Особенности дизельного топлива: как защитить двигатель автомобиля

Владельцу современного дизельного авто нет надобности разбираться в тонкостях конструкции своего мотора – на то сегодня есть сервисные службы дилеров. Но все-таки у дизелей имеются нюансы, знание которых может уберечь от неприятностей и внеплановых визитов к мастерам.
Любой мотор любит качественное топливо. Но дизель особенно. В этом нет ничего нового. Однако дизель дизелю рознь. Более всего чувствительны к наличию примесей моторы с системой питания Common Rail или с насос-форсунками. Таких с каждым днем становится все больше, а потому и требования к качеству дизтоплива ужесточаются – распылители форсунок современных систем могут выйти из строя почти сразу же после заправки некачественной соляркой.
С моторами, у которых топливо в цилиндры подается и дозируется обычным насосом высокого давления, легче – их форсунки не столь прихотливы, хотя и менее продвинутый агрегат способен «загнуться», хлебнув пригодного лишь для трактора «пойла» где-нибудь на сельской заправке. Отсюда мораль: заправляйтесь только на проверенных АЗС, хотя в последнее время качество дизтоплива в крупных городах и на основных трассах страны выровнялось и не вызывает серьезных нареканий. Отправляясь же вглубь лесов или планируя поездку по совсем глухим дорогам, не поленитесь залить качественное топливо в канистру. Возможно, оно в итоге станет единственным способом добраться до дома.
Первый признак некачественного топлива хорошо знаком тем, кто давно пользуется дизельной техникой. Если через пару минут после заправки на щитке приборов загорится лампочка Check Engine, будьте уверены: мотору не нравится, чем его «кормят». Хорошо если, «проглотив» суррогат, двигатель будет способен работать. Если же нет – выход один: сливать все, что есть в топливном баке, и наполнять его тем самым запасом из канистры.
Присадки
О парафине в дизельном топливе слышали многие. Собственно, он есть в любой, даже самой качественной смеси для дизельного мотора. Весь вопрос в количестве этого вещества. Малое количество парафина не меняет вязкость солярки, в то время как его избыток способен уже при – 5 °С превратить жидкость в желе, а при 15 градусах мороза – в нетекучую субстанцию. Заправившись зимой летним топливом, обладатель дизельного автомобиля рискует прямиком отправиться на буксире в ближайший автосервис, где систему подачи придется отогревать и отмывать от парафиновых пробок и смол.
Солярку для холодного времени года делают из более легких, чистых и дорогих фракций нефти. Поэтому зимнее дизтопливо дороже летнего, и некоторые нечистоплотные производители для снижения температуры застывания добавляют зимой в летнюю марку дизтоплива бензин или керосин. У последних в отличие от дизтоплива цетановое число вдвое-втрое ниже, что приводит к жесткой работе дизеля и, соответственно, к его быстрому износу.
Примерно такой же эффект дают разнообразные зимние присадки, те, что разжижают топливо при помощи различных растворителей. До следующей колонки вы, безусловно, доедете, но, возможно, несколько сократив ресурс дорогостоящего мотора. Оговоримся сразу: к ним мы не относим моющие присадки, препятствующие отложениям на форсунках, – их польза очевидна.
Поэтому, во-первых, избегайте сомнительных АЗС в незнакомых местах, а уж если пришлось заправиться наобум, налейте в бак ровно столько, чтобы хватило до следующей, нормальной, заправочной станции. Во-вторых, используйте лишь те присадки, которые рекомендует производитель. Не экспериментируйте на своем авто.
ТУРБОТАЙМЕР
Большинство современных дизельных моторов турбированные. Турбонаддув увеличивает мощность и рабочий диапазон дизеля, приближая его в лучших легковых конструкциях вплотную к бензиновым аналогам.
Само собой, все режимы работы турбины тщательнейшим образом просчитаны и испытаны еще на стадии разработки силового агрегата. Но вот чего не учитывают обстоятельные и талантливые конструкторы, так это нашей вечной нехватки времени.
Вы спешите с утра на работу, а вечером – домой. Вырвавшись из пробки, пролетаете последние сот­ни метров при максимальных оборотах мотора и, резко заглушив его, как спринтер взбегаете по ступенькам родного офиса… А в это время разогретые до 700 °С Детали ротора турбины портятся сами и сокращают век подшипникам, в которых вращаются. И все потому, что масло, которое должно было охлаждать этот ротор, больше не поступает в него – вы ведь мотор выключили. Несколько таких остываний, и турбина умирает. А оставить ее в живых проще простого: не глушите турбомотор сразу (это относится и к бензиновым двигателям). Минута-другая на холостых оборотах, и температура выровняется, риск плавки подшипников ротора сведется к нулю.
Впрочем, для особо спешащих придуман простой и полезный прибор, который быстро установят на любой станции техобслуживания, – турботаймер. С ним вы можете смело выключать зажигание, запирать авто и идти по делам. А мотор еще некоторое время сам потарахтит на холостых, после чего турботаймер его заглушит.
Меняйте масло
Дизельный мотор особо требователен к качеству масла. Во-первых, потому что ударные нагрузки на самые ответственные детали двигателя здесь выше, чем в бензиновом агрегате. Во-вторых, в дизеле тяжелее температурный режим поршней, которые этим маслом охлаждаются. Но существует еще одна типично дизельная проблема. В большей степени она относится к неновым моторам. Часть рабочей смеси, просочившись сквозь неплотности колец, попадает в масло, разжижает его и ухудшает все его характеристики.
Рецепт один: своевременно меняйте масло. Если бензиновый мотор относительно безболезненно может перекатать пару-тройку тысяч километров, то у дизеля регламент надо соблюдать жестко.
Попутно заметим, что использовать необходимо лишь то масло, которое одобрено производителем. Как материал деталей двигателей, так и добавки в моторные масла разнятся от региона к региону, и неблагоприятное их сочетание может уменьшить ресурс мотора.
Все то же самое относится и к топливным фильтрам. Забитый фильтр укорачивает жизнь буквально всему топливному оборудованию.
Звучание двигателя
Работающий при высокой степени сжатия дизельный мотор издает больше шума, чем бензиновый. Звукоизоляция современных автомобилей такова, что, находясь в салоне, этой разницы можно и не заметить, но шум четко слышен, если открыть капот.
Звук, издаваемый любым мотором, опытному механику скажет о многом, и для дизеля это особенно актуально. Несмотря на то что тракторное тарахтение древних дизелей сменилось приятным рокотом современных моторов, звук был и остается в первую очередь показателем пробега мотора и отношения к нему. Чем он тише, тем в лучшем состоянии двигатель.
Послушайте хоть изредка, как звучит ваш работающий дизель. Если рокот сливается в одну непрерывную песню – хорошо. Если же из общего строя выделяются ритмичные металлические нотки, то прислушайтесь внимательнее: более сильные звуки свидетельствуют о вероятной неисправности. Если же на холостых мотор заметно «приседает» на один из цилиндров, готовьтесь к замене форсунок.
Ваш автомобиль оснащен турбодизелем самой современной конструкции? При разгоне он раскручивается почти как бензиновый и радует основным преимуществом дизельной тяги – бешеным крутящим моментом в рабочем диапазоне оборотов? Звука его из салона не слышно, а топлива он потребляет чуть ли не вдвое меньше бензиновых моделей с аналогичными показателями?
Отлично! Но помните: в любом случае дизелю максимальные обороты даются тяжелее, чем бензиновому мотору. Равно как и «внатяг» – то есть на предельно низких оборотах – он отдает мощность плохо. Того и гляди норовит заглохнуть с громким и неприятным металлическим ударом. И то и другое способно значительно приблизить тот час, когда мотор придется сдать в утиль.
Поэтому берегите чудо инженерной мысли, установленное под капотом вашего авто. Не мучайте дизель крайними режимами, дайте минуту остыть турбине после прогулки с визгом шин, не жалейте для него качественных масел и солярки, и он ответит вам долгим ресурсом и надежной – «тепловозной» – тягой. Разве что басовитого тарахтения со временем чуть прибавится. Ну да истинным поклонникам дизельной техники не привыкать! 
Комментарии
Конфереция