Братьев Заславских обвинили в разглашении коммерческой тайны

ФСБ России вчера объяснила причину выемок документов, проведенных накануне в офисах ТНК-ВР. Оказалось, что следственные действия проводились в рамках расследования уголовного дела сотрудника компании "ТНК-ВР Менеджмент" Ильи Заславского и его брата Александра, являющегося руководителем проекта Британского совета "Клуб выпускников", которых ФСБ перед обысками обвинила в промышленном шпионаже. "Компания оказывает содействие правоохранительным органам в рамках проводимого ими расследования",— официально заявляют в ТНК-ВР, а неофициально обращают внимание на то обстоятельство, что для выемки документов по рядовому сотруднику чекисты зачем-то осмотрели офисы ТНК-BP и BP.
До вчерашнего дня причина обысков в ТНК-ВР оставалась за кадром. ФСБ вообще отрицала свое участие в следственных действиях, а комментировавшие их представители МВД утверждали, что они проводились в рамках некоего дела СИДАНКО. Вчера в ЦОС ФСБ России сообщили, что выемки проводились в рамках уголовного дела, возбужденного следственным управлением ФСБ по факту промышленного шпионажа (ст. 276 УК). "Братья Заславские были задержаны 12 марта при попытке получения закрытой информации, составляющей коммерческую тайну, от гражданина России — сотрудника одного из режимных предприятий нефтегазового комплекса",— отметили в ЦОС ФСБ. По информации ФСБ России, братья Заславские, "осуществляли незаконный сбор закрытой коммерческой информации в пользу ряда иностранных нефтяных и газовых компаний в целях получения ими конкретных преимуществ перед российскими конкурентами, в том числе на рынках стран СНГ". В тот же день подозреваемых освободили под подписку о невыезде, а 18 марта им было предъявлено обвинение. На следующий день в рамках уголовного дела были проведены выемки в ТНК-ВР и "ВР Трейдинг ЛТД". В ходе выемок, как утверждают в ФСБ, "были обнаружены и изъяты вещественные доказательства, подтверждающие факт промышленного шпионажа".
Такими доказательствами в ФСБ называют копии документов органов государственной власти и управления Российской Федерации, докладных и аналитических записок, относящихся к тематике недропользования, по предварительной оценке отнесенных к коммерческой тайне; визитные карточки сотрудников иностранных военных ведомств и ЦРУ.
При этом в ЦОС ФСБ не смогли объяснить, почему выемки были проведены только через неделю после задержания подозреваемых . Этого времени было вполне достаточно для того, чтобы уничтожить все вещдоки по делу, тем более что братья Заславские не находились под стражей. По словам одного из представителей ведомства, задержанные якобы сами пошли на контакт со следствием, им указали, где именно "следует искать вещдоки". Именно поэтому следствие не стало обращаться в Лефортовский суд для избрания им меры пресечения в виде ареста. В ТНК-ВР придерживаются иной версии, которую, впрочем, высказывают неофициально. Источники в ТНК-ВР обратили внимание на то, что следственные действия проводились не только в кадровой службе и на рабочем месте Ильи Заславского, молодого человека, который в компании был на сотых ролях (он работал специалистом в подразделении "ТНК-ВР Менеджмент" и при этом активно сотрудничал со многими СМИ в качестве эксперта по проблемам ТЭК), но и во многих других помещениях. У источников сложилось впечатление, что дело о промшпионаже являлось лишь формальным поводом для "большого наезда", который готовится со стороны силовых структур. А Илья Заславский оказался удобной для силовиков фигурой еще и потому, что его брат Александр является руководителем проекта Британского совета.
Напомним, что 4 февраля в ответ на решение МИДа с 1 января 2008 года прекратить работу региональных отделений Британского совета, клуб выпускников британских программ, президентом которого является Александр Заславский, обратился с открытым письмом к президенту Владимиру Путину. Выпускники британских программ просили главу государства "оказать содействие в разрешении конфликтной ситуации и возобновлении работы региональных отделений Британского совета". "Мы понимаем, что в настоящее время в отношениях России и Великобритании есть разногласия. Однако недопустимо, чтобы их заложниками становилась культура и образование, а также интересы российских граждан",— говорилось в письме. Впрочем, среди 154 подписей подписи Александра Заславского не было.
В ТНК-ВР официально говорят, что узнали об обвинениях в адрес своего сотрудника из сообщений ФСБ и намерены всесторонне сотрудничать с правоохранительными органами. "Мы всегда решительно выступали и выступаем против любых противозаконных действий, наносящих ущерб РФ, и любых недобросовестных методов конкурентной борьбы",— отмечается в официальном сообщении ТНК-ВР. В компании не стали пояснять, какие вопросы относятся к сфере деятельности Ильи Заславского. По данным источников, он занимался юридическими вопросами, связанными с газовым бизнесом ТНК-ВР. Сейчас ТНК-ВР ведет переговоры с "Газпромом" о продаже ему крупного Ковыктинского газоконденсатного месторождения. Сделка должны была быть закрыта еще в прошлом году, но сторонам так и не удалось договориться о цене актива. Вчера в газете The Financial Times заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Медведев высказал предположение, что сделка будет закрыта до конца апреля.
Хотя в сообщении ФСБ отмечается, что братья Заславские обвиняются в промышленном шпионаже, несколько источников, знакомых с ситуацией, уверяют, что речь может идти и о разглашении гостайны. В законе "О Государственной тайне" говорится, что его действие распространяется на данные "об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых", к числу которых относится нефть. По информации собеседников, претензии к братьям могут заключаться в том числе и в разглашении "некоторых расчетов", касающихся российской энергетической стратегии до 2020 года. Другой источник уверяет, что в связи с делом братьев Заславских в правоохранительные органы вызывался и глава российского подразделения ВР — ВР Russia — Ричард Спиз. Он занял эту должность в сентябре 2005 года, а до этого курировал проекты ВР в Латинской Америке. В ФСБ эту информацию оставили без комментариев.
Представители Британского совета вчера не комментировали ситуацию с братьями Заславскими. В посольстве Великобритании в Москве, координирующем работу Британского совета, вчера сообщили, что "братья Заславские действительно являются членами британского клуба выпускников", однако "они не являются сотрудниками Британского совета". "На данный момент мы изучаем сложившуюся ситуацию и находимся в постоянном контакте с компанией BP",— отметили в посольстве. На вопрос, связана ли, по мнению британских дипломатов, ситуация с задержанием братьев Заславских с конфликтом вокруг Британского совета и демонстрирует ли этот факт новое обострение российско-британских отношений, в посольстве ответили неопределенно: "Это сказать сложно".
Кто такие братья Заславские
Старший брат Александр Заславский родился 29 марта 1974 года. Получил степень бакалавра в Университетском колледже и докторскую степень по международным отношениям в Наффилдском колледже Оксфордского университета. Работал в Лондоне в департаменте корпоративных финансов компании SBC Warburg. Затем — директор консультационного отдела исследовательской и консультационной компании Eurasia Group (Нью-Йорк), глава российского подразделения компании. Выступает в российских и зарубежных СМИ как комментатор по политическим процессам в России и СНГ. С декабря 2007 года руководит "Клубом выпускников" при Британском совете, объединяющем россиян, получивших образование в Великобритании.
Младший брат Илья Заславский родился 21 января 1979 года. В 1997-1999 годах учился на историко-филологическом факультете Института филологии и истории РГГУ. В 2001 году получил степень бакалавра по современной истории, в 2004 — магистра по международным отношениям в Оксфордском университете. В 2005 году прошел курс обучения по финансово-экономическому анализу инвестиционных проектов в Академии нефти и газа им. Губкина. В 2003 году работал аналитиком в компании Access Industries. С 2004 года — аналитик московского представительства Российского углеродного фонда (Дания). С сентября 2007 года — консультант компании ТНК-ВР. В 2005 году в издательстве "Европа" вышла его книга"Дело труба. Баку—Тбилиси—Джейхан и казахстанский выбор на Каспии". Публиковался в ряде российских СМИ.
Оба брата имеют гражданство России и США.
Как боролись за коммерческую тайну
Впервые понятие коммерческой тайны появилось в российском законодательстве в 1994 году, когда был принят Гражданский кодекс РФ, в статье 139 которого содержалось определение такой тайны. Затем санкции за незаконное получение и разглашение коммерческой, налоговой или банковской тайны были определены в статье 183 нового Уголовного кодекса РФ, вступившего в силу с 1997 года. Максимальный срок наказания по этой статье составляет десять лет заключения. Наконец, в июле 2004 года президент РФ подписал закон "О коммерческой тайне".
Первое уголовное дело по факту хищения коммерческой информации было возбуждено УФСБ по Свердловской области в 2003 году. Контрразведчики выявили факт несанкционированного копирования документов на "Уралмашзаводе" — якобы в интересах коммерческих фирм. В офисе этих компаний провели обыски, две сотрудницы "Уралмаша" написали явку с повинной. К следствию были привлечены спецслужбы других регионов России и зарубежных государств. Однако вскоре выяснилось, что скопированные чертежи не имели никаких грифов, а сотрудницы завода не знали, что эта информация является коммерческой тайной. Руководство "Уралмашзавода" официально заявило, что "правонарушение было обнаружено сотрудниками "Уралмашзавода", а нанесенный ущерб составляет незначительную сумму". Дело закрыли.
Первые реальные приговоры за разглашение коммерческой тайны появились в 2007 году. Одним из первых осужденных по этой статье стал старший налоговый инспектор из Санкт-Петербурга Сергей Сергеев, который за 3 тыс. руб. выдал посторонним лицам баланс одной из частных компаний. Он был осужден условно. Не попал в колонию и менеджер по сбыту Череповецкого металлургического комбината, принадлежащего ОАО "Северсталь". Он по электронной почте направил закрытые сведения о ценах на продукцию "Северстали" своему знакомому предпринимателю, получив за это 250 тыс. руб. В декабре 2007 года суд приговорил его к штрафу.
Комментарии
Конфереция