«Газпром нефть» предлагает государству оплатить строительство газотранспортных сетей

Добывающие компании просят выделить бюджетные средства на стимулирование сокращения сжигания попутного нефтяного газа (ПНГ). В частности, «Газпром нефть» предлагает государству оплатить строительство и модернизацию газотранспортных (ГТС) и газосборных сетей в рамках увеличения объема утилизации ПНГ. Эксперты сомневаются, что государство пойдет на такие уступки бизнесу.
Нефтяники рапортуют о значительных инвестициях в проекты по утилизации ПНГ. В частности, по словам директора департамента проектов переработки попутного газа ТНК-BP Михаила Гордина, общие вложения компаний в эти проекты до 2011 года составят около 5 млрд долл. Но, по мнению его коллег из «Газпром нефти», даже этих средств может оказаться недостаточно. Николай Елисеев, начальник департамента газа и газопереработки «Газпром нефти», выступая на конференции «Рынок ПНГ в России», высказал мнение, что отрасли требуются госинвестиции в строительство ГТС и газосборных сетей, а также вложения в развитие электроэнергетики с использованием попутного нефтяного газа. Он отметил, что в настоящее время нефтяные компании совместно с «Сибуром» и Минэкономразвития в рамках Российского газового общества разрабатывают программу по стимулированию увеличения утилизации уровня ПНГ.
Президент «Сибур Холдинга» Дмитрий Конов поддержал идею Николая Елисеева, подчеркнув, что без влияния государства проблему утилизации ПНГ не решить, а помимо увеличения экологических штрафов необходима еще и поддержка отрасли.
Елисеев отметил необходимость налоговых преференций для компаний, инвестирующих в программы по утилизации ПНГ. Среди них могли бы быть отмена таможенных пошлин на ввоз в страну импортного оборудования, не производящегося внутри нее, а также отсутствие серьезных штрафных санкций для удаленных от инфраструктуры месторождений и проектов на ранней стадии освоения. Все эти параметры, по его мнению, должны учитываться в технических схемах разработки месторождений.
Замначальника отдела департамента налоговой и таможенной тарифной политики Министерства финансов РФ Александр Сакович считает, что компании в среднесрочной перспективе могут рассчитывать разве что на отмену таможенных пошлин по ввозу импортного профильного оборудования. При этом он полагает, что у нефтяников есть шанс получить госинвестиции по ряду проектов в области ПНГ. Чиновник сообщил, что для этого необходимо подать заявку на использование средств инвестфонда России, как когда-то сделала «Татнефть» в случае с проектом постройки НПЗ в Нижнекамске, и победить в тендере.
Эксперты сомневаются, что государство согласится заплатить за строительство ГТС. Денис Борисов из ИК «Солид» отмечает, что уже через пять лет проблема доступа независимых производителей в трубу «Газпрома» может стать не такой актуальной в связи со снижением добычи у самой монополии и переориентацией прокачки топлива с узла в Надыме на Ухту. Директор консалтинговой компании East European Gas Analysis Михаил Корчемкин полагает, что для экономического стимулирования переработки ПНГ государству проще было бы разрешить экспорт этого вида топлива через единый экспортный канал с получением части прибыли нефтяными компаниями, что обеспечит для них приток средств как минимум 5 млрд долл. в год за вычетом таможенных пошлин. Этого хватит на строительство необходимой инфраструктуры для переработки ПНГ.
Главный менеджер департамента зарубежного и специального строительства «Стройтрансгаза» Валерий Плотников отмечает, что стоимость строительства одного километра газотранспортной трубы может составить свыше 460 тыс. долл. По его мнению, подсчитать сумму, необходимую для модернизации и строительства всей необходимой инфраструктуры для ПНГ, сейчас просто невозможно, но это многие миллиарды долларов.
Комментарии
Конфереция