Минфин подготовил предложения по дифференциации акцизов на бензин на 2009-2011 годы: налоговая нагрузка НПЗ вырастет на 30%

Чиновники хотят взимать акцизы на бензин в зависимости от его качества: чем выше класс топлива, тем меньше налог. Но совокупная налоговая нагрузка на заводы вырастет на треть, а бензин подорожает. Минфин подготовил предложения по дифференциации акцизов на бензин на 2009-2011 г. Суть предложений вчера подтвердил сотрудник Минфина. Это предварительные предложения, которые разосланы на согласование в профильные ведомства, подчеркнул он.

Минфин подготовил предложения по дифференциации акцизов на бензин на 2009-2011

Согласно предложениям ставки акциза на наиболее качественный бензин (4-й и 5-й классы) будут ниже, чем сейчас. А существенный рост ставки на бензин 3-го класса с 2010 г. связан с тем, что в соответствии с утвержденным техническим регламентом его производство должно быть прекращено к концу 2009 г. Зато акциз на низкокачественный бензин (с октановым числом 80 и 92) вырастет уже с 2009 г.
Минфин считает, что увеличение акциза на низкокачественный бензин не должно привести к сильному росту цен: бензин с октановым числом до 80 может подорожать примерно на 1 руб./л. Разница в ставках должна обеспечить производителям возмещение затрат на повышение качества бензина, говорит чиновник.
Напомним, что согласно принятому 27 февраля регламенту «О требованиях к автомобильному и авиабензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» производители топлива должны закончить выпуск бензина Евро-2 до конца этого года, Евро-3 — до конца 2009 года, Евро-4 — до конца 2012 года. На стандарт Евро-4 производители бензина должны будут перейти уже к 2010 году. Реализация техрегламента находится под вопросом даже теоретически — стандарт "Евро" привязан к октановому числу, и если руководствоваться только им, то с 2009 года по России нельзя будет ездить на 80-м и 92-м бензинах. В частности, поэтому в техрегламенте предусмотрены исключения, позволяющие производить бензин с октановым числом 92 и ниже в течение 2009, 2010 и 2011 годов. Существуют и технологические проблемы. Стандарты выше "Евро-2" предусматривают ограничения по содержанию ароматических углеводородов и бензола. В России основным высокооктановым компонентом является риформат, в котором контролировать содержание этих компонентов невозможно. Для перехода на "Евро-4" и "Евро-5" заводам необходим ввод установок изомеризации, дающих высокооктановый компонент, отвечающий международным стандартам.
Нефтяники и сами не раз просили правительство дифференцировать налогообложение топливных производств, чтобы стимулировать модернизацию нефтепереработки.
По оценке аналитика ИФК «Солид» Дениса Борисова, для среднего российского НПЗ, если его не модернизировать, налоговая нагрузка в 2011 г. вырастет на 30%. Трудно судить, насколько предлагаемые меры простимулируют нефтяные компании к модернизации переработки, ведь у каждого завода своя специфика, своя экономика, рассуждает эксперт. С уверенностью можно лишь сказать, что идеи Минфина на руку компаниям, уже имеющим продвинутые НПЗ, — «Лукойлу» и ТНК-ВР, которые будут активно наращивать объемы переработки, полагает Борисов.
В среднем акцизы на бензин к 2011 г. вырастут на 48-52%, подсчитала Наталья Мильчакова из ФК «Открытие». Но это не ударит по доходам нефтяных компаний, так как рост налогов будет компенсирован подорожанием топлива, считает она. Оптовая цена на бензин увеличится за этот период на 55-60%, а розничная — на 60-70%, прогнозирует Мильчакова, отмечая, что дифференциация акцизов заставит нефтяников перейти на выпуск бензинов «Евро-4» и «Евро-5» и это внесет дополнительный вклад в рост цен на бензин, так как часть мощностей НПЗ придется закрыть на реконструкцию, что в краткосрочном аспекте сократит предложение нефтепродуктов в регионах. По мнению Мильчаковой, предложения Минфина могут встретить оппозицию в лице армии и сельхозпроизводителей, которые в больших количествах используют низкооктановый бензин. «Но топливное лобби сегодня заметно сильнее, так что эти предложения должны пройти», — заключает она.
Комментарии
Конфереция