Автопроизводители увеличивают поставки машин с дизельными двигателями: вопрос за топливом

Россия на пороге дизельного бума. В этом году сразу несколько импортеров расширили свои линейки за счет машин с дизельными двигателями. Похоже, качество отечественного топлива перестает быть сдерживающим фактором. Большинство автопроизводителей, которые сегодня собираются или уже решили поставлять в Россию дизельные машины, уже делали это в конце прошлого и начале этого века.
Когда экологические законы в Европе и США начали ужесточаться, автопроизводители стали оснащать свои дизельные двигатели сажевыми фильтрами – без них невозможно было соответствовать нормам Евро-4, а затем и Евро-5. Однако такие фильтры очень придирчивы к качеству топлива, и российская солярка с высоким содержанием серы для них губительна. «Большинство российских нефтеперерабатывающих заводов производят солярку, рассчитанную на отечественные двигатели, которые не подходят даже под нормы Eвро-2, не говоря уже о Евро-3 или Евро-4. Поэтому автопроизводители не дают гарантии на свои дизельные двигатели», – говорит исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.
Некоторые решили проблему радикально: прекратили поставки в Россию дизельных автомобилей. Тем более что и конъюнктура рынка этому благоприятствовала: в нашей зябкой стране теплолюбивые двигатели с компрессионным воспламенением никогда не пользовались особой популярностью. В России стереотипы всегда с большим трудом сдают свои позиции. Отказаться от мысли, что дизель – это трактор, который невозможно завести на морозе, с адовым дымом из выхлопной трубы и запахом солярки, российскому потребителю так же непросто, как признать мифом наш «особый путь».
Не имея возможности доехать до российских покупателей по шоссе, дизельные автомобили подбирались к ним, что называется, обходными тропами. Для ценителей внедорожников дизельный двигатель не объект экономии, а стиль плюс источник отменной тяги на низких оборотах. «Внедорожники – более благоприятный сегмент для дизеля. В этом случае никто не поинтересуется, зачем вам тракторный двигатель на маленьком Golf. Ездите на тракторе – ну и ладно. Вы – грубые ковбои, вам можно», – рассуждает PR-менеджер «Фольксваген Груп Рус» Андрей Гордасевич. Оно и понятно: 70% продаваемых его компанией в России внедорожников Volkswagen Touareg оснащены именно дизельными двигателями. Volkswagen с самого начала работы на российском рынке стал завозить сюда дизельные автомобили.
Другой старожил этого сегмента – Ford – начал импортировать в Россию легендарные дизельные Maverick еще в 1993 году. В 2001-м список пополнил Land Rover с моделями Discovery и Defender, а в 2003-м на годовой тест в Пермскую область приехал 3-литровый BMW Х5.
Сегодня линейки внедорожников практически всех мировых брендов в России включают в себя дизельные версии, интерес к которым постоянно растет. В 2007 году, к примеру, дизельных Discovery 3 было продано 90% от общего объема продаж модели, а Range Rover – 30%. За январь 2008 года дизельные Discovery 3 составили уже 94%, а Range Rover – 38% от общего количества. Почти треть продаваемых в России внедорожников Audi оснащена двигателями TDI. С 1 января этого года Mercedes-Benz начал ввозить в Россию кроссоверы ML 320 CDI, GL 320 CDI и R 320 CDI 4Matic, потребляющие солярку. И даже Mazda, никогда не делавшая в России ставку на дизели, завозит к нам свой пикап В2500 и, по некоторым данным, собирается в ближайшее время представить дизельную версию кроссовера CX-7.
Проблему «капризных» сажевых фильтров автопроизводители решают по-разному. Audi, Mercedes-Benz и BMW просто не оснащают ими машины. А вот Ford и Citroёn считают, что современное российское дизтопливо уже не опасно для их фильтров.
В отличие от дизельных внедорожников, спрос на которые в России всегда был довольно высок, седаны и хэтчбеки с такими моторами до последнего времени на дорогах встречались крайне редко. А ведь европейский потребитель давно сделал выбор, сочтя их более экономичными и менее вредными для окружающей среды. Доля импорта в Россию дизельных машин в общем объеме пока не превышает 5%. Для сравнения: в Германии их продается больше 60%.
Но ситуация меняется буквально на глазах. О планах разбавить свои линейки дизельными версиями уже объявили Audi, Citroёn, Daimler, Jaguar, на подходе Mazda и Renault. Что стало причиной «дизельной истерии»? Какое яблоко упало на головы автомобильных маркетологов?
Собственно, яблоко все то же – спрос. Как известно, мир находится на грани пресыщения автомобилями. Сегодня устойчивый покупательский интерес к машинам наблюдается только на развивающихся рынках, к которым относится и Россия. Европейский потребитель уже мало интересуется бензиновыми машинами. Пока удержать его удается благодаря дизелям, но рано или поздно европейцы пресытятся. И тогда настанет время перенаправить потоки дизелей на те самые развивающиеся рынки. Потому-то автопроизводители и спешат «забить колышки».
Вместе с тем в России растет и покупательский интерес к дизелю. PR-менеджер «BMW Group Россия» Ксения Климушина говорит, что спрос на такие машины увеличивается примерно на 2% в год. В 2006 году в общем объеме российских продаж BMW дизельные версии занимали 4%, в 2007-м – 6%. И это BMW, которые покупают отнюдь не из экономических или экологических соображений. Выходит, что ездить на дизельных авто становится модно. «В России дизелями начали интересоваться прежде всего менеджеры, часто бывающие в Европе и берущие такие автомобили напрокат», – объясняет Кирилл Хохлов, независимый эксперт, а в прошлом руководитель отдела продаж одного из дилерских центров Avanta Group. Именно этот класс российских потребителей и попал под прицел автопроизводителей. В 2007 году Audi приняла решение завозить в Россию свою A3 TDI, а «Jaguar Land Rover Россия» – дизельный Jaguar X-Type. В ближайшее время Citroёn начнет поставлять на наш рынок новый C5 с большой линейкой дизелей. На кого рассчитаны эти автомобили? Определенно не на охотников и рыбаков.
Ситуация сдвинулась с мертвой точки еще и благодаря возросшему качеству российского дизтоплива. «Мы испытывали российское топливо и можем сказать, что его качество улучшается. Никаких проблем во время тестов не было», – сообщила нам PR-директор бренда Citroёn в России Оксана Вершинина. Это позволит компании ввозить в Россию свои дизельные автомобили с сажевыми фильтрами FAP.
А вот что касается экономических соображений, они едва ли станут ключевыми при выборе россиянами автомобилей с дизельными двигателями. Проблема в том, что такие машины дороже своих бензиновых аналогов на 1–3 тыс. долларов. Между тем цены на бензин и качественное дизтопливо в России отличаются несущественно. Российский бензин традиционно дешевле европейского, а вот про дизельное топливо этого не скажешь. Иными словами, дизельный автомобиль обходится потребителю дороже бензинового, но экономия на топливе ничтожна и разницу не покрывает. При этом обслуживание дизельных автомобилей дороже. Дело в том, что многие производители требуют проведения ТО для дизельных версий в два раза чаще, чем для их бензиновых аналогов.
Впрочем, ситуация может измениться, если цены на топливо станут приближаться к среднеевропей­ским (а такая тенденция существует). В таком случае проблема затрат на эксплуатацию и содержание машин заставит автовладельцев еще более тщательно просчитывать все варианты экономии средств и, вполне возможно, дизель станет выгоднее, чем бензин. Причем, по мнению экспертов, это будет особенно актуально для тех регионов, где людям приходится преодолевать большие расстояния между городами и поселками, а доходы населения значительно меньше, чем в столицах и других мегаполисах. 
Комментарии
Конфереция