Анализ оптового и розничного рынка нефтепродуктов Псковской области: олигополия и постоянно растущий спрос приводят к росту цен

Информационное агентство Аи92 www.au92.ru публикует отчет Псковского УФАС России о ситуации на оптовом и розничном рынках нефтепродуктов Псковской области. Автором данного отчета является Владимир Кобыжча - руководитель Псковского УФАС.
Особенности рынка нефтепродуктов Псковской области
Рынок нефтепродуктов в Псковской области весьма специфичен. Его отличия от аналогичных рынков других регионов России определяются многими факторами, среди которых наиболее существенными представляются два из них. Первый фактор – это географическое положение Псковской области, которая является единственным субъектом Российской Федерации, граничащим сразу с тремя государствами: на западе – с Эстонией (протяжённость границы 270 км) и Латвией (214 км), на юге - с Белоруссией (305 км). Второй фактор – отсутствие на территории области собственных нефтеперерабатывающих заводов, вследствие чего местные оптовые поставщики вынуждены закупать бензин, дизельное топливо и другие нефтепродукты у нефтеперерабатывающих предприятий Киришей, Ухты, Москвы, Рязани, Ярославля и других городов. Рынки производства, оптовой и розничной реализации нефтепродуктов в Российской Федерации в целом относятся к вертикально интегрированным. На них доминирующее положение занимают крупные вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК), которые занимаются производством и реализацией нефтепродуктов по всей технологической цепочке: добыча нефти – переработка (производство бензинов, дизтоплива, мазута, машинных масел) – оптовая торговля – розничная торговля через систему фирменных АЗС. Вертикальная интеграция приводит к высокой экономической концентрации, отсутствию внутреннего конкурентного рынка нефтепродуктов, устранению объективных ценовых индикаторов, непрозрачности работы ВИНК и длинной цепочке перепродавцов нефтепродуктов.
Оптовый рынок нефтепродуктов
В настоящее время на оптовом рынке нефтепродуктов Псковской области действует три основных оператора - ООО «Сбытовое объединение «Псковнефтепродукт», которое является дочерней компанией ВИНК «Сургутнефтегаз», ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» (дочерняя компания ВИНК «ЛУКОЙЛ») и ООО «Псковская топливная компания». На долю первого приходится около двух третьих оптовых поставок нефтепродуктов в Псковскую область, на долю двух остальных - около четвёртой части рынка. Кроме перечисленных хозсубъектов на региональном рынке работают и независимые компании: ООО «Трейдер», ООО «ПАНОЙЛ», ООО «АРИС-Псков», ООО «Топливо-Стоматология», которые закупают нефтепродукты преимущественно у ВИНК. Цены на данную продукцию формируются производителями. Наиболее крупные хозяйствующие субъекты области имеют прочные хозяйственные связи с производителями нефтепродуктов, что дает им заметное преимущество перед потенциальными конкурентами, желающими войти на данный рынок. Однако следует отметить, что в целом в последние три года в Псковской области наблюдается стабильная, своевременная и бесперебойная поставка нефтепродуктов на действующие АЗС.
Розничный рынок нефтепродуктов
На рынке по розничной реализации нефтепродуктов Псковской области осуществляют хозяйственную деятельность в общей сложности 7 хозяйствующих субъектов. Доминирующее положение занимает ООО «Псковнефтепродукт» (доля его реализации в последнее время колеблется в пределах 76-80%). Крупными продавцами в розницу (объемная доля реализации более 5% розничного рынка нефтепродуктов по любой товар-ной группе), являются также ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» (доля реализации от 5 до 12%), ООО «Трейдер» (доля реализации 11-18%). На розничном рынке действует более 140 автозаправочных станций, принадлежащих различным операторам, при этом примерно половина АЗС (73 шт.) в области принадлежит «Псковнефтепродукту». Через Псковскую область проходят две федеральные автомагистрали: Москва - Рига и Санкт-Петербург – Киев - Одесса (с ответвлениями на Вильнюс в городе Острове, на Ригу - в городе Пскове). Особенностью розничного рынка нефтепродуктов Псковской области является то, что хозяйствующие субъекты стараются разместить свои АЗС на автомагистралях, поближе к таможенным переходам границ Эстонии, Латвии и Белоруссии. Это связано с тем, что в соседних государствах цены на нефтепродукты в среднем примерно в полтора раза выше, чем у операторов Псковской области. Наша область служит звеном, соединяющим огромный российский рынок и рынки европейских стран. Поэтому на АЗС, расположенных вблизи таможенных переходов, существует повышенный спрос на бензины и дизельное топливо со стороны фирм, осуществляющих хозяйственную деятельность в соседних государствах, а также фирм, занимающихся грузоперевозками через Российскую границу. По причине приграничного географического положения Псковской области в регионе имеет место нелегальный вывоз в приграничные республики автобензина и дизельного топлива без оплаты таможенных пошлин.
Анализ спроса не нефтепродукты:
Покупателями на розничном рынке нефтепродуктов Псковской области выступают в первую очередь владельцы транспортных средств – как частные, так и корпоративные. Согласно данным управления ГИБДД УВД Псковской области, по состоянию на 01.01.2007 года в регионе было зарегистрировано 158603 единицы автотранспортных средств, из них легковых – 130040 штук, грузовых - 24930 штук, автобусов – 3633 штук. Специфика розничного рынка Псковской области состоит в том, что количество единиц транзитного автотранспорта, в том числе и иностранных, проходящих через территорию области и заправляющихся на её автозаправочных станциях, значительно превосходит число «местных» псковских автомобилей. Подсчитано, что за последние два года по автотрассам Псковской области проходило около 500-600 тысяч единиц транзитного автотранспорта, причём это были в основном большегрузные автопоезда («фуры»), топливные баки которых по объёму значительно превышают вместимость баков местных автомобилей (по преимуществу легковых). Таким образом, можно утверждать, что основными розничными потребителями нефтепродуктов (как по количеству, так и тем более по общему объёму) являются отнюдь не местные, а транзитные большегрузные автотранспортные средства.
Насыщенность рынка АЗС, концентрация
Вследствие этих причин автозаправочные станции на территории Псковской области расположены крайне неравномерно. Так, в г.Пскове имеет место дефицит АЗС. При автопарке в 74 тысячи автомобилей в областном центре 18 АЗС, тогда как в г.Великие Луки сколько же АЗС на 34 тысячи автотранспортных средств. Понятно, что розничный рынок бензина в Великих Луках более конкурентный, чем в Пскове, хотя и там, и здесь общее число заправок ещё недостаточное для полноценной и честной конкуренции между ними. В то же время в г.Печоры на 4 тысячи автотранспортных средств приходится 6 АЗС, но через Печоры идет большой поток транзитного транспорта из Эстонии. Остальные 96 АЗС расположены в 23-х районах области, причем весьма неравномерно. Например, в тех районах, по территории которых проходят автотрассы федерального значения Санкт-Петербург – Киев (с ответвлением Псков – Ст. Изборск – Рига) и Москва – Рига (а это Струго-Красненский, Псковский, Печорский, Островский, Пустошкинский, Себежский, Новосокольнический, Великолукский районы), имеется по 5 – 10 заправочных станций. При этом самая большая концентрация АЗС приходится на приграничные с Эстонией и Латвией участки этих автодорог. Так, только в районе российско-эстонского пограничного перехода возле населённого пункта Шумилкино имеется 4 АЗС, причём по своему обороту (объёму продаж) они значительно превосходят заправки, расположенные дальше от границы. Как говорилось выше, это объясняется тем, что цена бензина в России до сих пор на порядок ниже, чем в соседних государствах Евросоюза, поэтому все идущие через Шумилкино большегрузные транзитные автомобили заправляются на этих АЗС «на полную катушку», причём когда пересекают границу и в одном, и в другом направлении. Такая же ситуация имеет место и на АЗС, расположенных возле других таможенных переходов. В то же время на территории других районов области, «обделённых» федеральными трассами, таких как Палкинский и Красно-городский, имеется всего по одной АЗС. Понятно, что розничный рынок бензина здесь является монопольным.
Основные игроки розничного рынка нефтепродуктов
Что касается операторов розничного рынка, то крупнейшим из них, как указывалось выше, является ООО «Псковнефтепродукт». Из 73 АЗС, принадлежащих этой компании, 16 расположено на федеральных трассах, 25 - в городах, 22 - в районах и 10 - на таможенных переходах. У ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» 9 автозаправочных станций, из которых 3 расположены на федеральных трассах, 1 АЗС расположена на таможенном переходе, 2 - в городе Пскове, 1 - в Печорах, 1 - в Новоржеве. У ООО «Трейдер» 7 АЗС, из них 4 расположены на федеральных трассах (Петербург-Киев - 2, Москва-Рига - 1, на пересечении автомагистралей Москва – Балтия и Великие Луки – Усвяты - 1), 2 - в городе Пскове и 1 - в Пыталовском районе. Развитие крупных и доминирующих хозяйствующих субъектов на розничном рынке нефтепродуктов происходит в основном за счет строительства новых АЗС, модернизации старых АЗС, поглощения (путём покупки) АЗС, принадлежащих мелким участникам рынка. ООО «Псковнефтепродукт», занимающее доминирующее положение на розничном рынке нефтепродуктов Псковской области, для укрепления своих позиций планомерно осуществляет строительство новых и реконструкцию старых АЗС. В 2006 году эта компания ввела в действие 3 новых АЗС, в 2007 году – ещё две. Из 73 АЗС, принадлежащих ООО «Псковнефтепродукт», 56 станций реконструировано, 3 АЗС приобретено у ООО «Арис-Псков». Подсчитано, что для постройки и оборудования новой современной АЗС необходимо от 700 тысяч до 1 миллиона долларов, зато окупиться эти затраты могут (при условии удачного расположения АЗС) даже в течение года. По этой причине количество АЗС увеличивается с каждым годом, как в Пскове, так и в области. (Можно отметить, что в Москве такая тенденция наблюдается с середины 90-х годов. Там только в 1995 году было построено более 400 автозаправок). Реконструкция действующих АЗС также требует больших вложений. Вследствие этого барьером для входа на розничный рынок нефтепродуктов рынок следует считать значительные финансовые ресурсы, необходимые для реконструкции старых АЗС и постройки новых станций. Подтверждением наличия барьеров на этом рынке служат факты ухода с рынка ряда хозяйствующих субъектов. Так, только в 2006 году рынок розничной реализации нефтепродуктов Псковской области покинули два хозяйствующих субъекта: ЗАО «Ресурс-Ойл Плюс» и ООО «Балтика».
Конкуренция на рынке нефтепродуктов: олигополия на продукт с неэластичным спросом
Тем не менее розничный рынок нефтепродуктов по своей экономической природе следует признать конкурентным. Однако в настоящий момент на территории Псковской области общее количество АЗС и расстояния между ближайшими заправками ещё не такие, чтобы можно было говорить о полноценной конкуренции между ними. Пожалуй, конкурентные локальные рынки сложились в очень немногих местах на территории области, где на небольшом участке располагается значительное количество АЗС, принадлежащих разным операторам, вследствие чего они вынуждены по-настоящему конкурировать между собой. Конкуренция эта ведётся как по ценовым параметрам, так и неценовым факторам, таким как ассортимент бензинов и масел, наличие кафе и магазина сопутствующих товаров, наличие или отсутствие туалета, культура и быстрота обслуживания и пр. Такие конкурентные или почти конкурентные локальные рынки сложились в районе пограничного перехода Шумилкино, в Печорах, в районе пересечения Гдовского и Ваулиногорского шоссе в Пскове, возле виадука на Ленинградском шоссе в г. Пскове, на выезде из Великих Лук на трассу Москва – Рига. В целом же сегодня можно говорить о наличии в Псковской области олигополистического розничного топливного рынка, на котором действует небольшое количество продавцов, реализующих к тому же очень специфические продукты – бензин и дизельное топливо. Специфические потому, что как продукты они не имеют заменителей, вследствие чего спрос на них крайне неэластичен. Это означает, что при росте цены, скажем, на 10 процентов, объём спроса у отдельного потребителя сокращается намного меньше (на 1-2 процента), а у многих потребителей даже не сокращается, а растёт. К их числу относятся в первую очередь крупные грузовые и пассажирские автотранспортные предприятия, которые постоянно наращивают парк принадлежащих им транспортных средств и увеличивают объём пассажирских и грузовых перевозок. Например, автобусный парк города Пскова (ГППО «Псковпассажиравтотранс»), имеющий около 150 автобусов и постоянно покупающий новые машины, каждый день, независимо от роста цен, должен выпускать на маршруты все свои исправные автобусы, заправленные «под завязку». То же самое относится и к другим автотранспортным предприятиям, которые из года в год увеличивают объём перевозок. Так, только за 2007 год объём грузовых перевозок автопредприятий Псковской области вырос на 13,9% (в тонно-километрах). Кроме того, если у отдельного потребителя при росте цены на бензин индивидуальный спрос может несколько сократиться, то общее число потребителей, как и совокупный литраж двигателей внутреннего сгорания, потребляющих нефтепродукты, постоянно и неуклонно растут. У нас в области парк автотранспортных средств в 2004-2006 годах увеличивался примерно на 10 процентов в год. В 2007 году автомобильный рынок России вырос в целом на 20 процентов, в Псковской области картина примерно такая же – страна переживает автомобильный бум. Отсюда и кажущийся парадокс бензинового рынка: при росте цены совокупный спрос не сокращается, а растёт. Этим и пользуются нефтяные компании, поднимая цены. Особой чертой олигополистических рынков является постоянная «игра» его участников друг с другом. Все игроки на топливном рынке полностью взаимозависимы. Они зорко следят друг за другом. Если среди них найдется один наиболее «ушлый», который захочет резко снизить цену, чтобы за счет значительно возросшего объема продаж увеличить свой доход, то ему не поздоровится. Поэтому олигополистам легче между собой сговориться, чем конкурировать. Антимонопольные органы называют такие сговоры олигополистов «согласованными действиями» или «картельными соглашениями». Однако фактов сговора на местном рынке нефтепродуктов между компаниями ни разу не выявлялось. На практике доказать сговор практически невозможно. Дело в том, что те хозяйствующие субъекты, которые сговариваются, об этом в антимонопольные органы не сообщают и совместных резолюций не принимают. Если они это делают, то тайно. Поэтому подобные олигополистические рынки представляют для экономики страны наибольшую опасность с точки зрения «разгона» инфляции. Именно на них в первую очередь и растут цены. (Чего не скажешь о монопольных рынках: они не столь страшны, поскольку, к примеру, естественные монополии находятся под контролем государства, их цены и тарифы устанавливаются уполномоченными госорганами). А олигополистические рынки настолько сложны по своей структуре, что государство их практически не может контролировать. Итак, в целом розничный рынок нефтепродуктов Псковской области можно охарактеризовать как преимущественно олигополистический, на котором намечается тенденция перехода к конкуренции.
Причины роста цен на нефтепродукты
Тем не менее конкуренция между операторами розничного рынка не настолько высока, чтобы противодействовать общей тенденции повышения цен, которая определяется в первую очередь динамикой мировых цен на нефть, а также ценовой политикой крупнейших российских вертикально интегрированных нефтяных компаний. Другими причинами роста цен на нефтепродукты являются: сезонность, ремонты и реконструкция нефтеперегонных заводов, негибкая налоговая и таможенная политика, регионализация производства (добыча и переработка нефти ведутся в основном в Сибири, на Дальнем Востоке, а в нашем Северо-Западном федеральном округе имеется всего два нефтеперерабатывающих завода – в Киришах и Ухте, причём последний – ОАО «Ухтанефтепереработка» - в 2007 году работал фактически только в сентябре-декабре). Несмотря на все перечисленные факторы, средние розничные цены на бензин в Псковской области остаются одними из самых низких по сравнению с ценами Северо-Западного и Центрального регионов, даже после существенного скачка цен в октябре-ноябре 2007 года. Так, в декабре 2007 года средняя цена на бензин марки А-95 в Псковской области была ниже цены Калининградской области на 7,7%, Тверской области - на 2,4%, Санкт-Петербурга - на 3,1%. Средние цены на бензин АИ-92 в Новгородской и Псковской области были примерно одинаковыми. Средняя цена дизельного топлива в нашем регионе была ниже цен Калининградской области на 7,5%, Тверской области - на 1,1%, г. Санкт-Петербурга - на 4,9%, Новгородской области - на 4,2%, Ленинградской области - на 2%.
Выход из ситуации – строительство НПЗ под Великими Луками
В целом, подводя итог проведённому анализу, можно сделать вывод о том, что несмотря на существенную зависимость регионального рынка нефтепродуктов от проходящей по территории области границы с тремя государствами, а также от основных поставщиков, находящихся за пределами Псковской области, цены на бензин и дизельное топливо у нас остаются ниже, чем у российских соседей, и тем более – чем у иностранных. Ликвидировать свою зависимость от приграничного положения Псковская область вряд ли когда-нибудь сумеет. Да этого и не нужно: кажущийся недостаток рынка со временем можно превратить в преимущество Лучшим вариантом для Псковской области стало бы планирующееся строительство собственного нефтеперерабатывающего завода под Великими Луками. Эта стройка помогла бы одновременно решить две важные задачи: сократить поставки сырой нефти в Белоруссию, из которой наши соседи делают бензин, не делясь полученными доходами с Россией, а главное – ликвидировать зависимость от внешних (российских) поставщиков нефтепродуктов и обеспечить потребителей Псковской и соседних с ней областей современным экологически чистым топливом.
Автор -
Кобыжча Владимир Иванович Руководитель Псковского УФАС России
Руководитель Псковского УФАС России Биография: Кобыжча Владимир Иванович родился 26 января 1953 года в семье военнослужащего. В 1970 году окончил (с золотой медалью) среднюю школу, после школы работал электромонтером, затем служил по призыву в рядах Советской Армии (в Воздушно-Десантных войсках) на должностях рядового состава. В 1974 году поступил на экономический факультет Ленинградского государственного университета, который и окончил в 1979 году с дипломом экономиста - преподавателя политической экономии. По окончании университета был направлен по распределению в Псковский филиал Ленинградского политехнического института, где проработал преподавателем кафедры экономики и организации производства до декабря 1986 года. С декабря 1986 по декабрь 1989 года проходил обучение в очной аспирантуре при экономическом факультете ЛГУ, защитил там кандидатскую диссертацию по специальности «политическая экономия» и получил учёное звание «кандидат экономических наук». За годы обучения в университете и аспирантуре неоднократно принимал участие в работе студенческих строительных отрядов в качестве бойца, бригадира и командира ССО, освоив при этом почти все строительные специальности. С января 1990 по 31 декабря 1991 года В.И.Кобыжча вновь работал преподавателем в Псковском филиале С-Петербургского государственного технического университета, а в январе 1992 г. был переведён в Псковское территориальное управление Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации (в настоящее время - Федеральная антимонопольная служба), где до мая 1999 г. занимал должность заместителя начальника (руководителя) управления. Имеет классный чин «Государственный советник Российской Федерации 3-го класса». В январе-мае 1995 г., успешно выдержав предварительный конкурсный отбор, прошел обучение по курсу «Прикладная рыночная экономика» (на английском языке) в Объединенном Венском институте Всемирного Банка. С августа 1999 по январь 2002 года В.И.Кобыжча преподавал в Псковском филиале С-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, а с января 2002 г. работал заведующим кафедрой - заместителем директора Филиала Северо-Западной академии государственной службы в г.Пскове. Проводил занятия по курсам «экономическая теория», «государственное регулирование экономики», «антимонопольное регулирование». В марте 2005 года избран по конкурсу на должность руководителя управления ФАС России по Псковской области. Свободно владеет английским языком, читает на испанском, французском и немецком языках.
Комментарии
Конфереция