Автозаправочным станциям предложили комплексные интеллектуальные системы безопасности

Автозаправки перестали быть просто пунктами, где в баки машин заливается топливо. Для более комфортного, полного и, главное, быстрого обслуживания клиентов АЗС превращаются в целый комплекс, включающий как собственно заправочные колонки и хранилища топлива, так и магазины, мойки, кафе, банкоматы и т.д. Чтобы эффективно защищать и контролировать работу всей этой инфраструктуры, внедряются различные системы видеонаблюдения и безопасности. Между тем будущее — за многоуровневыми интеллектуальными системами управления, которые способны превратить обыкновенную АЗС в единый нейроинформационный организм. Он будет способен самостоятельно следить за исправностью всех систем внутри станции и даже бороться с чрезвычайными ситуациями, кражами и мошенничеством, время от времени происходящими на подавляющем большинстве АЗС. Основой системы, отвечающей за безопасность и видеонаблюдение, может стать универсальная интеллектуальная платформа безопасности.
«Многофункциональная программная платформа «Интеллект», разработанная нашей компанией, включает в себя систему видеонаблюдения, модули распознавания номеров автомобилей, контроля кассовых операций и транзакций банкоматов, а также модули управления охранной и пожарной сигнализацией и многое другое, — рассказал Александр Чижов, директор по развитию продуктов компании ITV. — Комбинируя эти модули, можно создавать решения для различных предприятий, оптимально соответствующие по конфигурации и функциональности тем задачам, которые перед ними ставятся. А автоматизация реакций на события снижает влияние человеческого фактора на работу системы и позволяет использовать ее на критически важных объектах. При этом можно действовать по принципу от простого к сложному, наращивая функциональность системы по мере необходимости».
На сегодняшний день очень многие системы, устанавливаемые на автозаправках и в торговых залах, не способны справиться с теми задачами, которые на них возлагались при разработке. Главным действующим лицом продолжает оставаться человек, он просматривает видеоизображение на мониторах и следит за поведением клиентов. Однако уследить за всем невозможно, и эффективность системы может оказаться значительно ниже, чем рассчитывал владелец АЗС при ее установке. Большую роль играет и качество изображения. Так, на одной из АЗС Московской области установленные черно-белые камеры во время грабежа если и фиксировали нападавших, то опознать их по видеозаписи было практически невозможно. Решение этих проблем может быть найдено в установке интеллектуальной системы видеонаблюдения «Уже применение детектора движения, который позволит привлечь внимание оператора к подозрительной активности, может заметно повысить эффективность видеонаблюдения, — поясняет Александр Чижов. — А объединение всех систем безопасности и использование специализированных модулей, скажем, распознавания номеров автомобилей и контроля кассовых операций, даст возможность существенно повысить защищенность всего автозаправочного комплекса и эффективно бороться, к примеру, с потерями в торговле».
На АЗС, особенно загородных, нередки случаи вымогательства, отъема денег, ограбления и нападения на кассиров, хищения имущества, хулиганства. Кроме того, автозаправки — это объекты повышенной опасности. Достаточно искры, чтобы находящиеся на территории АЗС горючие материалы вспыхнули. Последствия таких ЧП катастрофичны. Нельзя также забывать и о контроле за соблюдением технологии слива топлива, ведь качество основной продукции АЗС — горючего — является залогом их успешной деятельности.
Действие интеллектуальной системы можно проиллюстрировать на нескольких примерах. Нередки случаи, когда некоторые клиенты АЗС, походив по торговому залу и купив небольшой товар вроде бутылки воды, уезжали не расплатившись. Бороться с ними было трудно, потому что заправщик не всегда запоминал лица мошенников и номера их автомобилей. Между тем интеллектуальная система справляется с этой задачей. Так, технология распознавания автомобильных номеров фиксирует номерные знаки въезжающих на заправку машин. Затем, анализируя архив системы видеонаблюдения, можно вычислить мошенника, получить номер его автомобиля и занести в некий черный список клиентов, за которыми необходим дополнительный конт­роль. При следующем появлении машины на станции система подаст сигнал оператору, и он будет особенно внимательно следить за ее владельцем вплоть до оплаты чека. В случае повторной попытки мошенничества сотрудники АЗС могут пресечь ее и провести с клиентом разъяснительную беседу.
Эту же систему можно применять и для контроля качества топлива. Номера бензовозов сохраняются в базе данных, и при обнаружении некачественного топлива останутся доказательства того, каким образом оно попало на АЗС. А системы контроля кассовых операций и транзакций банкоматов позволят бороться с недобросовестными кассирами и вычислять мошенников, действующих на загородных шоссе. При этом, используя распознавание номеров, можно будет получить из базы данных номера их автомобилей.
В случае срабатывания датчика пожарной или охранной сигнализации комплекс­ная система автоматически выведет на монитор оператора крупное изображение с камеры, расположенной в проблемной зоне. Таким образом, оператор может оперативно оценить обстановку и принять правильное решение: вызывать милицию, пожарную охрану или вообще ничего не делать, если срабатывание окажется ложным. «Для лучшей эффективности подобных систем необходима грамотная установка камер, — говорит менеджер по информбезопасности компании «Информзащита» Михаил Савельев. — Кроме того, возможно расширить функциональность системы видеонаблюдения распознаванием лиц и автоматической идентификацией личности. И подобные алгоритмы сейчас активно развиваются».
Комментарии
Конфереция