Нефтегазовые компании просят у Госдумы снизить налоги и смягчить лицензионные требования

Нефтегазовые компании рассказали Госдуме, в чем они нуждаются: в снижении налогов, бесплатной земле и смягчении лицензионных требований. Предложения сырьевики сформулировали в материалах, подготовленных для круглого стола в Госдуме. «Газпром нефть» и «Сургутнефтегаз» предложили освободить от экспортной пошлины поставки нефти с новых проектов, пока не окупятся инвестиции (в среднем на 10 лет). Сегодня при цене свыше $25 за баррель добывающие компании отдают бюджету 87 центов с каждого дополнительного доллара, говорит Денис Борисов из «Солида»: доля экспортной пошлины в налоговой нагрузке — 60-65%.
Переходить на стандарт топлива «Евро-4» нужно не с 2010 г., а на два года позже, считает «Лукойл». Большинству заводов потребуется масштабная модернизация, которая займет 4–8 лет. Для НПЗ переход обернется потерями в $500–750 млн ежегодно. Запрещать производство Аи-92 нужно не с 2012 г., а с 2016–2018 гг., иначе компании будут терять $2–2,5 млрд в год.
До выхода на окупаемость новые предприятия, перерабатывающие попутный нефтяной газ (ПНГ), тоже должны платить налоги по льготным ставкам, считает «Сибур-холдинг». Для компаний, утилизирующих попутный газ на 95-100%, должен быть пониженный НДПИ и на нефть, пишет компания.
Правда, чиновники и так решили снизить налоговую нагрузку для нефтяных компаний, напоминает Борисов. Благодаря предложенному Минфином увеличению минимальной цены на нефть, не облагаемой НДПИ, нагрузка снизится на 104,1 млрд руб. в 2009 г. А на налоге на прибыль нефтяники сэкономят благодаря другой идее финансового ведомства — ускоренному списанию на расходы затрат на приобретение лицензий (не в течение срока лицензии, а за два года).
Впрочем, полностью утилизировать попутный газ сегодня невозможно, констатируют компании. При аварии его придется сжигать, предупреждает «Сургутнефтегаз». Оборудование для переработки газа с большим количеством сероводорода и азота стоит очень дорого, сетует «Башнефть»: от новых месторождений можно требовать лишь минимального уровня утилизации.
«Газпром нефть» и ТНК-ВР считают, что срок геологоразведки в малоизученных и отдаленных районах (на Крайнем Севере, в Восточной Сибири, Якутии и НАО) нужно увеличить вдвое до 10 лет (сегодня этот срок действует только для разведки на шельфе и в море). Такой срок должен быть установлен для всех новых участков недр, уверен «Сургутнефтегаз».
Для «Транснефти» самый актуальный вопрос — льготные условия приобретения земли, на которой расположен трубопровод. До 1 января 2013 г. компания обязана переоформить право постоянного пользования на аренду участков или выкупить их за 2,5% от кадастровой стоимости.
Протяженность трубопроводов «Транснефти» — свыше 50 000 км, и компания предлагает бесплатно передать ей государственные и муниципальные земли, по которым проходят ее трубопроводы. В Минэкономразвития такие предложения не поступали, говорит чиновник ведомства: выкупная цена для таких компаний и так низкая.
«ТНК-ВР менеджмент» и «Сургутнефтегаз» уверены, что нужно прописать в законе «О недрах» возможность отклонения фактического уровня добычи нефти от проектного. Только Центральная комиссия по разработке и лицензионные комиссии должны решать, нарушает ли отклонение условия лицензии, считают они. Сегодня контролирующие органы часто обвиняют компании в превышении проектного уровня добычи.
Комментарии
Конфереция