«Транснефть» потратит 20 млрд рублей на изменение маршрута трубопровода ВСТО-2 к северу от Хабаровска

«Транснефть» уступила просьбе Росприроднадзора изменить маршрут трубопровода ВСТО-2 к северу от Хабаровска. В результате этого смета проекта увеличится на 20 млрд руб. Удорожание проекта ухудшит и без того не самую привлекательную экономику трубопровода, предполагают аналитики.
«Транснефть» приняла решение о смещении маршрута трубопровода ВСТО-2 на север от Хабаровска, в результате которого протяженность участка от нефтеперекачивающей станции (НПС) «Сковородино» до спецморнефтепорта (СМНП) Козьмино должна увеличиться на 120 км. Как сообщил вице-президент «Транснефти» Михаил Барков, изменение трассы потребует дополнительного финансирования в объеме 20 млрд руб., благодаря развитой инфраструктуре в районе Хабаровска компания уложится в ранее установленные сроки.
Поводом для пересмотра маршрута стало письменное обращение замглавы Росприроднадзора Олега Митволя главе «Транснефти» Николаю Токареву, где содержалось предложение о корректировке маршрута ВСТО-2. Правда, позже это сообщение опроверг глава ведомства Владимир Кириллов. Причиной беспокойства представителей федерального ведомства стало несоответствие утвержденного маршрута экологическим нормам.
Изначально «Транснефть» рассматривала два варианта маршрута трассы ВСТО-2 (южный и северный) и выбрала первый в связи с наименьшей сложностью рельефа. Его планировалось провести к югу от Хабаровска, через реку Амур выше водозабора, в границах зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения — Тунгусского месторождения подземных вод. В целях обеспечения населения Хабаровска пресной артезианской водой, по данным Росприроднад­зора, в 2009 году должна быть запущена первая очередь водовода. Во избежание загрязнения источников питьевого водоснабжения Митволь предложил «Транснефти» «рассмотреть возможность прохождения трассы ВСТО-2 за пределами водоохранной зоны» к северу от города, а также обеспечить «соблюдение иных требований природоохранного законодательства».
Смена направления неизбежно приведет и к увеличению предварительной оценки стоимости строительства участка ВСТО-2, что уже и так происходило несколько раз. Так, в 2006 году вторая очередь нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан была оценена в 320—330 млрд руб., в 2007 году стоимость увеличилась до 353,66 млрд руб., в нынешнем году проект будет стоить на 20 млрд руб. дороже. И не исключено, что это не окончательная смета проекта. Однако бизнес-планы «Транснефти» в данном случае не сильно беспокоят Олега Митволя. «Мне отрадно, что компания, находясь между удорожанием проекта на 20 млрд руб. и здоровьем хабаровцев, все-таки выбрала второе», — добавил он.
Между тем, по мнению экспертов, очередное повышение затрат на проект сильно ухудшит его экономику. По мнению аналитика ИГ «КапиталЪ» Виталия Крюкова, удорожание ВСТО-2 на 20 млрд руб. будет способствовать увеличению сроков окупаемости трубопровода и снижению рентабельности. Впрочем, пока ТЭО второй очереди ВСТО не подготовлено, проблема увеличения сметы вряд ли будет стоять очень остро, считает директор департамента привлечения инвестиций НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Ален Розенталь. Для сравнения, первоначальная смета первой очереди ВСТО уже сегодня увеличилась почти вдвое. При этом проект пока еще не завершен. «Таким образом, более тщательное планирование маршрута второй очереди ВСТО может помочь «Транснефти» избежать глобальных перерасчетов», — полагает Розенталь. Аналитик ЮК «Яковлев и Партнеры» Александр Моховой уверен, что изменения срока ВСТО-2 скорее всего не будет, так как проект и без того затягивается. Но постоянная неопределенность со сроками ввода, а также увеличение капитальных вложений в строительство, по мнению Дмитрия Лютягина из ИК «Велес Капитал», может ударить по котировкам «Транснефти».
Комментарии
Конфереция