Цены на бензин продолжают уверенный рост: чиновники не торопятся с решением проблемы

Нефтяники хорошо усвоили, что предвыборные обещания дают для того, чтобы их нарушать. Несмотря на их согласие с ноябрьским предложением министра промышленности и энергетики Виктора Христенко заморозить цены на топливо до марта, с тех пор еще не было ни одного месяца, когда бы бензин не подорожал. Теперь, когда выборы позади и заправки перестали быть политическим фактором, цены на них рванули вверх с удвоенной силой: в первую неделю марта на 0,3%, в последнюю — уже на 0,9%.
То ли еще будет. Эксперты говорят, что попытки удерживать цены заклинаниями в принципе не работают и, если правительство хочет помочь гражданам сэкономить на бензине, ему следовало бы отвязать налогообложение от мировых цен.
Ничего нового на этот раз правительство не придумало. Впервые широкомасштабный эксперимент с заморозкой цен на бензин провели еще осенью 2005 г., когда ведущие нефтяные компании добровольно объявили о моратории на повышение цен. Чуть позже к ним присоединились и менее крупные компании.
Правда, социально ответственный подвиг не только не принес участникам топливного рынка убытков, но даже оказался им выгоден. «Тогда цены заморозили на максимальном уровне. После чего опт пошел вниз, розница осталась на том же уровне, и все на этом хорошо заработали», — вспоминает президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. При этом нефтяники бодро отчитались о выполнении джентльменского соглашения, а правительство — о том, что сумело удержать официальную инфляцию на уровне запланированных на тот год 11%.
Нынешняя ситуация только на первый взгляд напоминает мораторий 2005 г. На этот раз руководители крупных нефтекомпаний тоже без лишних споров согласились с предложением министра зафиксировать розничные цены. Но выполнялось это соглашение далеко не так безупречно, как в 2005 г.: уже в декабре прошлого года бензин подорожал на 3,6%, в январе — на 1,4%, и только февраль принес едва заметное удорожание на 0,1%. Зато когда срок моратория официально истек, бензин взял свое: за март цены выросли на 1,7%. Причем если в Москве бензин стал дороже на 1,6%, то, например, в Перми — сразу на 4,8%. И на то, что цены скоро притормозят, рассчитывать не приходится: по данным председателя совета директоров Московского межрегионального нефтяного союза Юрия Зуева, оптовые цены увеличились за март на 20%, до 22 500 руб. за 1 т. «Опт пошел вверх в феврале, когда розница была еще заморожена. Поэтому все понимали, что после выборов цены скакнут: рознице нужно было отработать упущенное», — констатирует Аркуша.
Не смогли сдержать рост даже грозные предупреждения главы Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева. Он еще в феврале грозил многомиллионными штрафами тем компаниям, которые осмелятся взвинчивать цены на топливо после окончания выборов. Но обещанных тысяч дел пока не возбуждено, да и если расследования начнутся, вряд ли удастся доказать вину многочисленных владельцев АЗС. Сейчас средняя наценка по Москве — менее 10%. Это даже ниже уровня рентабельности, защищает владельцев Юрий Зуев. Причина подорожания бензина — совсем не в сговоре участников розницы.
Главная причина того, что бензин продолжает дорожать, — это рост цен на нефть на мировых рынках, уверен аналитик Альфа-банка Константин Батунин. Если еще в январе нефть торговалась в районе $90 за баррель, то с февраля цены поползли вверх и достигли к концу прошлой недели $110 — и, похоже, это не предел.
Зуев говорит, что на этот раз положение усугубили и другие факторы. С начала апреля и до 22 мая частично закрылся на ремонт Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ): в апреле будет произведено лишь 64 700 т бензина, на 57% меньше, чем в марте. Ремонт начался и на «Ярославнефтеоргсинтезе», и еще на пяти НПЗ, говорит Юрий Зуев. Правда, в руководстве МНПЗ сообщили, что перед началом ремонта завод накопил достаточный запас, чтобы без перебоя снабжать розницу до конца мая. С другой стороны, уфимские НПЗ, на которые ориентируется вся отрасль, еще в марте увеличили стоимость переработки на 40%, и это тоже не может не сказаться на розничных ценах.
Вполне возможно, что наиболее пострадавшими окажутся как раз те самые розничные торговцы, которых и обвиняют во всех смертных грехах. Сейчас идет целенаправленная работа по выдавливанию малого и среднего бизнеса из этой отрасли, уверяет Зуев. Сегодня доля «цивилизованной розницы» (принадлежащей нефтяникам) на московском бензиновом рынке составляет 40%, но в последнее время нефтяные компании стали особенно активно не только строить новые автозаправки, но и скупать существующие, и для выполнения последней задачи высокие цены — хороший аргумент.
Какими будут цены на бензин в ближайшие месяцы, предсказать не берется никто. «Неблагодарное это дело», — оправдывается Константин Батунин. Но вполне вероятно, что как минимум в апреле топливо дорожать не будет. С 1 апреля вступили в действие новые пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов, привязанные к повысившейся в последние месяцы цене нефти, и теперь нефтяным компаниям выгоднее перерабатывать нефть в России и поставлять ее на внутренний рынок, говорит Батунин.
Но это, конечно, временная мера. Как-то стабилизировать ситуацию с ценами на топливо может только правительство, но чиновники даже и не собираются что-то предпринимать, негодует Евгений Аркуша. И речь вовсе не об очередном моратории на повышение цен — проследить за исполнением соглашения так, как это делают, например, кемеровские власти, не у всех регионов хватает решимости. Необходимо менять правила игры на рынке. «Много говорилось об отвязке налога на добычу полезных ископаемых от мировых цен, потому что подорожание барреля на $10 автоматически приводит к росту цены тонны сырой нефти на 500 руб. Но на деле ничего не происходит», — говорит Аркуша. А заморозкой цен ничего не добьешься: как только им предоставляют свободу, все быстро возвращается на круги своя.
Комментарии
Конфереция