«Фаэтон» пожаловался на конкурентов в ФАС: ЛУКОЙЛ и ПТК обвинили в демпинге

Один из крупнейших независимых игроков петербургского топливного рынка, ХК «Фаэтон», направила письмо в адрес УФАС по Петербургу и Ленобласти, в котором попросила обратить внимание на действия двух лидеров городского рынка АЗС — Петербургскую топливную компанию (ПТК) и ЛУКОЙЛ. По мнению «Фаэтона», из-за доступа к дешевому бензину эти компании имеют неравные условия на рынке и занимаются демпингом. В УФАС пообещали разобраться, а в ПТК говорят, что никаких законов не нарушают, и предлагают «Фаэтону» лучше договариваться с поставщиками. «Фаэтон» — четвертый по величине игрок петербургского рынка АЗС после ЛУКОЙЛа, ПТК и Neste. Его сеть состоит из 52 станций (около 8,5% рынка). По собственным данным компании, ее доля рынка в Петербурге и Ленобласти по наличной реализации топлива составляет 18%. Выручка сети по итогам 2007 года — 5,5 млрд руб. Письмо в местное управление Федеральной антимонопольной службы «Фаэтон» написал еще 15 января, однако об этом стало известно только в конце прошлой недели. Как рассказал генеральный директор «Фаэтон-Аэро» Михаил Снопок, суть претензий его компании сводилась к тому, что ЛУКОЙЛ и ПТК имеют доступ к дешевым ресурсам, что позволяет им демпинговать. «Цены, которые были в прошлом году на городских АЗС, выставлялись с наценкой, которая не покрывала даже себестоимости», — уверен он. «Мы будем выяснять, — заявил Олег Коломийченко, руководитель УФАС по Санкт-Петербургу. — В Петербурге уже были случаи картельных сговоров, теперь это тоже возможно, однако все надо доказывать. Дело пока не возбуждено, пока мы только запросили необходимые документы». Пресс-секретарь ЛУКОЙЛа Дмитрий Долгов рассказал, что мелкие региональные игроки периодически жалуются на его компанию в ФАС. «Мы находимся между молотом и наковальней, — сетует он. — Мы ответим на направленные к нам запросы, но, как правило, они ничем не заканчиваются». «Мы в шоке, — отреагировал на сообщение о письме первый заместитель генерального директора ПТК Леонид Чурилов. — Наш долгосрочный договор до 2016 года не предусматривает никакого эксклюзива, и любая компания, имея определенные финансовые и коммерческие ресурсы, может договариваться с любой нефтяной компанией о долгосрочных поставках». Чурилов полагает, что подобное письмо «Фаэтона» — очередной пиар-шаг компании, которая в своей работе нередко использует провокационный маркетинг. «Я не понимаю, в чем резон этого обращения, — недоумевает Олег Ашихмин, президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга. — «Фаэтон» в конце года действительно скорее всего работал в минус из-за того, что у них нет долгосрочных договоров, но никакого демпинга на рынке нет». Он напомнил о нескольких случаях вмешательства петербургского УФАС в деятельность топливного рынка города. Так, в 1997 году в ответ на повышение городом арендных ставок сразу более сотни игроков подписали меморандум об одновременном повышении цен на топливо. «Мы тогда были не особо знакомы с деятельностью антимонопольного ведомства, к тому же в итоге ему не удалось доказать факт нарушения закона», — отмечает Ашихмин. В 1998 году во время жесткого кризиса на рынке АЗС, вызвавшего огромный дефицит топлива, операторы АЗС одновременно подняли цены до заградительного уровня: если в среднем по рынку литр дизтоплива тогда стоил около 1,5 руб., то в результате договоренностей операторов он вырос в цене до 16—20 руб. за литр. Тогда ФАС признала эти действия противоречащими закону и наложила на крупнейших игроков штрафы в размере 5—20 тыс. руб. Согласно данным ИАА «Аи-92», к началу декабря 2007 года на заправках «Фаэтона» были самые высокие цены в городе: 22,4 руб. за литр АИ-92 против 20,6 руб. у ПТК и ЛУКОЙЛа, 24,5 руб. за литр АИ-95 против 22,6 руб. и 22,5 руб. у ПТК и ЛУКОЙЛа соответственно, и 21,6 руб. за литр дизтоплива против 19,8 и 19,8 руб. В то же время уровень цен двух крупнейших игроков был даже выше, чем у целого ряда компаний. Так, «Славнефть» продавала литр АИ-92 за 19,2 руб., «Газпром нефть» — за 20,3 руб., «Русланд» — за 19,5 руб., «Татнефть» — за 19,9 руб. В декабре—январе «Фаэтон» начал существенно снижать цены, по 0,5—0,6 руб. в неделю, опережая общую понижательную тенденцию, достигнув к февралю среднегородских цен.
Комментарии
Конфереция