Цены на нефтепродукты в Петербурге будут расти: решить вопрос может только федеральное правительство

Правительство Петербурга обеспокоено ростом стоимости нефтепродуктов, а также тем, что стоимость нефтепродуктов на рынке Петербурга выше уровня цен на московском рынке. Как стало известно информагентству Аи92, вчера вице-губернатор Михаил Осеевский провел совещание с руководителями 16 топливных компаний Петербурга, по итогам которого пригрозил принять жесткие санкции с случае роста цен на бензин на АЗС. К 4 мая Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли должен подготовить по поручению губернатора Валентины Матвиенко меры по стабилизации ситуации на рынке нефтепродуктов с учетом предложений компаний. После этого планируется передать эти предложения от имени Петербурга как субъекта федерации в адрес Правительства РФ.
Справка www.au92.ru: Средние цены на топливо на АЗС Петербурга и Ленобласти, повышение за апрель
А76/80 - 18,56 (+1,33 руб. за апрель). Аи-92 - 21,66 (+ 1,08 руб. за апрель). Аи-95 - 23,79 (+ 0,79 руб. за апрель). Аи-98 - 26,57 (+ 0,92 руб. за апрель). ДТ - 22,61 (+1,57 руб. за апрель).

На совещании также был заслушан доклад председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Алексея Сергеева, который отметил, что происходящее на рынке нефтепродуктов Петербурга повышение цен связано с глобальными процессами в экономике. Внутренние цены на нефть в РФ привязаны к ценам мирового рынка и формируются по принципу вычитания экспортной пошлины из цены поставки на Запад. На российском рынке к этой «экспортной» цене добавляются также свои ценообразующие факторы и платежеспособный спрос. Таким образом, для российского рынка определяющей является цена на нефть на мировом рынке. В последние месяцы мировые цены на нефть постоянно растут, что стимулирует российских нефтяников продавать нефть на экспорт по высоким ценам.
Справка www.au92.ru:
Стоимость нефти марки Brent июньской поставки на мировом рынке вчера составила $116,73 за баррель. В России в период торгов нефть Brent подорожала со $110 до $115 за баррель, и российские продавцы подняли цены выше 10 000 руб./т. Но рынок оказался психологически не готов к таким ценам, и в итоге средняя цена составила 9300 руб./т (1240 рублей за баррель). Рост цен на нефтепродукты продолжится: с июня на 17% повысятся вывозные пошлины на нефть (до $400 за тонну) и нефтепродукты (светлые – до $282 за тонну, темные - $152 за тонну). Производители постараются максимизировать экспорт топлива в мае по старым пошлинам, что снизит предложение на внутреннем рынке.

Во всех регионах РФ в настоящее время сложилась одинаково сложная ситуация с ростом цен на рынке нефтепродуктов. Это подтвердили еще 9 апреля участники заседания совета директоров Российского топливного союза. Таким образом, это проблема федерального масштаба: производителей нефтепродуктов немного, и только они определяют цены на российском рынке. Подробно вопросы ценообразования рассматривались в исследовании «Анализ причин кризиса рынка нефтепродуктов» еще осенью 2007 года. А в условиях отсутствия независимой нефтепереработки в России олигополия на рынке нефтепродуктов гарантирована.
Давальцы, перекупщики и тем более независимые продавцы топлива не могут влиять на ценовую ситуацию. Ее определяют только нефтедобывающие компании (ЛУКОЙЛ, Роснефть, Газпром нефть, ТНК-BP), которые одновременно являются и нефтепереработчиками со своими НПЗ. В итоге получается тупиковая ситуация. Приоритетом для вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) является экспорт нефти и нефтепродуктов. Для ВИНКов проще продавать свою продукцию на экспорт, чем реализовывать ее на внутреннем рынке. В России цены на нефть и нефтепродукты все-таки меньше цен внешнего рынка. В связи с этим российский рынок рассматривается ВИНКами по остаточному принципу: сначала отправляется продукция на экспорт, потом – в свою сбытовую сеть. И только затем остатки отправляются на свободный рынок нефтепродуктов. В итоге последние полгода на российском рынке наблюдается постоянный дефицит нефтепродуктов, который только подстегивает цены к дальнейшему росту.
Т.е. все происходит по классической экономической теории: спрос превышает предложение со всеми вытекающими последствиями. Выигрывают в данной ситуации только те, кто торгуют дефицитным продуктом.
Отметим, что чаще всего при анализе рынка нефтепродуктов обращают внимание на розничные цены (которые, разумеется, являются индикатором рынка). При этом вся цепочка движения нефтепродуктов до АЗС (от производителя через оптовое звено) остается за рамками изучения причин роста цен. По крайней мере, именно так выглядят попытки правительства (как регионального, так и федерального) решить вопрос с ценами на бензин методом «договоренностей» с нефтяниками об искусственном замораживании цен на АЗС. Еще более странными выглядят угрожающие замечания чиновников в адрес розничных продавцов топлива: в случае повышения цен на АЗС представители власти обещают строгие санкции.
Таким образом, обреченность попытки решения ситуации с ценами на бензин становится еще более трагикомичной: рыночную экономику «разбавляют» административным регулированием цен в избранных отраслях. И попытки замораживания цен пока не показали положительного результата ни в сфере продовольственных товаров, ни в случае с бензином.
Сами участники топливного рынка говорят, что выход из ситуации есть – налоговое администрирование. Для такой крупной нефтедобывающей страны, как Россия, довольно странно иметь проблемы с поставками топлива на внутренний рынок. Однако что делать, если федеральное правительство сформировало налоговый режим в нефтяной отрасли таким образом, что выгоднее оказалось поставлять продукцию на внешний, а не на внутренний рынок? В таком случае вопрос о причинах дефицита и роста цен на бензин должен адресоваться явно не к розничным продавцам топлива.
Причем меры по стабилизации давно уже разработаны в правительстве: министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко сообщил, что Минпромэнерго предложило снизить налоговую нагрузку на нефтяную отрасль путем увеличения с $9 до $15 цены отсечения, не облагаемой НДПИ. Также министерство предлагает привязать акцизы к качеству нефтепродуктов и повысить экспортную пошлину на мазут, чтобы стимулировать производство более качественных нефтепродуктов. Однако принятие решения в правительстве почему-то тормозится уже не первый год.
Таким образом, проблема с постоянно растущими ценами на бензин (впрочем, дорожает ведь не одно топливо) может быть решена только на федеральном уровне, т.к. это вопрос макроэкономической политики и национального законодательного регулирования. Регионы не могут решить проблему на локальном рынке, и попытки властей ввести административное регулирование на региональных рынках приведут только к перекосам в экономической жизни региона и проблемам у коммерческих организаций.
Решение между тем остается на уровне нефтепереработки и оптового звена. Однако нефтяники отказываются признавать причину роста цен в оптовом звене, и готовы стабилизировать только розничные цены на АЗС. Но на такой популистский шаг компании готовы пойти только в силу того, что могут позволить своим АЗС работать в убыток, снимая прибыль в другом звене нефтяной промышленности.
Между тем рост оптовых цен на бензин привел к самому значительному падению рентабельности розничных продаж бензина с 2005 года. Расчетная маржа 2700 руб. с 1 т (с вычетом НДС) составляет предельный уровень рентабельности независимых АЗС. В апреле 2008 года розничная маржа упала до 1584 руб. с 1 т.
Комментарии
Конфереция