину переработки нефти, следовательно, из 25,4 млн т переработанной нефти потенциальный выход светлых фракций будет составлять около 21,6 млн т. Суммарное содержание бензиновых, керосиновых и дизельных фракций можно ориентировочно оценить в 17,5 млн т, из которых около 16 млн тонн будет приходиться на бензины и дизельное топливо.
Таким образом, если по средневзвешенному прогнозу ЛУКОЙЛа потребление моторного топлива на российском рынке при оптимистическом росте ВВП в 2012 году составит около 80 млн твг, то доля участия малой переработки в этом рынке может достичь 20%. И, хотя в нынешней ситуации ручаться за абсолютные цифры топливного прогноза не приходится, динамика представляется абсолютно очевидной. По всей видимости, мы доживаем последние годы недооценки мини-НПЗ.
обозреватель «Нефтегазовой Вертикали» Михаил Турукалов
Комментарии
Конфереция