«Роснефть» и ЛУКОЙЛ предлагают вернуть лицензирование нефтепереработки для борьбы с мини-НПЗ

«Роснефть» и ЛУКОЙЛ выступили с инициативой введения лицензирования нефтепереработки в России. Как рассказали в ЛУКОЙЛе, президент компании Вагит Алекперов и его коллега из «Роснефти» Сергей Богданчиков в середине января этого года написали президенту Владимиру Путину письмо с предложением ввести эти меры в целях борьбы с производством некачественного и контрафактного бензина. Если инициатива станет законом, это грозит закрытием мини-НПЗ и увеличением стоимости бензина в России.
Цель – борьба с мини-НПЗ
В «Роснефти» подтвердили факт написания такого письма, отказавшись от дальнейших комментариев. В пресс-службе ЛУКОЙЛа пояснили, что оно было отправлено в связи с острой обеспокоенностью ситуацией в нефтеперерабатывающей отрасли РФ. По мнению авторов письма, на мини-НПЗ, работающих по упрощенным технологическим схемам, в качестве сырья зачастую используется нефть, полученная в результате несанкционированных врезок в трубопроводы и хищений на нефтепромыслах. Кроме того, президенты «Роснефти» и ЛУКОЙЛа отмечают низкое качество такого топлива и указывают на контрафактный, криминальный характер его происхождения. Для повышения качества нефтепродуктов топ-менеджеры предлагают ввести лицензирование деятельности НПЗ. Причем основанием для выдачи разрешения на работу, по мнению Вагита Алекперова и Сергея Богданчикова, может служить наличие у завода контракта на поставку нефти не менее чем на десять лет, а также технологий производства нефтепродуктов, соответствующих экологическим нормам евростандарта. «Наши НПЗ входят в структуру компании, поэтому мы можем подписать с ними контракт на поставку сырья на неограниченный срок. Кроме того, часть нефти мы перерабатываем по давальческим схемам, отправляя на уфимские НПЗ», — пояснил представитель ЛУКОЙЛа. Вместе с тем, по его словам, в России остались НПЗ, не обеспеченные поставками собственного сырья, поскольку владеющие ими компании, например НК «Альянс», добывают мало нефти. Такие НПЗ могут не получить лицензию, и тогда им грозит закрытие. Советник президента группы «Альянс» Андрей Румянцев разделяет озабоченность нефтяников по поводу наличия так называемых «самоваров» — мини-НПЗ, где бензин производится на контрафактной основе. Между тем собеседник не считает целесообразным введение обязательного увеличения сроков контрактов по поставкам нефти на заводы, а компания следует графикам производства топлива евростандарта на собственных НПЗ. Он добавил, что по итогам оценки экономики переработки топлива «Альянс» рассмотрит возможность закрытия своих мини-НПЗ, в частности Александровского, после окончания реконструкции Хабаровского НПЗ.
Минпромэнерго против лицензирования деятельности НПЗ
Однако инициатива нефтяников, похоже, не нашла отклика в сердцах чиновников. По информации источника в «Роснефти», Владимир Путин еще в январе по итогам получения письма поручил правительству выработать меры по повышению качества бензина. За реализацию поручения отвечало Минпромэнерго. По словам чиновника правительства, ведомство в итоге выступило против лицензирования деятельности НПЗ, мотивировав это тем, что качество бензина можно будет проконтролировать путем введения техрегламентов на моторное топливо. Согласно техрегламенту, вступившему в силу 21 февраля, топливо стандарта Евро-2 можно будет производить лишь до конца этого года, Евро-3 — до конца будущего. При этом накануне принятия решения чиновники Минпромэнерго обращались в Ростехнадзор, который выступил за ужесточение лицензирования деятельности НПЗ. В пресс-службе Минпромэнерго не смогли официально прокомментировать поручение Владимира Путина, сославшись на то, что не получали его за последние две недели. Пресс-секретарь Ростехнадзора Евгений Аношин сообщил , что деятельность НПЗ не лицензируется с 2005 года. Владельцам перерабатывающего бизнеса приходится получать только лицензии на эксплуатацию оборудования, транспортировку топлива, теплоснабжение, которые выдаются сроком на пять лет. По статистике ведомства, сегодня 775 НПЗ разного размера владеет 218 организаций. Михаил Крутихин, партнер консалтинговой компании RusEnergy, считает, что лицензирование НПЗ и последующее за ним закрытие мини-НПЗ приведут к росту цен на бензин на внутреннем рынке в связи с сокращением предложения. Вместе с тем он отмечает, что в 2006 году производство бензина стандарта Евро-3 в России составило всего 6,4% от общего производства топлива, а количество некачественного бензина сегодня превышает 40%.
Комментарии
Конфереция