Продажу бензина стандарта "Евро-2" запретят в России с 2009 года

Автомобильным бензином и дизельным топливом, соответствующим стандартам "Евро-2", можно будет заправиться на территории России только до 31 декабря 2008 г. Как сообщил заместитель министра промышленности и энергетики Андрей Дементьев, это предусмотрено проектом технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", который будет рассмотрен на заседании правительства 21 февраля 2008 г.
Документ устанавливает, что автомобильный бензин и дизельное топливо стандарта "Евро-3" будет выпускаться до 31 декабря 2009 г., "Евро-4" - до 31 декабря 2013 г. Ограничений, касающихся производства и выпуска в обращение бензина и топлива стандарта "Евро-5" не устанавливается.
Дементьев также сообщил, что устанавливаются некоторые временные изъятия. Так, бензин с октановым числом 92 и ниже будет выпускаться в течение 2009, 2010 и 2011 годов.
По статистике за 2006 год, в России производилось бензина и дизельного автомобильного топлива стандарта "Евро-2" - 42,2%, "Евро-3" - 6,4%, "Евро-4" - 0,1%. По статистике за первое полугодие 2007 года, "Евро-2" - 53,8%, "Евро-3" - 8,9%, "Евро-4" - 2,3%.
Дементьев отметил, что общая статистика за 2007 год схожа с прошлогодней. При этом замглавы Минпромэнерго отметил, что больше одной трети бензина, производимого в России, не отвечает даже требованиям "евро-2". Также правительство введет исключение для гособоронзаказа и военные ведомства смогут контрактовать топливо без ограничения по требованиям. Дементьев также сообщил, что переход со стандарта "евро-2" на "евро-3" не требует кардинального технологического перевооружения и существенных финансовых затрат и предположил, что технологическое перевооружение не должно привести к значительному росту цен на бензин. По словам А.Дементьева, регламент предполагает унификацию требований к топливу с критериями "по выхлопам", а также унификацию с европейскими нормами в данной сфере.
Заместитель министра сообщил, что предлагаемый регламент содержит несколько изъятий. В частности до 2011 г. будет разрешен выпуск бензина с более низким октановым числом , чем это предусмотрено регламентом на соответствующие годы. Однако по всем остальным требованиям выпускаемый бензин должен соответствовать установленным стандартам. Также исключение сделано для гособоронзаказа: государство сможет заказывать на предприятиях бензин, не отвечающий требованиям регламента. А.Дементьев пояснил, что такая необходимость может возникнуть при обеспечении топливом военной техники.
Кроме того, запасы, сделанные Росрезервом до вступления регламента в силу, смогут продаваться на рынке еще в течение пяти лет .
Как сообщил руководитель пресс-службы НК "ЛУКОЙЛ" Дмитрий Долгов, решение о прекращении обращения на территории России с 2009 г. автомобильного бензина и дизельного топлива, соответствующего стандартам "Евро-2", не отразится негативно на сбытовой деятельности компании. Нефтеперерабатывающие заводы ЛУКОЙЛа уже производят дизельное топливо стандарта "Евро-4" и бензин стандарта "Евро-3". Компания проводит модернизацию своих сбытовых предприятий, поэтому для ЛУКОЙЛа "не будет проблемой" с 2009 г. перевести свои НПЗ на производство нефтепродуктов только стандартов выше "Евро-3".
Существенно осложнить жизнь новый документ может мини-НПЗ , работающим в регионах. Оборудование на таких предприятиях просто не способно выпускать бензины надлежащего уровня.
Аналитик ИК "Антанта-Капитал" Тимур Хайруллин считает, что проект техрегламента затрагивает несколько групп интересов: "с одной стороны - потребители, а также власти Москвы, которые и лоббировали этот проект, потому что именно в столице наибольшая концентрация автомобилей; с другой стороны - это сами нефтяные компании, которые должны производить нефтепродукты надлежащего качества. Третья группа интересов - это автопроизводители, для того, чтобы их машины удовлетворяли стандартам, они должны иметь соответствующие двигатели и прочее оборудование".
Он отмечает, что "московские органы власти и ряд нефтяных компаний, наиболее активно развивающих сегмент переработки, заинтересованы в этом техрегламенте. Среди нефтяников речь идет о ЛУКОЙЛе, Роснефти и "Газпром нефти". За счет нового техрегламента они смогут увеличить свою долю рынка и возможно повысить рентабельность от реализации нефтепродуктов, потому что с переходом на более высокие стандарты возрастет и цена нефтепродуктов ".
Т. Хайруллин заключает, что противодействуют документу автопроизводители, так как им приходится отлаживать производство под выпуск бензинов требуемого уровня. "Воздействие решения по отношению к различным субъектам рынка дифференцировало, но лоббистский потенциал нефтяных компаний, экологов и московских властей выше. Поэтому проект будет введен, автопроизводителям придется подстраиваться", - говорит он.
Как отметили в ОАО "Московский НПЗ", в Московском регионе все поставщики бензина и дизельного топлива перешли на стандарт "Евро-3" уже с 1 января 2007 г. Соответствующее постановление было подписано правительством Москвы в связи с большой транспортной загруженностью и загазованностью города. Сам МНПЗ, обеспечивающий около 60% рынка моторного топлива Москвы, производит отпуск продукции столице в соответствии со стандартом "Евро-3" (по экологической составляющей), а российским регионам – "Евро-2".
Напомним, согласно данным завода, в 2007 г. МНПЗ произвел 2 млн 254 тыс. т. автобензина, из этого объема по стандарту "Евро-2" произведено 715,5 тыс. т.
В МНПЗ напомнили, что первоначально планировавшийся переход на "Евро-3" с начала 2008 г. был отложен на год в связи с неготовностью двигателей большинства российских автомобилей к использованию топлива более высокого качества. "Заливать можно и "Евро-3", но фактически экологические нормы в соответствии с этим стандартом соблюдаться не будут", - отметил представитель МНПЗ.
Комментарии
Конфереция