Олег Дерипаска готовится развивать нефтепереработку с помощью активов «Русснефти»

Де-факто поволжские нефтедобывающие компании, входящие в «Русснефть», уже управляются новым хозяином – структурами бизнесмена Олега Дерипаски. Однако де-юре последнее слово остается за государством. В конце апреля Олег Дерипаска поделился своими планами в отношении компании «Русснефть» (РН), которой принадлежат основные нефтедобывающие активы второго эшелона в Поволжье. Он заявил, что покупка холдингом «Базовый элемент» («БазЭл») контрольного пакета РН может быть завершена в ближайшие месяцы. «Нам ничто не мешает закрыть сделку, мы ждем разрешения антимонопольных органов», — сообщил председатель наблюдательного совета «БазЭла» Дерипаска. И эта новость внесет серьезные коррективы в развитие поволжской нефтяной отрасли.
НК «Русснефть» — единственная крупная нефтяная компания России, созданная не в ходе приватизации государственных нефтедобывающих предприятий в начале 90−х годов прошлого столетия, а в результате консолидации активов работающих компаний (см. справку). Таким образом экс-президенту НК «Славнефть» Михаилу Гуцериеву к концу 2006 года удалось создать компанию, которая вошла в десятку крупнейших отечественных нефтедобытчиков. Однако тогда же началось и ее преследование: Федеральная налоговая служба (ФНС) обвинила РН в неуплате налогов, а на главу компании было заведено уголовное дело. Гуцериеву все же удалось избежать участи Михаила Ходорковского: осенью прошлого года он продал принадлежащий ему контрольный пакет «Русснефти» структурам Олега Дерипаски и покинул страну.
Дерипаска не смог сразу вступить во владение новым активом – Федеральная антимонопольная служба (ФАС) тянет с одобрением этой сделки уже более полугода, поскольку, по словам главы ФАС Игоря Артемьева, решение об этом будет вынесено только после того, как станет ясно, будут или нет акции «Русснефти» по иску ФНС взысканы в доход государства. Налоговые органы настаивают на этом с апреля 2007 года, но соответствующие судебные решения не приняты. Акции опальной компании до сих пор находятся под арестом.
Тем временем, судя по отчетам РН за четвертый квартал прошлого года (16,7 млрд чистого убытка) и высказываниям представителей компании, «Русснефть» уже погасила большую часть налоговых претензий. Кроме того, еще осенью 2007 года сменилось ее руководство — совет директоров компании по приглашению Олега Дерипаски возглавил Александр Корсик, который привел с собой из «Итеры» коллег, занявших посты вице-президентов РН. Все это говорит о том, что владелец «БазЭла» уверен в благополучном разрешении этого дела в свою пользу.
Закрытие сделки по приобретению «БазЭлом» «Русснефти» означает для Поволжья новый этап в развитии нефтяной отрасли. У него уже есть здесь один актив — «Самараинвестнефть» (СИН, входит в Объединенную нефтяную группу). Актив скромный, с дебетами меньше 100 тыс. тонн нефти в год. Однако управляющий СИН Евгений Толочек заявил, что благодаря крупным инвестициям объемы нефтедобычи этой компании в Самарской области растут в среднем на 20% в год и останавливаться не собираются. Судя по всему, сопоставимыми темпами будут развиваться в будущем и девять добывающих компаний «Русснефти», расположенных в Приволжском федеральном округе — в Республике Удмуртия, Ульяновской, Саратовской и Пензенской областях.
При этом, правда, основным приоритетом для развития своих нефтяных активов Олег Дерипаска обозначил не нефтедобычу и нефтеэкспорт, а нефтепереработку. Совокупные мощности трех нефтеперерабатывающих заводов (Краснодарский НПЗ, «Орскнефтеоргсинтез» «Русснефти» и Афипский НПЗ Объединенной нефтяной группы) составляют около 10 млн тонн в год. Сейчас этого достаточно. Однако амбициозные планы по развитию нефтяного бизнеса и удаленность этих НПЗ от основных мест добычи (два в Краснодарском крае и один в Оренбургской области) могут подвигнуть Дерипаску к новым приобретениям — в Поволжье.
Какие есть варианты? Три НПЗ, работающие на территории Самарской области, принадлежат «Роснефти», и ни с одним из них эта НК расставаться не собирается. В Татарстане свой НПЗ активно развивает местная группа «ТАИФ». В Нижегородской области есть нефтеперерабатывающее предприятие, принадлежащее «Лукойлу», но тот тоже не проявляет желания с ним расстаться. Не исключено, что, по мере развития нефтедобычи в Поволжье, «БазЭл» сделает предложение «ТНК-ВР» о покупке ее Саратовского НПЗ. Кстати, в 2005 году «ТНК-ВР» продала «Русснефти» свой основной добывающий актив в Саратовской области — «Саратовнефтегаз».
Комментарии
Конфереция