«Транснефть» может обеспечить четкую работу товарного клиринга на бирже нефтепродуктов – Сергей Маслов

На прошлой неделе премьер-министр России Виктор Зубков заявил о скором создании товарно-сырьевых бирж. Первая из них, торгующая нефтепродуктами, должна появиться уже в мае. Одной из основных причин создания биржи стало отсутствие прозрачности торговых отношений в России. Компании, работающие на площадке, будут стимулироваться государством. О том, что необходимо сделать, чтобы биржа начала полноценно функционировать, рассказал президент «Транснефтепродукта» СЕРГЕЙ МАСЛОВ.
— Есть ли сейчас реальная необходимость создавать товарно-сырьевую биржу для торговли нефтепродуктами?
— Нынешняя ситуация на рынке требует создания биржи, где был бы доступ к покупке нефтепродуктов. Система торговли через биржу делает торговые отношения более прозрачными, позволяет налоговым органам контролировать сделки, способствует развитию конкуренции. Биржевой механизм более понятен и открыт при установлении цены на товар. Также необходимость создания биржи связана с обеспечением регионов, армии, Министерства внутренних дел. Муниципальным образованиям больше не придется проводить, как сейчас, тендеры на закупку нефтепродуктов, процеду­ра это довольно длительная и сложная, достаточно будет просто прийти на биржу. Во всех развитых странах нефтепродукты проходят через биржевые торги.
— Какие механизмы необходимы для ее нормального функционирования?
— Чтобы биржевой механизм работал, в первую очередь необходимо, чтобы работали две его составляющие: финансовый клиринг и товарный клиринг. Четкую работу товарного клиринга может обеспечить «Транснефть», так как ее диспетчерские службы имеют в режиме онлайн четкую информацию о наличии нефти и нефтепродуктов в системе. Соответственно, у «Транснефти» и ее подразделения «Транснефтепродукта» есть механизмы доставки нефтепродуктов внутри России, в случае заключения определенных сделок компании могут использовать свои возможности по хранению нефтепродуктов и по их доставке потребителю. Крупнейшие российские банки, такие как Газпромбанк, ВТБ, Сбербанк, Альфа-банк, смогут создать второй основной для биржи элемент — финансовый клиринг, дающий точную гарантию оплаты поставленного товара. Банки также должны контролировать средства брокерских компаний и в случае необходимости финансировать некоторые их сделки. Что касается акционеров, то, по моему мнению, в акционерном капитале должны быть не только госкомпании, но и специализированные компании, которые занимаются нефтью и нефтепродуктами.
— Сейчас существует Санкт-Петербургская товарно-сырьевая биржа. Для чего нужно создавать новую?
— Не мое дело критиковать Санкт-Петербургскую биржу, но есть определенный показатель, если торги не идут в том объеме, в котором они должны проходить, значит, не хватает какого-то механизма, упомянутого финансового или товарного клиринга, а какого именно (или обоих сразу), пусть смотрят хозяева биржи. Площадка для торгов там есть, но она не адаптирована к торговле нефтепродуктами. Биржевая площадка должна четко рассчитывать все транспортные составляющие, полностью вести расчет, чтобы брокерские конторы, которые занимаются торгами на этой площадке, четко видели, что они покупают, в какой пункт и по какой цене они могут доставить товар и каким транспортом: трубопроводным, автомобильным или железнодорожным. Кстати, биржа в Санкт-Петербурге изначально создавалась как временная. Сейчас есть поручение президента РФ Владимира Путина создать товарно-сырьевую биржу. Этим вопросом занимается Минэкономразвития, и поручение оно выполнит.
— Захотят ли нефтяные компании идти на торговую площадку?
— Есть мнение, что надо заставить нефтяные компании идти на биржу в директивном порядке, особенно компании с участием государства. Я считаю это неправильным, силовые методы здесь не будут эффективными. Нужно создать хороший механизм, чтобы у компаний, в частности трейдерских и брокерских, был интерес участвовать в биржевых торгах.
— Понадобятся ли какие-либо изменения в законодательстве РФ для обеспечения работы товарно-сырьевой биржи?
— Чтобы механизм биржи работал, необходимо откорректировать около десяти пунктов в законодательстве. Нужно стимулировать участников рынка, возмещая без задержек НДС. Фьючерсные контракты после заключения сразу облагаются НДС, притом что деньги за товар будут получены позже, организациям такая система невыгодна. Соответственно, этот механизм пока не работает, и это нужно исправить.
Комментарии
Конфереция