В настоящее время на внутреннем рынке нефтепродуктов в России возникли три проблемы, требующие своего безотлагательного решения: сравнительно высокий уровень оптовых и розничных цен на нефтепродукты, который отрицательно влияет на экономику основных потребителей нефтепродуктов и создает социальную напряженность в обществе.
2. Неконтролируемый рост оптовых и розничных цен на нефтепродукты, обуславливаемый в основном ростом себестоимости добычи нефти вследствие увеличения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), размер которого зависит от уровня мировых цен на нефть, и, следовательно, связан с увеличением цен на нефть, поставляемую на отечественные НПЗ. Необходимо также отметить, что при поставке нефти на отечественные НПЗ, особенно в части свободного рынка нефти, составляющего всего 20%, действуют многочисленные посредники, формирующие уровень цен на нефть на внутреннем рынке России, которые в своей основе носят спекулятивно-криминальный характер.
Рост цен на нефтепродукты на внутреннем рынке России обусловлен также региональным монополизмом НПЗ ведущих российских ВИНК, имеющим устойчивый характер.
3. Отсутствие прозрачности формирования затрат (себестоимости единицы продукции) и, следовательно, оптовых цен на нефтепродукты вследствие работы НПЗ, входящих в состав ВИНК на "давальческой нефти" (процессинге), что не позволяет в полной мере применять действующее в России налоговое и антимонопольное законодательство.
Парадокс и основное отличие российской ситуации от ситуации, складывающейся в большинстве стран Западной Европы и США, в том, что Россия - одна из крупнейших нефтедобывающих стран, с достаточно эффективной системой транспортировки нефти из районов ее добычи как на экспорт, так и на отечественные НПЗ, с развитой нефтеперерабатывающей промышленностью, позволяющей полностью удовлетворять потребности национального хозяйства в основных нефтепродуктах, имеющая систему нефтепродуктообеспечения (нефтебазы, наливные пункты, АЗС) полностью адаптированную к условиям рыночных отношений.
В этой ситуации экономике страны вовсе не обязательно ориентироваться на уровень и условия формирования мировых цен на нефть и нефтепродукты, а можно выстраивать свою ценовую политику, которая соответствовала бы интересам собственной экономики.
Для проведения эффективной и целенаправленной ценовой политики на продукцию нефтедобычи и нефтепереработки необходимо в законодательном порядке осуществить ряд мер по повышению прозрачности формирования затрат (себестоимости) и оптовых цен на нефть, нефтяной (попутный) газ и нефтепродукты.
Для организации учета фактических затрат на производство и реализацию, для определения себестоимости готовой продукции, калькулирования полной себестоимости нефти и использования этого показателя в статистической отчетности федерального значения (Форма 6-нефть Росстата), а также для решения иных проблем управленческого характера в настоящее время нефтегазодобывающие предприятия руководствуются отраслевыми инструкциями, утвержденными Минтопэнерго России.
Как показывает практика, в настоящее время нефтегазодобывающими предприятиями в своей производственно-хозяйственной деятельности используются два нормативных документа, регламентирующих порядок калькулирования себестоимости добычи нефти и нефтяного (попутного) газа, а именно:
а) "Инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости добычи нефти и газа", согласованная с ГП "Роснефть" и утвержденная Минтопэнерго России 1 ноября 1994 г.
б) "Методика по планированию, учету и калькулированию себестоимости добычи нефти и газа", согласованная с Минэконразвития России и утвержденная Минтопэнерго России 29 декабря 1995 г.
"Методика 1995 г." была введена в действие с 1 января 1996 г. с одновременной отменой ранее действующей "Инструкции 1994 г.". "Методика 1995 г." используется в своей практической работе целым рядом нефтегазодобывающих предприятий, такими, как Мегионнефтегаз, Ноябрьскнефтегаз, Черногорнефть, Оренбургнефть, Нижневартовскнефтегаз, Коминефть (до 1998 г.), Юганскнефтегаз и др. В то же время ряд нефтегазодобывающих предприятий нефтяных компаний используют "Инструкцию 1994 г.": НК "ЛУКОЙЛ", Сургутнефтегаз, Башнефть и др. Поэтому фактическая полная себестоимость добычи нефти и попутного газа по отдельным предприятиям оказывается в методологическом плане практически несопоставимой, и отсюда соответствующие данные, содержащиеся в форме 6-Нефть Росстата, не являются корректными.
Поскольку развитие системы налогообложения в России идет в направлении установления дифференцированных ставок НДПИ по отдельным месторождениям (с учетом их выработанности и т.д.), а в перспективе она, вероятно, будет распространена и на отдельные скважины, то в этих условиях исчисление себестоимости добычи и реализации нефти и нефтяного (попутного) газа по нефтегазодобывающим предприятиям и определение этого показателя применительно к отдельным скважинам и месторождениям должно осуществляться на единой методической основе.
Существующий сегодня рынок нефтепродуктов в России - олигополия с элементами местного монополизма. Местные товарные рынки, являющиеся сферой обращения товаров в пределах границ: республик, входящих в состав Российской Федерации, автономных областей, автономных округов, краев и областей, поделены между отдельными ВИНК, которые проводят свою политику цен на нефтепродукты независимо от конъюнктуры рынка.
Хотя на оптовом рынке нефтепродуктов в России сегодня действуют сотни продавцов, на большинстве местных товарных рынках фактически присутствует продукция одних и тех же ведущих российских НПЗ, принадлежащих, в основном одной-двум ВИНК (табл. 1).
При отсутствии конкурентной среды не может быть конкуренции, а при отсутствии конкуренции не может быть цивилизованного рынка и, следовательно, рыночных цен на вырабатываемую продукцию, уровень которых должен формироваться под воздействием спроса и предложения. Реальную конкуренцию на рынке нефтепродуктов в России можно создать только за счет строительства новых НПЗ и более равномерного их размещения на территории Российской Федерации, но этот путь вряд ли будет рациональным, так как, во-первых, он потребует значительных инвестиций и времени и, во-вторых, необходимо учесть, что мощности действующих НПЗ в настоящее время в России используются в среднем на 80%.
В транспортно обособленных регионах страны цены на нефтепродукты формируются монопольно. Это связано, в частности, с тем, что из-за высокой концентрации производства Россия характеризуется наиболее обширными размерами территорий, условно или фактически снабжаемых нефтепродуктами с одного НПЗ (табл. 2).
* Без мини-НПЗ.
При отсутствии конкурентной среды не может быть конкуренции, а при отсутствии конкуренции не может быть цивилизованного рынка и, следовательно, рыночных цен на вырабатываемую продукцию, уровень которых должен формироваться под воздействием спроса и предложения.
Реальную конкуренцию на рынке нефтепродуктов в России можно создать только за счет строительства новых НПЗ и более равномерного их размещения на территории Российской Федерации, но этот путь вряд ли будет рациональным, так как, во-первых, он потребует значительных инвестиций и времени и, во-вторых, необходимо учесть, что мощности действующих НПЗ в настоящее время в России используются в среднем на 80%.
В транспортно обособленных регионах страны цены на нефтепродукты формируются монопольно. Это связано, в частности, с тем, что из-за высокой концентрации производства Россия характеризуется наиболее обширными размерами территорий, условно или фактически снабжаемых нефтепродуктами с одного НПЗ (табл. 2).
У ведущих ВИНК объемы добычи нефти значительно превышают объемы переработки нефти на НПЗ, входящих в эти компании (табл. 3). Однако до сих пор подавляющее большинство НПЗ этих компаний работают на давальческой основе, так как перерабатывают давальческую нефть (процессинг), собственником которой и вырабатываемых из нее нефтепродуктов является головная нефтяная компания. Такой порядок нефтепереработки вполне правомерен, если имеются нефтяные компании, которые не могут загрузить входящие в их состав НПЗ собственной нефтью и вынуждены ее покупать у других поставщиков или на рынке функционируют нефтяные компании, или отдельные НПЗ, которые, в силу объективных условий, вынуждены покупать нефть на свободном рынке нефти. Доля же свободного рынка нефти в России составляет порядка 18-20% и она не имеет перспективы увеличения, поскольку ведущие нефтяные компании имеют достаточные ресурсы нефти, чтобы полностью загрузить ею собственные НПЗ. Таблица 3. Соотношение между объемом добычи и переработки нефти в вертикально интегрированных нефтегазовых компаниях в 2007г.
*Включая малые НПЗ.
Удельный вес давальческой нефти в сырьевой структуре НПЗ изменялась следующим образом, %:
2000 г. - 96,1; 2001 г. - 96,0; 2002 г. - 90,7; 2003 г. - 93,0; 2004 г. - 96,4; 2005 г. - 69,9; 2006 г. - 70,0; 2007 г. - 72,0.
С 2005 г. все НПЗ НК "ЛУКОЙЛ" (ПермНОС, НижегородНОС, Волгограднефтепереработка, Ухтанефтепереработка) полностью перешли на покупную нефть, которая поставляется заводам по внутрикорпоративным (трансфертным) ценам. В настоящее время частично работают на покупной нефти такие предприятия, как КиришиНОС, СалаватНОС и др.
При работе НПЗ на условиях процессинга выявляются следующие негативные факторы, которые непосредственно влияют не только на формирование затрат и цен на нефтепродукты, но и на формирование региональных бюджетов, где размещены и осуществляют свою производственно-хозяйственную деятельность нефтеперерабатывающие предприятия, а именно:
- размер оплаты (цены) услуг по переработке давальческой нефти (процессингу) зависит от поставщика - нефтяной компании или конкретного давальца, и в этих условиях размер прибыли, закладываемый в цену услуги в расчете на 1 т перерабатываемой нефти, бывает на несколько порядков ниже, по сравнению с тем, если бы НПЗ непосредственно покупал нефть, ее перерабатывал и реализовывал бы свою продукцию по свободным (договорным) ценам с соответствующим уровнем рентабельности. Поэтому работа НПЗ на условиях процессинга значительно снижает отчисления по налогу на прибыль, направляемые в региональные бюджеты, где размещены и осуществляют свою производственно-хозяйственную деятельность НПЗ;
- работая с использованием трансфертных (внутрикорпоративных) цен на нефть и на условиях процессинга, ВИНК за счет оптимизации налогообложения концентрируют в своих руках значительные финансовые ресурсы (в виде прибыли), которые не всегда используются рационально для развития производства (увеличение затрат на воспроизводство минерально-сырьевой базы, модернизацию НПЗ и т.д.), а направляются в значительных количествах на выплату дивидендов акционерам компаний по итогам работы за год;
- работа НПЗ на условиях процессинга не обеспечивает прозрачности формирования затрат и цен на продукцию нефтепереработки. Поскольку в этом случае НПЗ самостоятельно не покупает нефть по цене (франко-завод), не рассчитывает полную себестоимость конкретных товарных нефтепродуктов, то в этих условиях не представляется возможным и определить уровень рентабельности производства отдельных товарных нефтепродуктов при том уровне оптовых цен предприятий на нефтепродукты (без налогов), который может быть определен только расчетным путем на основе информации ежемесячно публикуемой ГП "ЦДУ ТЭК".
В прайс-листах нефтяные компании и НПЗ указывают отпускные оптовые цены заводов-изготовителей (с налогами), а оптовые цены предприятий на нефтепродукты (без налогов) представляется возможным рассчитать, исходя из сложившейся системы формирования оптовых цен на нефтепродукты на внутреннем рынке России.
В соответствии с этой системой, отпускные цены заводов-изготовителей (с налогами) по подакцизным нефтепродуктам: автомобильным бензинам, дизельному топливу, маслам для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей и прямогонному бензину определяются по формуле :
Цотп=Цо+А+0,18(Цо+А)= 1,18*(Цо+А); (1)
откуда: Цо=Цотп/1,18-А;(2)
По прочим нефтепродуктам отпускные цены заводов - изготовителей (с налогами) определяются по формуле:
ЦОТП=1,18*Цо (3)
откуда Цо=Цотп/1,18 (4)
Цотп — отпускная цена завода-изготовителя (с налогами), руб/тонну. Цо — оптовая цена завода-изготовителя (без налогов), руб/тонну. А - ставка акциза на нефтепродукт, руб/тонну. 0,18 - ставка НДС.
В табл. 4 представлена структура прейскурантных оптовых и розничных цен на основные виды нефтепродуктов, рассчитанная на основе данных бюллетеня "ИнфоТЭК" по состоянию на декабрь 2007 г.
При этом исходными данными для расчета служили:
- розничные цены на автомобильные бензины и дизельное топливо в руб за 1 литр.(гр. 11);
- действующие ставки акцизов на автомобильные бензины и дизельное топливо в руб за 1 тонну, (гр. 3);
- отпускные оптовые цены на нефтепродукты заводов-изготовителей (с налогами) в руб на 1 тонну (гр. 6).
Остальные элементы структуры средних прейскурантных и розничных цен были определены расчетным путем и, в частности, при определении оптовых цен предприятий на нефтепродукты (без налогов) (гр. 2) были использованы формулы [2] и [4].
Как следует из данных табл. 4, полученные расчетным путем оптовые цены предприятий на нефтепродукты (без налогов) являются виртуальными ценами, в основе которых не лежат затраты на производство соответствующих видов нефтепродуктов, т.е. их полная себестоимость .
В этих условиях происходит нарушение статьи 40 "Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения" I ч. Налогового Кодекса Российской Федерации, где сказано (п. 10, стр. 33) "При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли".
Переработка нефти на условиях процессинга противоречит ст. 6 и 7 Федерального закона "О защите конкуренции", вступившему в силу 26 октября 2006 г., в части определения монопольно высокой (ст. 6, п. 2) и монопольно низкой (ст. 7, п.2) цены товара, имея в виду, что практически каждый НПЗ занимает доминирующее положение на соответствующем местном рынке при реализации нефтепродуктов потребителям. В основе же монопольно высокой и монопольно низкой цены товара должна лежать сумма необходимых для производства и реализации такого товара расходов.
В то же время, при работе на процесинге расходы на производство и реализацию конкретных видов товарных нефтепродуктов (т.е. их себестоимость) не определяется.
Кроме того, работа на условиях процессинга вошла в противоречие с "Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги" (Письмо Минэкономики России № 7-1026 от 20.12.95 г. - "Налоговый вестник", 1996, № 5).
Необходимо также отметить, что при работе на условиях "Процессинга" занижается уровень эксплутационных затрат на переработку нефти, т.к. расходуемое на технологические и энергетические нужды собственное топливо НПЗ (газ и мазут) не имеет стоимостной оценки.
Опыт работы ООО "ЛУКОЙЛ-ПермНОС" без использования процессинговой схемы переработки нефти показал, что в этом случае на уровне компании можно осуществить менее затратную модель управления переработкой нефти и сбытом нефтепродуктов. На уровне предприятия - повысить оперативность и гибкость управления процессом производств и поставок нефтепродуктов потребителям. Намного увеличиваются налоговые отчисления от прибыли в тех регионах, где размещены НПЗ.
Расчеты показывают, что если ведущие нефтяные компании полностью загрузят собственные НПЗ своей нефтью, то удельный вес давальческой нефти в целом по России составит порядка 20% от общего объема ее переработки.
Повышение прозрачности формирования затрат (себестоимости) продукции нефтедобычи и нефтепереработки следует рассматривать в качестве первого шага к усилению государственного контроля над формированием оптовых и розничных цен на нефтепродукты на внутреннем рынке России.
1 тонна бензина=1300 литров, 1 тонна дизельного топлива=1134 литра
3. Отсутствие прозрачности формирования затрат (себестоимости единицы продукции) и, следовательно, оптовых цен на нефтепродукты вследствие работы НПЗ, входящих в состав ВИНК на "давальческой нефти" (процессинге), что не позволяет в полной мере применять действующее в России налоговое и антимонопольное законодательство.
Парадокс и основное отличие российской ситуации от ситуации, складывающейся в большинстве стран Западной Европы и США, в том, что Россия - одна из крупнейших нефтедобывающих стран, с достаточно эффективной системой транспортировки нефти из районов ее добычи как на экспорт, так и на отечественные НПЗ, с развитой нефтеперерабатывающей промышленностью, позволяющей полностью удовлетворять потребности национального хозяйства в основных нефтепродуктах, имеющая систему нефтепродуктообеспечения (нефтебазы, наливные пункты, АЗС) полностью адаптированную к условиям рыночных отношений.
В этой ситуации экономике страны вовсе не обязательно ориентироваться на уровень и условия формирования мировых цен на нефть и нефтепродукты, а можно выстраивать свою ценовую политику, которая соответствовала бы интересам собственной экономики.
Для проведения эффективной и целенаправленной ценовой политики на продукцию нефтедобычи и нефтепереработки необходимо в законодательном порядке осуществить ряд мер по повышению прозрачности формирования затрат (себестоимости) и оптовых цен на нефть, нефтяной (попутный) газ и нефтепродукты.
Для организации учета фактических затрат на производство и реализацию, для определения себестоимости готовой продукции, калькулирования полной себестоимости нефти и использования этого показателя в статистической отчетности федерального значения (Форма 6-нефть Росстата), а также для решения иных проблем управленческого характера в настоящее время нефтегазодобывающие предприятия руководствуются отраслевыми инструкциями, утвержденными Минтопэнерго России.
Как показывает практика, в настоящее время нефтегазодобывающими предприятиями в своей производственно-хозяйственной деятельности используются два нормативных документа, регламентирующих порядок калькулирования себестоимости добычи нефти и нефтяного (попутного) газа, а именно:
а) "Инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости добычи нефти и газа", согласованная с ГП "Роснефть" и утвержденная Минтопэнерго России 1 ноября 1994 г.
б) "Методика по планированию, учету и калькулированию себестоимости добычи нефти и газа", согласованная с Минэконразвития России и утвержденная Минтопэнерго России 29 декабря 1995 г.
"Методика 1995 г." была введена в действие с 1 января 1996 г. с одновременной отменой ранее действующей "Инструкции 1994 г.". "Методика 1995 г." используется в своей практической работе целым рядом нефтегазодобывающих предприятий, такими, как Мегионнефтегаз, Ноябрьскнефтегаз, Черногорнефть, Оренбургнефть, Нижневартовскнефтегаз, Коминефть (до 1998 г.), Юганскнефтегаз и др. В то же время ряд нефтегазодобывающих предприятий нефтяных компаний используют "Инструкцию 1994 г.": НК "ЛУКОЙЛ", Сургутнефтегаз, Башнефть и др. Поэтому фактическая полная себестоимость добычи нефти и попутного газа по отдельным предприятиям оказывается в методологическом плане практически несопоставимой, и отсюда соответствующие данные, содержащиеся в форме 6-Нефть Росстата, не являются корректными.
Поскольку развитие системы налогообложения в России идет в направлении установления дифференцированных ставок НДПИ по отдельным месторождениям (с учетом их выработанности и т.д.), а в перспективе она, вероятно, будет распространена и на отдельные скважины, то в этих условиях исчисление себестоимости добычи и реализации нефти и нефтяного (попутного) газа по нефтегазодобывающим предприятиям и определение этого показателя применительно к отдельным скважинам и месторождениям должно осуществляться на единой методической основе.
Существующий сегодня рынок нефтепродуктов в России - олигополия с элементами местного монополизма. Местные товарные рынки, являющиеся сферой обращения товаров в пределах границ: республик, входящих в состав Российской Федерации, автономных областей, автономных округов, краев и областей, поделены между отдельными ВИНК, которые проводят свою политику цен на нефтепродукты независимо от конъюнктуры рынка.
Хотя на оптовом рынке нефтепродуктов в России сегодня действуют сотни продавцов, на большинстве местных товарных рынках фактически присутствует продукция одних и тех же ведущих российских НПЗ, принадлежащих, в основном одной-двум ВИНК (табл. 1).
Таблица 1. Характеристика местных товарных рынков при реализации нефтепродуктов потребителям
№ | Наименование местного товарного рынка | Доминирующий НПЗ | Доля доминирующего НПЗ в поставке дизельного топлива на рынке, % | Доля доминирующего НПЗ в поставке бензинов на рынке, % |
1 | Архангельская обл. | Ухтинский | 34,4 | 76,8 |
2 | Карелия | Рязанский | 52,8 | 59,9 |
3 | Коми | Ухтинский | 77,5 | 42,7 |
4 | С.-Петербург и Ленинградская обл. | КиришиНОС | 61,6 | 77,4 |
5 | Новгородская обл. | КиришиНОС | 58,5 | 64 |
6 | Псковская обл. | КиришиНОС | 76,5 | 81,6 |
7 | Брянская обл. | Куйбышевский, Новокуйбышевский и Сызранский НПЗ | 45,9 | 72,4 |
8 | Ивановская обл. | ЯрославНОС | 91,5 | 92,3 |
9 | Калужская обл. | Рязанский | 68,8 | 80,1 |
10 | Костромская обл. | ЯрославНОС | 80,9 | 89,3 |
11 | Москва и обл. | Московский | 69,2 | 53 |
12 | Орловская обл. | Куйбышевский, Новокуйбышевский и Сызранский НПЗ | 84,5 | 89,9 |
13 | Рязанская обл. | Рязанский | 90,8 | 96,6 |
14 | Тульская обл. | Рязанский | 83,9 | 86,1 |
15 | Ярославская обл. | Ярославский | 81,4 | 98,2 |
16 | Нижегородская обл. | НижегородНОС | 51 | 67,6 |
17 | Кировская обл. | ПермНОС | 43,8 | 81,2 |
18 | Белгородская обл. | Куйбышевский, Новокуйбышевский и Сызранский НПЗ | 85,4 | 88,4 |
19 | Воронежская обл. | Куйбышевский, Новокуйбышевский и Сызранский НПЗ | 64,2 | 68,4 |
20 | Курская обл. | Рязанский | 77,3 | 82,8 |
21 | Липецкая обл. | Куйбышевский, Новокуйбышевский и Сызранский НПЗ | 85,2 | 80,6 |
22 | Тамбовская обл. | Куйбышевский, Новокуйбышевский и Сызранский НПЗ | 47,2 | 48 |
23 | Астраханская обл. | Астраханьгазпром | 71,4 | 97,3 |
24 | Волгоградская обл. | Волгограднефтепереработка | 85,6 | 72,5 |
25 | Самарская обл. | Куйбышевский, Новокуйбышевский и Сызранский НПЗ | 84,5 | 86,6 |
26 | Пензенская обл. | Куйбышевский, Новокуйбышевский и Сызранский НПЗ | 65,1 | 84,5 |
27 | Саратовская обл. | Саратовский | 52,2 | 60,5 |
28 | Ульяновская обл. | Куйбышевский, Новокуйбышевский и Сызранский НПЗ | 89,4 | 79,8 |
29 | Татарстан | Башнефтехим | 73,5 | 57,3 |
30 | Ингушетия | Волгограднефтепереработка | 66,9 | 69,9 |
31 | Адыгея | Волгограднефтепереработка | 97,7 | 89,1 |
32 | Дагестан | Астраханьгазпром | 27,8 | 62,4 |
33 | Чеченская республика | Саратовский | 78,3 | 46,3 |
34 | Оренбургская обл. | ОрскНОС | 81,1 | 84,7 |
35 | Пермская обл. | ПермНОС | 88,1 | 94,7 |
36 | Башкортастан | Башнефтехим | 74,6 | 81,3 |
37 | Удмуртия | Башнефтехим | 46,3 | 59 |
38 | Алтайский край | Омский | 70 | 73,4 |
39 | Кемеровская обл. | Омский | 55,8 | 87 |
40 | Новосибирская обл. | Омский | 60,6 | 65,4 |
41 | Омская обл. | Омский | 91,5 | 98,2 |
42 | Томская обл. | Ачинский | 62,1 | 84,3 |
43 | Республика Алтай | Омский | 87,5 | 57,4 |
44 | Красноярский край | Ачинский | 65,1 | 60,9 |
45 | Иркутская обл. | Ангарская НХК | 75,2 | 90,1 |
46 | Читинская обл. | Ангарская НХК | 54,6 | 89,5 |
47 | Бурятия | Ангарская НХК | 87,6 | 91,8 |
48 | Тува | Ачинский | 85,2 | 94,6 |
49 | Хакасия | Ачинский | 82,6 | 75,9 |
50 | Амурская обл. | Ангарская НХК | 39,6 | 66,6 |
51 | Магаданская обл. | Ачинский | 61,1 | 100 |
52 | Якутия - Саха | Ангарская НХК | 49,3 | 57,8 |
53 | Еврейская АО | Хабаровский | 40 | 88,6 |
При отсутствии конкурентной среды не может быть конкуренции, а при отсутствии конкуренции не может быть цивилизованного рынка и, следовательно, рыночных цен на вырабатываемую продукцию, уровень которых должен формироваться под воздействием спроса и предложения. Реальную конкуренцию на рынке нефтепродуктов в России можно создать только за счет строительства новых НПЗ и более равномерного их размещения на территории Российской Федерации, но этот путь вряд ли будет рациональным, так как, во-первых, он потребует значительных инвестиций и времени и, во-вторых, необходимо учесть, что мощности действующих НПЗ в настоящее время в России используются в среднем на 80%.
В транспортно обособленных регионах страны цены на нефтепродукты формируются монопольно. Это связано, в частности, с тем, что из-за высокой концентрации производства Россия характеризуется наиболее обширными размерами территорий, условно или фактически снабжаемых нефтепродуктами с одного НПЗ (табл. 2).
Таблица 2. Сопоставительные характеристики размещения НПЗ в промышленно развитых странах и в России
Показатели | США | Канада | Япония | Западная Европа | Россия | Б. СССР, без России |
Количество НПЗ | 132 | 21 | 33 | 105* | 28* | 21* |
Общая мощность НПЗ, млн т/год | 839,8 | 97,6 | 232,0 | 749,7 | 270,2 | 152,4 |
Средняя мощность НПЗ, млн т/год | 6,4 | 4,6 | 7,0 | 7,1 | 9,7 | 7,3 |
Средний размер территории, снабжаемой нефтепродуктами одного | завода, тыс. км2 70,9 | 474,8 | 11,3 | 42,8 | 609,8 | 248,0 |
* Без мини-НПЗ.
При отсутствии конкурентной среды не может быть конкуренции, а при отсутствии конкуренции не может быть цивилизованного рынка и, следовательно, рыночных цен на вырабатываемую продукцию, уровень которых должен формироваться под воздействием спроса и предложения.
Реальную конкуренцию на рынке нефтепродуктов в России можно создать только за счет строительства новых НПЗ и более равномерного их размещения на территории Российской Федерации, но этот путь вряд ли будет рациональным, так как, во-первых, он потребует значительных инвестиций и времени и, во-вторых, необходимо учесть, что мощности действующих НПЗ в настоящее время в России используются в среднем на 80%.
В транспортно обособленных регионах страны цены на нефтепродукты формируются монопольно. Это связано, в частности, с тем, что из-за высокой концентрации производства Россия характеризуется наиболее обширными размерами территорий, условно или фактически снабжаемых нефтепродуктами с одного НПЗ (табл. 2).
У ведущих ВИНК объемы добычи нефти значительно превышают объемы переработки нефти на НПЗ, входящих в эти компании (табл. 3). Однако до сих пор подавляющее большинство НПЗ этих компаний работают на давальческой основе, так как перерабатывают давальческую нефть (процессинг), собственником которой и вырабатываемых из нее нефтепродуктов является головная нефтяная компания. Такой порядок нефтепереработки вполне правомерен, если имеются нефтяные компании, которые не могут загрузить входящие в их состав НПЗ собственной нефтью и вынуждены ее покупать у других поставщиков или на рынке функционируют нефтяные компании, или отдельные НПЗ, которые, в силу объективных условий, вынуждены покупать нефть на свободном рынке нефти. Доля же свободного рынка нефти в России составляет порядка 18-20% и она не имеет перспективы увеличения, поскольку ведущие нефтяные компании имеют достаточные ресурсы нефти, чтобы полностью загрузить ею собственные НПЗ.
Таблица 3. Соотношение между объемом добычи и переработки нефти в вертикально интегрированных нефтегазовых компаниях в 2007г.
Компания | Добыча нефти, млн т | Количество НПЗ* | тыс. т | Загрузка, % | Добыча/переработка |
Роснефть | 91 431,8 | 11 | 48763,8 | 78,8 | 1,87 |
ЛУКОЙЛ | 110382,9 | 6 | 42501,4 | 98,2 | 2,60 |
Газпром нефть | 32 665,6 | 1 | 16497,5 | 84,6 | 1,98 |
Сургутнефтегаз | 64 495,2 | 2 | 19792,8 | 99,5 | 3,26 |
ТНК-ВР Холдинг | 69 473,9 | 4 | 21 899,6 | 82,4 | 3,17 |
Славнефть | 20910,1 | 2 | 12687,3 | 87,3 | 1,65 |
Русснефть | 14 169,3 | 3 | 7 374,9 | 76,3 | 1.92 |
ИТОГО | 403 492,8 | 29 | 169 517,3 | 87,6 | 2,38 |
*Включая малые НПЗ.
Удельный вес давальческой нефти в сырьевой структуре НПЗ изменялась следующим образом, %:
2000 г. - 96,1; 2001 г. - 96,0; 2002 г. - 90,7; 2003 г. - 93,0; 2004 г. - 96,4; 2005 г. - 69,9; 2006 г. - 70,0; 2007 г. - 72,0.
С 2005 г. все НПЗ НК "ЛУКОЙЛ" (ПермНОС, НижегородНОС, Волгограднефтепереработка, Ухтанефтепереработка) полностью перешли на покупную нефть, которая поставляется заводам по внутрикорпоративным (трансфертным) ценам. В настоящее время частично работают на покупной нефти такие предприятия, как КиришиНОС, СалаватНОС и др.
При работе НПЗ на условиях процессинга выявляются следующие негативные факторы, которые непосредственно влияют не только на формирование затрат и цен на нефтепродукты, но и на формирование региональных бюджетов, где размещены и осуществляют свою производственно-хозяйственную деятельность нефтеперерабатывающие предприятия, а именно:
- размер оплаты (цены) услуг по переработке давальческой нефти (процессингу) зависит от поставщика - нефтяной компании или конкретного давальца, и в этих условиях размер прибыли, закладываемый в цену услуги в расчете на 1 т перерабатываемой нефти, бывает на несколько порядков ниже, по сравнению с тем, если бы НПЗ непосредственно покупал нефть, ее перерабатывал и реализовывал бы свою продукцию по свободным (договорным) ценам с соответствующим уровнем рентабельности. Поэтому работа НПЗ на условиях процессинга значительно снижает отчисления по налогу на прибыль, направляемые в региональные бюджеты, где размещены и осуществляют свою производственно-хозяйственную деятельность НПЗ;
- работая с использованием трансфертных (внутрикорпоративных) цен на нефть и на условиях процессинга, ВИНК за счет оптимизации налогообложения концентрируют в своих руках значительные финансовые ресурсы (в виде прибыли), которые не всегда используются рационально для развития производства (увеличение затрат на воспроизводство минерально-сырьевой базы, модернизацию НПЗ и т.д.), а направляются в значительных количествах на выплату дивидендов акционерам компаний по итогам работы за год;
- работа НПЗ на условиях процессинга не обеспечивает прозрачности формирования затрат и цен на продукцию нефтепереработки. Поскольку в этом случае НПЗ самостоятельно не покупает нефть по цене (франко-завод), не рассчитывает полную себестоимость конкретных товарных нефтепродуктов, то в этих условиях не представляется возможным и определить уровень рентабельности производства отдельных товарных нефтепродуктов при том уровне оптовых цен предприятий на нефтепродукты (без налогов), который может быть определен только расчетным путем на основе информации ежемесячно публикуемой ГП "ЦДУ ТЭК".
В прайс-листах нефтяные компании и НПЗ указывают отпускные оптовые цены заводов-изготовителей (с налогами), а оптовые цены предприятий на нефтепродукты (без налогов) представляется возможным рассчитать, исходя из сложившейся системы формирования оптовых цен на нефтепродукты на внутреннем рынке России.
В соответствии с этой системой, отпускные цены заводов-изготовителей (с налогами) по подакцизным нефтепродуктам: автомобильным бензинам, дизельному топливу, маслам для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей и прямогонному бензину определяются по формуле :
Цотп=Цо+А+0,18(Цо+А)= 1,18*(Цо+А); (1)
откуда: Цо=Цотп/1,18-А;(2)
По прочим нефтепродуктам отпускные цены заводов - изготовителей (с налогами) определяются по формуле:
ЦОТП=1,18*Цо (3)
откуда Цо=Цотп/1,18 (4)
Цотп — отпускная цена завода-изготовителя (с налогами), руб/тонну. Цо — оптовая цена завода-изготовителя (без налогов), руб/тонну. А - ставка акциза на нефтепродукт, руб/тонну. 0,18 - ставка НДС.
В табл. 4 представлена структура прейскурантных оптовых и розничных цен на основные виды нефтепродуктов, рассчитанная на основе данных бюллетеня "ИнфоТЭК" по состоянию на декабрь 2007 г.
При этом исходными данными для расчета служили:
- розничные цены на автомобильные бензины и дизельное топливо в руб за 1 литр.(гр. 11);
- действующие ставки акцизов на автомобильные бензины и дизельное топливо в руб за 1 тонну, (гр. 3);
- отпускные оптовые цены на нефтепродукты заводов-изготовителей (с налогами) в руб на 1 тонну (гр. 6).
Остальные элементы структуры средних прейскурантных и розничных цен были определены расчетным путем и, в частности, при определении оптовых цен предприятий на нефтепродукты (без налогов) (гр. 2) были использованы формулы [2] и [4].
Как следует из данных табл. 4, полученные расчетным путем оптовые цены предприятий на нефтепродукты (без налогов) являются виртуальными ценами, в основе которых не лежат затраты на производство соответствующих видов нефтепродуктов, т.е. их полная себестоимость .
В этих условиях происходит нарушение статьи 40 "Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения" I ч. Налогового Кодекса Российской Федерации, где сказано (п. 10, стр. 33) "При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли".
Переработка нефти на условиях процессинга противоречит ст. 6 и 7 Федерального закона "О защите конкуренции", вступившему в силу 26 октября 2006 г., в части определения монопольно высокой (ст. 6, п. 2) и монопольно низкой (ст. 7, п.2) цены товара, имея в виду, что практически каждый НПЗ занимает доминирующее положение на соответствующем местном рынке при реализации нефтепродуктов потребителям. В основе же монопольно высокой и монопольно низкой цены товара должна лежать сумма необходимых для производства и реализации такого товара расходов.
В то же время, при работе на процесинге расходы на производство и реализацию конкретных видов товарных нефтепродуктов (т.е. их себестоимость) не определяется.
Кроме того, работа на условиях процессинга вошла в противоречие с "Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги" (Письмо Минэкономики России № 7-1026 от 20.12.95 г. - "Налоговый вестник", 1996, № 5).
Необходимо также отметить, что при работе на условиях "Процессинга" занижается уровень эксплутационных затрат на переработку нефти, т.к. расходуемое на технологические и энергетические нужды собственное топливо НПЗ (газ и мазут) не имеет стоимостной оценки.
Опыт работы ООО "ЛУКОЙЛ-ПермНОС" без использования процессинговой схемы переработки нефти показал, что в этом случае на уровне компании можно осуществить менее затратную модель управления переработкой нефти и сбытом нефтепродуктов. На уровне предприятия - повысить оперативность и гибкость управления процессом производств и поставок нефтепродуктов потребителям. Намного увеличиваются налоговые отчисления от прибыли в тех регионах, где размещены НПЗ.
Расчеты показывают, что если ведущие нефтяные компании полностью загрузят собственные НПЗ своей нефтью, то удельный вес давальческой нефти в целом по России составит порядка 20% от общего объема ее переработки.
Массовый переход НПЗ на переработку покупной нефти и, следовательно, определение предприятиями полной себестоимости вырабатываемых товарных нефтепродуктов значительно повысит прозрачность формирования оптовых цен на нефтепродукты на внутреннем рынке России.
С целью более действенного контроля над формированием затрат и оптовых цен на нефтепродукты предлагается форма федеральной статистической отчетности 6-Нефть "Сведения о себестоимости добычи нефти, производства нефтепродуктов", в раздел II "Себестоимость производства нефтепродуктов" в части номенклатуры нефтепродуктов добавить: "Керосин авиационный" и тогда в форме 6-Нефть будет содержаться информация о полной себестоимости производства: бензина автомобильного (в том числе АИ-92 и выше), керосина авиационного, дизельного топлива и мазута топочного.Повышение прозрачности формирования затрат (себестоимости) продукции нефтедобычи и нефтепереработки следует рассматривать в качестве первого шага к усилению государственного контроля над формированием оптовых и розничных цен на нефтепродукты на внутреннем рынке России.
Таблица 4. Структура средних прейскурантных оптовых и розничных цен на нефтепродукты на внутреннем рынке России (декабрь 2007 г.)
Снабженческо-сбытовая и торговая надбавка | ||||||||||
Наименование нефтепродукта | Оптовые цены предприятия (без налогов) | Акциз | цена с акцизом (гр.З+гр.4) | НДС (18% от гр.5 или гр.З) | Отпускная оптовая цена завода-изготовителя (гр.5+гр.6 или гр.З+гр.6) | Всего (гр.11-гр.7) | в том числе | Розничная цена за 1 л, руб | ||
Издержки и прибыль сбыта (гр.8-гр.10) | НДС (18% от гр.11-гр.6) | За 1 т, руб | ||||||||
АИ-98 | 20134 | 3629 | 23763 | 4277 | 28040 | 3810 | 2354 | 1456 | 31850 | 24,5 |
АИ-95/96 | 18108 | 3629 | 21737 | 3913 | 25650 | 2950 | 1665 | 1235 | 28600 | 22 |
АИ 91/92/93 | 16456 | 3629 | 20085 | 3615 | 23700 | 3535 | 2248 | 1287 | 27235 | 20,95 |
А-76 (АИ-80) | 13865 | 2657 | 16522 | 2974 | 19496 | 4034 | 2773 | 16261 | 23530 | 18,1 |
Дизельное топливо летнее | 15573 | 1080 | 16653 | 2997 | 19650 | 2746 | 1712 | 1034 | 22396 | 19,75 |
1 тонна бензина=1300 литров, 1 тонна дизельного топлива=1134 литра
Автор: Заведующий лабораторией №2 "Себестоимости, цен и экономической информации" ОАО "ВНИИНП", д.э.н. профессор Б.Н. Давыдов.
Комментарии